Агентство Венгрова


Главная  ::  Разное  ::  Психологические кризисы в каякинге

Сказали мне, что эта дорога меня приведет к океану смерти, и я с полпути повернул обратно.
С тех пор все тянутся передо мной кривые, глухие окольные пути...
(с) А. и Б. Стругацкие

If you think you're going to die, you probably will.
(с) William Nealy

      Просьба не кидать в меня тухлые помидоры

      Сразу же хочу оговориться – никакого отношения к психологии я не имею, и иметь не хочу. Я не изучала специфической литературы, не интересовалась мнением профессионалов в этой области, более того, стараюсь вообще не приближаться к этим самым «профессионалам». Короче говоря, все нижесказанное является абсолютно дилетантским, чисто субъективным размышлением на основе личного опыта и некоторой накопленной статистики. Я пишу это только потому, что, вследствие неоднократного наблюдения различных психологических проблем у друзей и знакомых, а также сравнения их со своими личными, мне начало казаться, что я улавливаю определенную схему, причинно-следственную связь, а главное – знаю некоторые простые, но, возможно, кому-то полезные рецепты. Ну а кроме того, ближайшие несколько месяцев мне только и остается, что «рассуждать о каякинге» - поэтому отнеситесь с пониманием :))).

      Определим понятия

      Вообще, слово «каякинг» очень емкое и может означать любой вид (или, скорее, их совокупность) активности, связанный с водой (и, как это ни странно, совсем не обязательно связанный с каяком :)), так что круг порождаемых им психологических проблем необычайно широк, но в этой статье мне бы не хотелось рассматривать проблемы узко-спортивного характера (типа синдрома включенного секундомера или страданий спортсменов-неудачников), специфические проблемы взаимоотношений (типа комплекса вины Гребибли по отношению к Гребубле), проблемы финансовые, семейные и связанные с данностями типа отсутствия бурной воды в 30 км от МКАД или наличием 9 зимних месяцев в году. Таким образом, под «психологическим кризисом в каякинге» я буду понимать внутренние проблемы, связанные с индивидуальными видами активности на бурной воде, основной из которых - сплав.

      Итак, кризис

      Под кризисом я понимаю баланс между Мотивацией и Сдерживающим фактором, не удовлетворяющий его обладателя :).
      Попытаюсь пояснить.
      Зачем вообще люди плавают на лодочках? (Зачем ходят в горы, прыгают с парашютом, и делают еще сотни разных глупостей?). Вопрос извечный и довольно дурацкий – известно, что на него нет ответа, это что-то такое внутри, по велению сердца, «щемящее чувство», «лучше этого – только это» и «так лучше, чем от водки». Короче говоря, КСПшную классику знают все.
      На самом деле, если немного отвлечься от пафосной романтики и перестать лукавить с собой, можно выделить целую кучу составляющих, из которых складывается это самое «почему». Например:
- Желание путешествовать, оказаться в определенном месте
- Общение с определенной группой людей (или конкретным человеком)
- Смена деятельности, уход от реальности
- Амбиции, желание выделиться, быть круче, достичь определенного положения в какой-либо группе людей
- Преодолеть или просто испытать страх, определенные эмоции
- Решать представляющие интерес задачи
И так далее, перечислять можно до бесконечности.
      Понятно, что у каждого конкретного индивидуума свой набор, и, главное, процентная составляющая (вес), того или иного фактора. Их совокупность является Мотивацией. С другой стороны, конечно, существует и Антимотивация или Сдерживающий фактор. Который, в свою очередь, тоже может включать в себя несколько составляющих, однако наиболее весомой является Страх.
      Я прекрасно понимаю, что в этом месте львиная доля читателей не согласится с термином «Страх» и будет утверждать, что никакого страха в природе не существует, а есть «наличие мозгов», «искусство отступать» или, на худой конец, «инстинкт самосохранения». Так вот, я с этим полностью согласна, просто «Страх» - термин наиболее короткий и удобный в употреблении :)))
      Таким образом, состояние психологического комфорта достигается удовлетворительным балансом между Мотивацией и Сдерживающим фактором (для упрощения схемы, можно даже сказать, между Мотивацией и Страхом). Если это самый баланс устраивает его обладателя – все хорошо, но если перестает устраивать (сам по себе, в результате уменьшения Мотивации или увеличения Страха) – наступает Кризис.
      В природе Кризис выглядит примерно так. Вот фигачили вы какие-нибудь срани, фигачили, и вдруг поняли, что удовольствия с каждым разом все меньше. Т.е. вроде как более страшные срани фигачить не хочется, а обычные – уже не торкают. Или фигачили вы какие-нибудь срани, фигачили, и вдруг вам перестало хотеться фигануть очередную срань. Обнесли вы ее, только вот менее страшные срани не торкают, а в обычную по-прежнему не хочется.
      Или вот вдруг, посреди страшной срани вы поняли, что все это бессмысленно, суета и томление духа, вышли на берег, посмотрели на небо…. Достали мобильник да и написали на ВВ: «Продам лодку, весло и спасжилет». Рассмотрим по отдельности каждый из случаев.

      Кризис «сам по себе»

      Довольно распространенный случай, при котором ваш обычный, «текущий» уровень мотивации и страха не позволяют развиваться дальше или получать удовольствие в привычном объеме. Причиной такого кризиса можно считать некоторую узость мышления. Например, когда основным элементом мотивации является преодоление страха и амбиции, а критерием роста считается наращивание сложности препятствий. Естественно, при таком подходе рано или поздно (и чаще рано) наступает предел этого «роста» и как следствие – чувство неудовлетворенности, порождающее кризис.
      Очень важно понимать, что «каякинг – это не только whitewater», да и сама по себе белая вода, и виды активности, с ней связанные, тоже очень разнообразны. Полезно научиться получать удовольствие не только от сознания того, что ты «фиганул срань и все еще жив». Не обязательно увеличивать трудность и, следовательно, интересность задачи за счет наращивания сложности препятствий. Это можно делать искусственно, на простых и безопасных участках, стоит только отвлечься от амбициозной мысли о том, что «третью категорию я уже проходил и мне это неинтересно». Игровой сплав, «катание» - прекрасный и относительно безопасный способ продемонстрировать свои реальные возможности на бурной воде, а также избавиться от напряжения, ведь именно напряжение – самый прямой путь к кризису.
      Не стоит себя ограничивать. Чем сильнее вы расширяете горизонты и сферы своей деятельности, тем больше поводов для совершенствования и получения удовольствия откроется впереди.
      Примером искусственного самоограничения может служить ситуация, когда спортсмен отрицает необходимость родео-тренировок, мотивируя это тем, что он приверженец слаломной школы и все объедет. Разумеется, в жизни каждого слаломиста рано или поздно наступает момент, когда примитивные навыки родео становятся жизненно необходимы :)
      Не менее часто встречается обратная ситуация, когда отрицается полезность слаломных тренировок или соревнований. «Я гребу так уже 30 лет и меня все равно не переучишь». На самом деле, постановка технически грамотной гребли занимает 1 зимний сезон даже у крайне неспособных индивидуумов. А насколько приятней станет после этого смотреть на собственные фотографии/видео, где на смену скрюченной спине и поджатым ручонкам придут горделивая осанка и мощные, фотогеничные движения настоящего рыцаря бурной воды :) Я даже не упоминаю о таком бонусе, как улучшение физической формы, связанное с регулярными тренировками!
      Что касается соревнований (как туристских/слаломных, так и родео), то самые распространенные «отмазки» - «я не спортсмен, мне это не надо» и «не люблю меряться пиписьками» также не выдерживают никакой критики. Совершенно не обязательно ставить «спортивность» во главу угла! Соревнования – это просто часть методики тренировок, позволяющая увеличить сложность задачи, не увеличивая непосредственной сложности воды и, следовательно, риска. Кроме того, это прекрасная психическая закалка, так как преодоление волнения, умение продемонстрировать максимум своих возможностей, несмотря на нервную соревновательную атмосферу – задача непростая и, главное, имеющая большое прикладное значение во всех сферах жизни. Опять же, не буду упоминать счастливый шанс лицезреть профессиональную греблю в исполнении настоящих спортсменов и возможность оценить динамику роста собственной техники по результатам.
      Отдельно хочется сказать о таком спортивном виде, как кануполо. Казалось бы, совершенно не связанный с бурной водой, тем не менее, он позволяет максимально эффективно провести тяжелый зимний период. Во-первых, это отличная физическая нагрузка, развитие скорости и реакции, поддержка правильной гребли, а главное – приобретение идеального навыка эскимосского переворота :)
      Еще один пример досадного самоограничения, правда, из другой области – это зацикливание на определенных атрибутах каякинга. Так, многие приверженцы классического туризма считают недопустимым и чуть ли не покрывающим их имя позором путешествие с автомобильным сопровождением или «покатушки», тем самым сильно сужая регионы своих интересов. Есть категории людей, страдающие избытком патриотизма и считающие недопустимыми поездки за границу, пока в родной стране полно неизведанных и диких уголков, есть просто прагматики, для которых определяющим является соотношение цена-качество бурной воды, и по 2 раза в год они едут на одни и те же кавказские реки, не переставая сокрушаться по поводу традиционных и всем известных кавказских проблем.
      Короче говоря, в этом месте моего нудного нравоучительного повествования хочется сказать: люди, не надо себя ограничивать! Смотрите на мир шире! Желайте большего! Разнообразьте свою деятельность, и никакие мотивационные кризисы вам будут не страшны!

      Потеря мотивации

      В принципе, сама ситуация и пути ее решения очень похожи на описанную выше, только хуже. Хуже в том смысле, что если теряется наиболее весомый из факторов мотивации – выхода, скорее всего, не существует. Например, если основной составляющей мотивации являлась встреча и общение с известным прорайдером, молодым и обаятельным человеком, по совместительству являющимся инструктором, а он вдруг женится – тут уж, сами понимаете, путей выхода из кризиса немного :)
      Отдельно хочу упомянуть о чисто женской разновидности подобного кризиса, связанной с беременностью и рождением ребенка. Большинство знакомых мне женщин - каякеров, включая меня саму, сталкивались с психологическими трудностями на бурной воде после рождения ребенка, в особенности, если этот ребенок первый. Это связано с глобальной переоценкой ценностей, сильными эмоциональными переживаниями, возможно, чисто физическими проблемами, такими как гормональные изменения в период лактации т.п. Оказавшись в лодке после родов, в какой-то момент я вдруг поняла, что совершенно этого не хочу, и вообще не знаю, что я тут делаю. Это нормально и это проходит само собой. Не нужно себя насиловать, пытаться кататься «через немогу», таким образом легко можно усугубить ситуацию, так что возникнет самое настоящее стойкое отвращение к каякингу. Нужно просто ждать и заниматься тем, что хочется в данный момент, тренируясь на том уровне, на котором вам комфортно. Пройдет время, и вместе с миллионом других проблем, связанных с рождением ребенка, пройдет и эта.
      На этом я хочу закончить обзор мотивационных проблем, как наименее интересных, и главное, слабо поддающихся коррекции, а перейти к проблемам, связанным с увеличением страха.

      Кризис «Большой уборки»

      Как это ни грустно, но ошибки допускают все. Следствием ошибки на воде обычно является уборка. «Большая» она или не очень – целиком и полностью зависит от восприятия. Кому-то повариться секунд 20 в бочке в радость, а кому-то – хватит, чтобы раз и навсегда бросить каякинг. В любом случае, если уборка достаточно «большая» (т.е. не принесла особой радости главному действующему лицу), она порождает кризис. Частенько после таких моментов бывает трудно снова сесть в лодку и заставить себя продолжать сплав, а тем более – расслабиться и получать удовольствие.
      Народная мудрость говорит, что самым эффективным способом борьбы является молниеносная победа над страхом, а именно – попытка тут же исправить неудачу во второй раз. Т.е., теоретически, если вы убрались в каком-то пороге, полезно будет занести лодочку наверх и проехать этот порог еще раз. Или если вас конкретно замесило в какой-то бочке, нужно не теряя не минуты, снова залезть в эту бочку. И так далее.
      На деле, это, во-первых, не всегда возможно, во-вторых, не всегда так полезно, как принято считать. Согласитесь, довольно глупо, едва оклемавшись после уборки, разорвать на груди драйтоп и с криком «банзай» броситься в пучину, повторяя свои ошибки и закрепляя неудачный опыт. Требуется время, чтобы прийти в себя, восстановить дыхание, а главное – осознать причину неудачи, осмыслить ошибки и понять, что же нужно было сделать на самом деле. Если в голове нет четкого алгоритма правильных действий, т.е. если вы не можете сделать удачную попытку мысленно, не стоит пытаться претворять ее в жизнь только ради того, чтобы «победить страх». Скорее всего, в этом случае последует новая уборка, страх только укрепится, а небольшой локальный кризис перерастет в длительный, по типу «снежного кома» (подробнее об этом эффекте – ниже).
      Таким образом, целесообразнее всего действовать следующим образом: приходим в себя, анализируем ошибки, мысленно их исправляем, если есть возможность – исправляем физически, если нет – продолжаем тренироваться мысленно (полностью представляя, как вы делаете неполучившееся движение или проходите препятствие по гребкам). Как это ни смешно звучит, но такая «ментальная» тренировка на самом деле очень эффективна.

      Эффект «снежного кома»

      Если кризисы «большой уборки» практически неизбежны для любого каякера, то эффект «снежного кома» вполне можно предотвратить. Тем не менее, это очень распространенный вид проблемы, основной чертой которой является усугубление с течением времени. Проявления «снежного кома» очень разнообразны. Они могут быть связаны с конкретным типом препятствия, характером участка, видом снаряжения и т.п. Инициируется такой кризис, как правило «большой уборкой». Плохо проведенная «работа над ошибками» оставляет в подсознании страх, срабатывающий в аналогичной ситуации и вновь приводящий к печальным последствиям («аналогичность» ситуации зависит от того, что вы посчитали причиной уборки, инициировавшей цепочку: модель лодки, тип препятствия, расход, количество камней в русле и т.п.) Иногда взаимосвязь уборок не осознается потерпевшим в полной мере, она находится на уровне подсознания, но стоит проанализировать свои последние «приключения» и вы наверняка найдете у них что-то общее. Чтобы приостановить цепочку, нужно в первую очередь выявить проблему в своей технике (надеюсь, не надо говорить о том, что истинная причина не может быть в лодке, градусе разворота весла, количестве кубометров в секунду и т.п.) и постараться отработать всеми способами, включая «ментальный», до такой степени, чтобы никакие деморализующие факторы не могли вам более мешать. Тем не менее, чем меньше этих самых деморализующих факторов – тем лучше, так что если вы все-таки считаете красный цвет лодки несчастливым – не стоит мучиться и пересиливать себя, купите зеленую :)
      По этой же причине хочется упомянуть о таком распространенном зле, как различные приметы и суеверия. Чем меньше ритуалов и всевозможных примет вы будете использовать «для успокоения» (разумеется, я не говорю о таких полезных ритуалах, как выпить на ночь перед тяжелым днем пару рюмочек чего-нибудь расслабляющего или там всегда носить на теле документы, некоторое количество денег и запас туалетной бумаги, а только лишь о таких дурацких и бессмысленных, как «не плевать в воду» или «всегда залезать в лодку с левой ноги» или что-то в этом роде), так вот, чем меньше бессмысленных и идиотских ритуалов и примет будет связано у вас со сплавом, тем спокойней на самом деле вы будете. Все эти глупости вряд ли вам помогут, зато здорово могут помешать, добавляя неуверенности и страха в случае невыполнения.
      Помимо этого, есть простой и эффективный способ выхода из подобного кризиса - «откат» или «повторение пройденного». Нужно вернуться на шаг назад, к моменту, где у вас все получалось, т.е. на хорошо знакомый участок/плэйспот, который вы знаете и которого не боитесь. Там вы легко убедитесь, что все необходимые навыки никуда не делись и по-прежнему с вами, вернете потерянную самооценку и уверенность в себе, так что можно будет вновь начинать двигаться дальше.
      Вообще, периодический возврат к уже пройденным и более простым вещам очень полезен независимо от наличия кризиса, и не только как возможность безопасной тренировки, о которой уже упоминалось, не просто как источник удовольствия от катания и игры с водой, а именно как прекрасный способ увидеть динамику своего развития и повысить самооценку.
      Как ни странно, еще один важный помощник в деле преодоления эффекта снежного кома – это время. Иногда бывает достаточно выдержать некоторую паузу, чтобы негативный опыт затерся в подсознании, и можно было начать все с чистого листа. Частенько, накопившиеся за сезон проблемы сами собой «отпускают» после зимнего перерыва, однако, гораздо эффективней не просто делать перерыв с лежанием на диване и отработкой плевка в потолок, а сменить вид деятельности (поплотнее заняться слаломом или родео, поиграть в кануполо и т.п., т.е. все-таки не выпускать весла из рук). Правда, надо понимать, что пауза должна быть осмысленной и оправданной, а не малодушной уступкой страху, в противном случае получим еще одну разновидность «снежного кома» - кризис бездействия.
      Наверняка, вы хорошо представляете себе ситуацию, когда требуемое действие очень хочется отложить на потом. Ты думаешь: «Ну ерунда, сегодня я отдохну, а завтра обязательно поплыву» или «Ну не обязательно ведь делать это сейчас, сегодня разомнусь, а на следующей тренировке обязательно сделаю». На самом деле, чем дальше – тем сделать будет сложнее. Всегда надо помнить, что если сегодня ты начитался страшных описаний и пропустил сплав, скорее всего завтра тоже не решишься плыть, ведь завтра помимо абстрактного страха появится объективная причина – все раскатались, а ты – нет, а послезавтра начать будет совсем невозможно, потому что остальные хорошо раскатались, а ты… Выход один – пресекать развитие подобного кризиса в зародыше.
      Для профилактики эффекта снежного кома очень важно трезво оценивать свои силы. Если вы замечаете за собой некоторую психологическую слабость – возможно, вам следует более аккуратно планировать свой путь развития в каякинге. Например, не начинать знакомство с водопадами сразу с 10 метров, а действовать боле последовательно: 3-5-7, если вы хотите освоить Big Volume – не стоит сразу мчаться за билетом на Замбези, возможно, для начала подойдет Катунь и т.д. К снаряжению тоже стоит отнестись более внимательно. Если уровень сложности предполагаемой поездки для вас достаточно высок, не следует брать новое, непроверенное снаряжение, особенно это относится к лодке. План самой поездки тоже следует стоить с умом. Помните – наибольший вес имеет то, что в конце, поэтому даже если всю поездку у вас было все в порядке, но в последний день вы уберетесь, вся поездка запомнится, как уборочная, и вплоть до следующей вы будете бороться с последствиями. Поэтому самые сложные участки нужно планировать на середину поездки, когда раскатка достигла максимума, а травмы и усталость не успели накопиться, а на финал отложить что-нибудь впечатляющее, но несложное.
      Кстати, это вот простое правило «хорошего конца» прекрасно работает и для тренировок, и не только в каякинге. Если вы занимаетесь отработкой какого-то движения, нужно остановиться обязательно на удачной попытке, тогда к следующей тренировке оно у вас наверняка будет получаться уже стабильнее – подсознание сделает свою работу. Но если от жадности закрепить движение вы его потеряете и оно перестанет получаться (еще хуже – будете долбить то, что не получается) – на следующей тренировке придется все начинать сначала.

      Кризис фатальной уборки

      Ну вот, собственно, мы и добрались до финальной части моего повествования. До самой неприятной, самой страшной и, наверное, самой актуальной проблемы каякинга. Заранее хочу попросить прощения за некоторый цинизм, но я не знаю, как говорить об этом по-другому…
      К сожалению, человек смертен. И как заметил один известный литературный персонаж, смертен внезапно. И если вы отплаваете на лодочке хоть сколько-нибудь продолжительное время, наверняка столкнетесь с печальной статистикой несчастных случаев, и рано или поздно, в этой статистике окажется кто-то из ваших знакомых или даже, не дай Бог, друзей. А вы сами, через какое-то время, с большой долей вероятности обзаведетесь еще одним днем рождения (ну.. разумеется, если не пополните пресловутую статистику :). Осознание собственной смертности, и, главное, того, что причиной этой смертности может быть ваше занятие любим делом, часто приводит к серьезному психологическому кризису.
      Проявлением такого кризиса может быть вообще дальнейшее нежелание заниматься каякингом, отказ от наиболее опасных видов деятельности (например, сплава) или же просто душевные метания, приводящие к бессмысленным спорам, поискам виноватых и т.п. Мифы о «красных зонах», многочисленные теории о безопасности, попытки оправдать неоправданный риск благородными идеями или наоборот, призывы к благоразумию – не что иное, как проявление все того же душевного кризиса фатальной уборки.
      Наверное, я не открою Америки, если скажу, что разборы несчастных случаев всегда вызывают интерес. И в первую очередь, потому, что очень хочется себе сказать «Со мной такого не случится, потому что я ТАК никогда не сделаю». Я ведь всегда ношу спасжилет и каску, я ведь умею грести и регулярно тренируюсь, у меня хорошее снаряжение и опыт, а главное – голова на плечах. А вот ТАК, да, так ходить нельзя. Если посмотреть внимательно, то можно убедиться в том, что общественное мнение всегда делает именно этот вывод. «Так ходить нельзя». Почему? Потому, что дальнейшая логическая цепочка следующая: Так нельзя, а как можно? Наверное, так как я и делаю, ведь со мной такого не случалось! Ура, я все делаю как надо – со мной ничего не случится и впредь. Дальше обязательно надо найти виновного и наказать. Ну, если не наказать, то хотя бы дружно осудить. Это такая старинная традиция, привитая системой советского туризма, где сперва все друг на друга перекладывают ответственность (группа – на руководителя, руководитель – на МКК и так далее), и все спят спокойно, потому что «все правильно сделали», только вот забыли, что объект ответственности – собственная жизнь, и реально кроме как ты сам никто за нее ответить не может.
      Поэтому, если мы не хотим, чтобы любая экстремальная ситуация стала для нас причиной тяжелой душевной травмы, необходимо осознать естественность таких ситуаций в первую очередь. Это может случиться. Это может случиться с каждым из нас. К этому нужно быть, по возможности, готовым. Не столь важно, каков ваш опыт, неважно, на какой категории сложности, независимо от присутствия в группе Васи, Пети или любого другого вашего кумира. Ничего противоестественного в этом нет.
      Какими бы ясными не казались причины несчастного случая на разборе, не доверяйте этому впечатлению. На самом деле все очень непросто, причиной трагедии никогда не будет 1 очевидный фактор, типа паводка, темноты, отсутствия какого-либо снаряжения и т.п. Паводок и темнота не убивают. Причина – это сложное сочетание обстоятельств, каждое из которых само по себе может быть безобидным, пирамида случайностей, на вершине которой – незначительная ошибка, действие, неадекватное просто в силу того, что находясь внутри, практически невозможно оценить пирамиду в целом. Никогда не ищите виновных, просто анализируйте, что могло бы изменить ситуацию и запоминайте для себя. Возможно, эти мелочи когда-нибудь пригодятся и вам. Есть ли у вас собой свисток, стропорез, спички? Скользит ли подошва ваших сплавных тапочек? Сколько лет вашей морковке и выдержит ли она вес человека? А человека, сорвавшегося метров с 5 и повисшего на ней? Все это действительно незначительные мелочи, но именно они могут спасти жизнь или наоборот стать той последней роковой ошибкой. К сожалению, каждую мелочь предусмотреть невозможно...
      Но если все так печально, если всегда есть риск – стоит ли вообще в таком случае заниматься каякингом? Ведь жизнь, априори, является наивысшей ценностью? Безусловно, ответить на этот вопрос можете только вы сами, и не просто можете, а обязаны ответить, прежде чем сесть в лодку. Это вроде галочки «я принимаю лицензионное соглашение» при установке компьютерной программы – пока не поставишь ее, не пойдешь дальше.
      И тут я предлагаю вернуться к эпиграфам. Я ни в коем случае не намекаю на то, что без каякинга вы будете брести «глухими и окольными путями». Конечно, нет! Но в жизни есть миллион вещей, привычных, обыденных вещей, без которых мало кто из нас может обойтись, и которые убивают. Алкоголь разрушает печень, никотин – легкие, компьютер портит глаза, мобильный телефон выносит мозг :) Я уж не говорю о риске передвижения в машине или на самолете. Тем не менее, лично я не откажусь от бокала хорошего вина, куска жареного мяса, возможности слетать на другой конец земли и, черт возьми, буду продолжать дышать выхлопными газами в родной Москве, просто потому, что, несмотря на вред, именно это (в числе прочего) наполняют мою жизнь и делают ее «наивысшей ценностью». Длинный список вещей, отказ от которых погружает существование в темноту. И надо просто решить, есть ли для вас в этом списке каякинг :).
      А вот после того, как вы решите и мысленно поставите (или не поставите) свою галочку, «фатальный кризис» вам будет уже не страшен. Останется только взять, да и все это … забыть! Да, именно, забыть и выкинуть из головы, как то самое лицензионное соглашение. Потому что нельзя наслаждаться вином, думая о вреде алкоголя. И потому, что если вы думаете, что утоните – возможно, так и будет. Так что думайте о хорошем, и помните, что мысли имеют свойство материализоваться, а мечты – сбываться :)
      А всем, кто дочитал эту весьма бредовую статью до конца, или просто пролистнул в конец, мне хочется пожелать как можно меньше кризисов, гармонии и идеального баланса. Во всем.


Мараховская Анна