инководство
главная мама-папа дневник фотоальбом белиберда

Хрватские Хроники :)

Помните детскую сказку Киплинга про верблюда? Там был такой верблюд, который все время говорил «Грб»? Нет? Ну это не важно. Главное, теперь я точно знаю, что этот верблюд был хорватом :) Потому что в хорватском языке почти все слова содержат сочетания из трех подряд согласных. Да у них даже республика называется Hrvatska! Но обо всем по порядку…

Идея.
        Идея поездки лежала на поверхности. Во-первых, семимесячное пузо все-таки накладывает определенные ограничения, и всякие египты-турции нами даже не рассматривались, плюс перелет на моем сроке начинал сопрягаться с некоторым геморроем. Не то, чтобы я боялась или считала это вредным, а просто большинство авиакомпаний начинают требовать дурацкие справки-разрешения от врача (своему я, конечно же честно глядя в глаза, сказала, что у меня дача под Звенигородом, что, конечно же, является чистой правдой, хотя кроме забора на той даче ничего нет) и, по слухам, не очень охотно пускают на борт пузатых теток… Короче говоря, нужна была в меру цивилизованная страна с умеренным климатом, до которой можно доехать на автобусе. Так появилась Хорватия.

Подготовка.
        Ехать решили с ребенком, бабушкой и еще одной семьей друзей (мама + папа + такой же ребенок). Сняли, как водится, домик у моря через любимый interhome. Затем сделали хорватские визы (это существенный момент для путешествующих на автомобиле. Надо либо иметь визу, либо все документы, которые вы бы предоставляли для визы, включая приглашение, бронь гостиницы или тур. путевку, иначе не пустят). У нас с мужем был шенген, бабушке с ребенком сделали транзитные польские визы, тоже довольно быстро и без проблем. Кроме того, забронировали 2 цивилизованные ночевки – гостиницу в Польше по дороге туда, и гостиницу в Венгрии по дороге обратно.
        Больше всего я боялась, что будет слишком жарко (автобус у нас без кондиционера). Вняв моим опасениям, Сергуня установил внутри здоровенный вентилятор, который, нас действительно неплохо выручал. Собственно, на этом подготовка была завершена, казалось, осталось только сесть и поехать, но тут случился грандиозный облом у наших друзей. Их ребенок плотно проконтактировал с другим ребенком, больным ветрянкой! Рисковать никто не хотел, так что в последний момент они были вынуждены отказаться от поездки, а нам пришлось ехать самим.

Дорога

Выехали утром, как обычно пообедали в Ярцево, к 12 ночи были километров за 100 до Бреста. Переночевали на трассе (белорусы просто молодцы – по-прежнему отличный автобан, прекрасные зоны отдыха, с беседками, водой и даже биотуалетами!) Ночью была гроза, сильно пугающая бабушку, а вот Динка нисколько не смущалась, отлично спала и вообще вела себя неплохо.
        На следующее утро доехали до границы, прошли часа за 2,5, без проблем. К вечеру были в забронированной гостинице. Как окрестила ее Динка – «Домик с круглыми окошками» :). Действительно, окошки в номерах были сделаны в форме иллюминаторов, т.к. вид из них на озеро, очень красиво! Особенно утром, когда солнце встает прямо из воды. Гостиница очень понравилась, мы там отлично передохнули, поели, выспались. Динка вдоволь набегалась на детской площадке и накачалась на качелях. Единственный момент – погода в Польше оказалась прохладной и пасмурной, шел дождь, ночью опять была гроза, так что ни о каком купании не было и речи.

Рано утром сходили на завтрак и выехали без промедлений – предстоял самый тяжелый день. Нужно было проехать через Польшу, пересечь Татры, миновать Словакию… Только в Венгрии начинаются нормальные автобаны. Погода продолжала радовать дождем. Вокруг бушевал паводок – все реки вздулись, по ним плыли деревья. Первый раз в жизни я видела такую картину: широченная река и где-то посреди, примерно на треть русла стоит одинокий полузатопленный мост :) Короче, очень хотелось плавать :))
        Динка совсем замучилась, к концу дня уже никакие аисты, подсолнухи и коровы не могли ее отвлечь, а когда в Будапеште мы попали в ужасную пробку, она окончательно раскапризничалась и, проныв минут 40 подряд, наконец заснула.
        Уже ночью, в темноте мы въехали в вожделенную Хорватию (прохождение границы – минут 15) и заночевали на какой-то парковке под Загребом. Разумеется, снова была гроза. Бабушка, кажется, начала привыкать :)

Плитвицкие озера.
        До нашего домика оставалось всего километров 400, так что утром мы спокойно, уже безо всякой спешки двинулись осматривать один из самых знаменитых национальных парков Хорватии – Плитвицкие озера. Нет, мы честное слово собирались купить входные билеты и осмотреть его как цивилизованные люди! Правда-правда! Но Сергуня случайно проскочил нужный съезд с автобана, так что к парку мы подъехали с нестандартоной стороны, по нестандартной дорожке и никаких касс не обнаружили, оказавшись на территории совершенно бесплатно.
        Эх, какая же там красота! Парк представляет собой цепочку горных озер с кристально чистой водой, соединенную между собой водопадами разной высоты. Вокруг озер оборудована пешеходная тропа, местами это очень красивые деревянные мостки, которые проходят прямо над водопадами!
        Сразу скажу, что с точки зрения каякинга место абсолютно бесперспективное, т.к. высота некоторых водопадов достигает 60м, и практически все они падают в камни :)
        Через самое большое озеро ходит паромчик, а по берегу через весь парк можно проехать на автопоезде. Все это бесплатно, т.е. входит в стоимость входных билетов. Конечно же, мы покатались и на паромчике и на поезде, нагулялись и насмотрелись до полного восторга! Для Динки же самым сильным впечатлением, кажется, стало знакомство с виноградными улитками, которых она со слезами на глазах никак не хотела отпускать :)

Дом на острове
        Любуясь чудесными горными пейзажами и буйной растительностью, мы преодолели нужное количество километров по направлению к морю, и оказались с другой стороны хребта. Природа здесь резко поменялась – выжженная земля, сплошные колючки и невыносимая жара. Однако, манящее лазурное море где-то далеко внизу наполняло всех, включая Динку, оптимизмом. Тем не менее, когда мы подъехали к нашему острову Паг, сдерживать изумление стало совсем трудно – весь остров представлял собой абсолютно голую, пустынную скалу, без единой травинки! Нам стало немного страшно :)

Чтобы попасть в деревушку Зубовичи, в которой мы сняли дом, нам предстояло проехать через весь остров. Практически повсюду картина была одинаково безрадостной – камни, изредка – сухие тростники, заросли колючек и снова безжизненные камни! Весь остров вдоль и поперек пересечен невысокими каменными стенками, сложенными из тех же камней. В принципе, в горах подобные стенки встречаются довольно часто – таким образом обычно расчищают пастбища для скота, заодно сооружая загородки. Но тут ни о каких пастбищах речи не шло, между стенками были все те же голые камни!
        Отгадка стенок выяснилась чуть позже. Оказывается, 2 раза в год, весной и осенью, остров подвергается воздействию страшных бурь («бура» как говорят местные - это название одного из ветров, дующего с моря и приносящего вышеупомянутое стихийное бедствие). Чтобы сохранить остатки земли, которую эти бури сметают, местные жители издавна строили вышеописанные загородки, правда, не особо-то они помогли. По словам хозяина нашего дома, «бура» - настоящее стихийное бедствие, например, этой весной ветер принес соль, которая выпала на землю слоем в несколько сантиметров! Трудно представить, как можно жить в таких условиях, но местные жители смотрят на все философски :)

Забегая вперед, скажу, что в конце концов все оказалось не так страшно и жить на острове мне очень понравилось. Место оказалось действительно экзотичным (в хорошем смысле), а местный колорит вполне может соперничать с банальным тропическим раем, привычно ассоциирующимся с традиционным пляжным отдыхом.
        Снятый нами дом (точнее, этаж) мне вполне понравился. Все чисто и уютно, хоть и без особых изысков. Открытая веранда, столовая, кухня, 3 комнаты с балконами, 2 душа, 2 туалета. Единственное, чего по-настоящему не хватало – это кондиционера. Нет, не то, чтобы было ужас-ужас как жарко, но все-таки кондиционер бы не помешал.
        Море действительно оказалось метрах в 300-400 – просто спуститься вниз по дороге. «Песчаный пляж» - это, конечно, не совсем то, что обычно имеется в виду, т.к. песок очень крупный, с камнями и даже просто ходить по нему босиком очень некомфортно. Но мы были подготовлены – тапочки для кораллов (наши любимые, резиновые, которые мы используем для тренировок) рулят. Кстати, на не тренирующихся и, соответственно, не имеющих этих тапочек членов экипажа я их благополучно купила вот здесь (есть все размеры, включая детский 25, рекомендую). Забегая вперед, скажу, что тапочки не просто полезны, а даже необходимы, т.к. море буквально кишит морскими ежами. В принципе, неопреновый аналог можно было за копейки приобрести в супермаркете в Навалье.

Хозяева и местные жители.
        Наш хозяева - Звонко с женой Елкой оказались милейшими людьми. Ненавязчиво, но регулярно проверяли, как у нас дела, снабжали свежим виноградом, вином и местной самогонкой – траварицей. Динка с огромным удовольствием бегала играть с их семилетней внучкой (не знаю, как им удавалось общаться без языка, но факт – удавалось). Общение с другими детьми не складывалось – почти все ее сверстники были не одни и принимать говорящего на непонятном языке ребенка в свои игры не жаждали. Так что к концу наша девочка заметно одичала и истосковалась по нормальному общению.
        У нас же никакого языкового барьера практически не возникло – почти все хорваты могут подобрать слова, понятные нам, и очень многие понимают по-русски. Английский ни разу не понадобился.
        Очень показательным примером отношения местного населения может служить следующая иллюстрация. Мы собирались поплавать по речке и искали финиш участка. Едем себе потихонечку, никого не трогаем. Вдруг нам сигналит встречная машина. Останавливаемся. Выбегают 2 хорвата и начинают живо интересоваться, кто мы, откуда и чего хотим. Проникнувшись нашими проблемами, бросаются обзванивать десяток знакомых, пытаясь выяснить, где же этот наш финиш (при том, что мы в принципе сами и так неплохо это представляем). В конце притаскивают нам подробную карту и дарят! Действительно финиш :)

Море.
        Эх, какое же необычное было это море! Когда я узнала, что жить мы будем на берегу заливчика, т.е. открытого моря не увидим, то сперва расстроилась. На деле же оказалось, что тут даже интересней – куча небольших островков, на которые можно сплавать на каяке или просто в ластах, куча всякой морской живности и, как ни странно, весьма холодная вода (градусов 20) – видимо какие-то течения в этот месте проходят.
        Сергуня взял с собой ласты и маску, так что насладиться подводным миром мы могли по полной программе. Никогда раньше я не видела ничего подобного! Крабы, здоровенные морские звезды, ежи, рачки-отшельники, какие-то удивительные растения (один из выловленных Сергуней «цветочков» имел весьма страшную пасть, которую открывал и закрывал, так что палец совать туда не хотелось :) и конечно же, рыбы всех возможных мастей и цветов! Динка была в восторге.

Как мы пытались поймать рыбу.
        Конечно, как только мы увидели все это рыбное великолепие, тут же начали строить планы о поимке :) Вообще-то мы взяли с собой удочку, но на первый взгляд казалось, что рыбы настолько много и она настолько рядом, что можно поймать руками. В первый же день после обеда Сергуня зашел в магазин и купил детский сачок. Он плавал с ним часа 2, но так ничего, кроме морских ежей и не выловил – рыбы обладали существенно лучшей реакцией, нежели мой супруг. К тому же, резко провести под водой сачок вообще не возможно, так что от затеи пришлось отказаться.
        Вторая итерация ловли состояла в изобретении Сергуней гарпуна – он взял шампур, зазубрил его на конце, приделал к ручке от многострадального сачка и снова отправился на охоту. Разумеется, опять безуспешно :)
        Наконец, мы решили попробовать использовать взятую с собой удочку и вечерком выдвинулись на классическую рыбалку, предварительно купив в супермаркете пакетик замороженных креветок в качестве наживки. Не поймали ровным счетом ничего – креветки отказывались держаться на крючке, их мгновенно объедали мальки, а потом и вовсе стемнело - в общем, ушли не солоно хлебавши. С горя купили у хозяина дорогущей «наиквалитетной» рыбы аж по 1000 руб/кг в переводе на наши деньги. Впоследствии выяснилось, что это была знаменитая дорада, которая, кстати, в Москве стоит в 2 раза дешевле…
        На следующий день мне пришла в голову идея ловить на копченые кольца кальмаров – наживка оказалась подходящей, стащить ее с крючка у мальков не хватало сил и тут нам наконец улыбнулась удача – мы поймали аж штук 5 этих самых дорад, величиной с пол-ладони :)
        Последним Сергуниным «изобретением» в области рыбалки, приведшим к апофеозу процесса стала леска с крючком, привязанная к палке. Сергуня решил плавать с этим нехитрым девайсом в маске и предлагать наживку конкретной рыбе :). Очень долго ему не удавалось вытащить ничего, кроме небольших бычков, которых мы отпускали, т.к. не были уверены в их съедобности. Но вдруг Сергуня вынырнул с весьма крупной по нашим меркам дорадой – почти с ладошку! За ней последовала вторая, и третья!
        Секрет успеха оказался на удивление прост. На дне Сергуня обнаружил «морду» - ловушку-сетку, забитую рыбой. Оставалось нырнуть, выбрать подходящий экземпляр, нанизать на крючок и затем изобразить процесс поимки :)))

Как мы плавали по страшной хорватской речке
        Еще дома мы запланировали денек сплава «для беременных» по одной из самых известных рек Хорватии – Добре. Во-первых, там обещали воду, т.к. река зарегулирована и на ней проводится коммерческий рафтинг, а во-вторых, буквально в следующем году на ней должны запустить новую электростанцию, в следствии чего сплавной участок – красивейший каньон – должен быть полностью затоплен. Так что нам предстоял эдакий «last descent». Мы, разумеется, везли с собой лодки, и весла, каски с юбками и даже велосипед для перегонки машины :)
        На третий день нашего пребывания на острове мы, наконец, реши воплотить идею со сплавом в жизнь. Встали ни свет, ни заря, переехали на материк на небольшом паромчике и двинулись к заветной цели.

Честно говоря, я поразилась сама на себя, насколько же за эти 3 дня я успела отвыкнуть от нормальной природы – обыкновенная зеленая трава стала казаться каким-то экзотическим чудом :)
        До речки добрались быстро, принялись искать финиш. Никаким коммерческим рафтингом вокруг не пахло, от финиша до воды предстояло идти пешком по дорожке где-то с километр. Оставили велосипед и поехали на старт. Там нас ожидало душераздирающее зрелище – воды в реке не было совсем. Ну т.е. не то, чтобы совсем, куба 3-4 наверное было, но… самое главное, судя по мокрым камням и берегам, плотину открывали совсем недавно, так что стало совсем обидно.
        Решили все-таки поплыть, раз уж приехали. «Ты же хотела приключений?» - спросил Сергуня. Видимо под приключениями он имел ввиду обносы и шкрябания по камням, не знаю. На самом деле, оказалось, что плыть вполне можно и никаких приключений мы так и не встретили :)
        Первый километр-другой было даже интересно. И мы даже смотрели один порожек (к сожалению, не фотографировали, т.к. в голову нам не могло прийти, что он единственный на реке :), но очень скоро все совершенно выположилось и осталось только любоваться красотами окружающей природы.

На этой реке меня поразили сразу несколько вещей. Во-первых, я убедилась, что традиционное пожелание «мягких камней» имеет под собой реальную почву. Да, на этой реке все камни были мягкие – покрытые толстенным слоем то ли мха, то ли такого сорта водорослей. Это действительно прикольно. Во-вторых, я никогда до этого не видела в горной реке столько рыбы! Здесь же мы постоянно наблюдали под собой целые косяки здоровенной, величиной с руку, форели! В одном месте река была перегорожена сетью, и несколько форелин можно было достать, но мы не стали – побоялись, что просто не довезем ее домой по жаре. Да и как-то неудобно было заниматься воровством, пусть и у браконьеров.
        В довершении всего мы обнаружили на одном из берегов настоящую пещеру с летучими мышами. Конечно же, ни спичек ни фонариков у нас как обычно не было, так что исследовать ее не особо получилось, но все равно было здорово.

Пока Сергуня ездил за автобусом, я набрала полную каску спелой ежевики на финише, мы ее дома 2 дня потом ели, да так и не доели, пришлось сварить компот! В общем, несмотря на отсутствие воды и порогов, поплавали мы замечательно. Речку, конечно, жаль – ближе к новой электростанции все деревья в каньоне уже вырублены, скоро все это будет затоплено. Немного грустно…

Как мы отдыхали на море
        Оставшиеся дни посвятили традиционному пляжному отдыху. Сергуня часами плавал с маской, мы с Динкой ловили креветок, рачков-отшельников и бычков, бабушка загорала.
        Происходило это примерно так:

Отъезд
        Вечером, перед отъездом я нашла у нас в коридоре скорпиона. Маленького, но живого. Ага, все ночи до этого я благополучно ходила через этот коридорчик в туалет босиком не зажигая света :)
        На самом деле, какой-то страшной живности нам практически не попадалось. Один разок видели змею, еще разок к нам в комнату заполз внушительных размеров паук, но Сергуня его очень оперативно устранил. От комаров, которых было не так уж, чтобы много, мы легко спасались посредством фумигатора. Самым противным из всего (не считая вышеупомянутого скорпиона) были цикады – такие жуки, стрекочущие с какой-то дьявольской силой, и способные мертвого поднять своим ужасным стрекотанием. Периодически они прилетали прямо к нам под окно, на фиговые деревья, но мы быстро научились их оттуда прогонять :)
        День отъезда оказался самым тяжелым. Пока собрались, купались на последок и прощались с хозяевами, началась дневная жара. Динка упала по дороге на море, ободрала коленку и жутко капризничала. Чтобы сэкономить время и не ехать через весь остров по самому пеклу, я уговорила Сергуню вновь воспользоваться паромом. Как на зло, на паром собралась здоровенная очередь. Стоять предстояло часа 2, так что мы развернулись и все-таки двинулись в объезд, через весь остров, к автобану. Каков же был наш ужас, когда на съезде к автобану мы увидели ментов, разворачивающих всех на обычное двухполосное шоссе, серпантином уходящее в горы – автобан был закрыт, очевидно, что-то случилось в одном из тоннелей.
        Делать нечего, поехали по обычному шоссе. Вскоре, скорость упала до 30 км/ч, а затем и вовсе все встало. Разумеется, в этом не было ничего удивительного, шоссе не было рассчитано на подобный трафик. Поизучав карту, Сергуня предложил объехать пробку по небольшой дорожке через горы, выходящей к автобану как раз после тоннеля, так мы и сделали.
        Сперва все было неплохо, но очень скоро асфальт закончился, и дорожка превратилась в узкую грунтовку. А еще через некоторое время наше внимание привлекли плакаты, в изобилии встречающиеся на обочине «Осторожно, мины» - призывающие не сходить с дороги – отголоски не так давно прошедшей здесь войны…

Динка уснула, бабушка находилась в полуобморочном состоянии, мы же с Сергуней едва сдерживали восхищение – заехали в такие горы! Открывающиеся виды были один поразительней другого! Но на объезд мы потратили лишних часа 3…
        Следующей засадой стала 5-километровая пробка перед Загребом, при чем возникает она из-за пунктов проплаты за автобан! В общем, до Балатона добрались уже совсем к вечеру.
        Гостиница оказалась так себе, на 3 звезды не тянула ни разу, но мы настолько устали, что было уже все равно. А когда наконец удалось искупаться в знаменитом озере, я вообще стала уговаривать Сергуню остаться здесь еще на денек.
        Вот куда надо ехать в классический детячье-беременный отдых – так это сюда! Озеро действительно очень красивое, но мелкое, поэтому вода теплая-теплая. На дне мягкий песочек, прямо-таки ласкающий ступни. Динка была в полном восторге, из воды ее было не вытащить даже несмотря на сильный ветер и разыгравшуюся волну. Поужинали в ресторанчике, выспались, сходили на завтрак (кстати, вот венгерский завтрак оказался куда лучше польского) и помчались домой.
        Сергуня задался целью доехать до Белоруссии, что мы и сделали, пройдя границу уже глубокой ночью. Заночевали на одной из традиционных парковок, а на следующий день уже были в Москве.

Выводы и рекомендации.
        Ну что скажешь в заключении. Пляжный отдых оказался не так страшен, как мы привыкли о нем думать. Бабушка – это здорово :). Ребенку нужна компания. Если бы все получилось, как задумывалось – было бы веселее. С другой стороны, еще 3 человека в автобусе – будет жесть, так что следующую подобную поездку все-таки надо планировать с учетом самолетной заброски хотя бы части участников.
        Сама по себе Хорватия прекрасна. Остров Паг – место экзотическое, но рекомендовать его нужно с осторожностью – понравится далеко не всем.
        Ну и самое главное – беременный отдых на позднем сроке – это замечательная вещь, в которой ни в коем случае не нужно себе отказывать! Хотя бы потому, что нельзя представить ничего прекрасней, чем заползти в теплое море и улечься на живот (о да, там это возможно!) и наконец перестать с тревогой прислушиваться к себе, а слушать только крики чаек, шелест волн и смех играющих в на песке детей…