Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Karjala waterfalling 2007

 

Северная Карелия на родео-басе.

    Наверно, этот рассказ получится коротким, ибо про эти карельские места написано уже столько, что информации вполне хватит на написание небольшой книги "Северная карелия на каяке". Попробую рассказать как это было.

 День первый - отъезд.

 На этот раз мы решили поехать на машине. Поезд это конечно здорово: пиво, копченая рыба, огурцы, водка, сало, гитара... но передвижение по местности с помощью местных водителей делает поездку, мягко говоря, не православной, цены кусаются, к тому же, местные водители иногда показывают полное незнание местности, и даже при наличии карты, могут потеряться. В качестве средства доставки и передвижения был выбран бешеный апельсинчег Володи Беляева - Мерседес Спринтер оранжевого цвета, который мы предварительно зафрахтовали еще во время моей с Вованом поездки на майский Кавказ. Надо сказать, что скорость передвижения на этом автомобиле превзошла все наши ожидания, уже через сутки после отъезда мы поднимали тосты за Карелию на берегу ручья, впадающего в Куржму - первую нашу речку. Но, обо всем по порядку.

      Сначала нас было восемь. Разобравшись с вещами и лодками, выехали из Москвы около 21:00. Андрюха сразу достал синус и закусинус и мы немедленно выпили, не успели глазом моргнуть - вот она Ленинградка, причем, на удивление пустая. Дальше я залез на верхнюю полку и когда проснулся, мы уже ехали по Мурманской трассе. Дааа... Это вам не Кавказ - дорога разбита, мосты тоже не внушают доверия, и только две полосы. Зато машин немного и сегодня и предстоящую неделю темно уже не будет, начался вечный день.

День второй - дорога.

      Рано утром доехали до Матросов. Кафе уже открылось: пожрали, поср... хм... уменьшили стартовый вес, посмотрели на бочку - а бочки то и нету, воды очень много и бочка превратилась в вал, но кататься наверно можно и так. Однако у нас были другие цели и мы двинулись дальше. Сергуня хотел посмотреть на речку Вичка, мы видели по ней один отчет, правда ребята сплавлялись в мае по паводку, но вода у нас была высокая - вдруг можно ехать. Нашли мост через какой то ручей, GPS упорно показывал что это оно, мда... воды там было хорошо если полкуба. Но все таки решили посмотреть что там ниже, тем более дорога имелась, и неплохая. Констатировали, что ниже есть по крайней мере один порог, осложненный бревнами и кустами, а в самом Медвежьегорске водопад, который выглядел немного уборочно. Несмотря на нашу любовь к кустингу и мелким речкам народ не горел желанием плыть, и было принято решение ехать на Куржму.

     

      Вскоре свернули на Калевалу. Спать было уже нереально, ибо дорога пошла просто ужасная. На этой дороге очень ярко выражено явление называемое "карельские ёжики". Спилили деревья, сверху построили дорогу, а через некоторое время пеньки подросли и выперли асфальт как будто под ним жило стадо огромных карельских кротов. Объехать такие места бывает непросто, особенно если гнать как это делал Вован. В общем,досталось машинке на этой проклятой дороге. В Калевале купили продуктов на первое время и вскоре уже сидели на полянке недалеко от Куржмы. Мозг никак не мог понять что мы уже в Карелии, отчасти потому, что было непривычно тепло, обычно в это время чуть ли не снег шел, а тут - нормальная теплая погода, как в Москве в день отъезда, ровно сутки назад.

День третий - Куржма.

      Погода с утра стояла отличная. Я решил плыть без перчаток, впервые в Карелии в это время (для тех кто не знает - это показатель теплой воды и воздуха, т.к. мои лапки будучи однажды  немного отморожены очень не любят холода). Чтобы выплыть в Куржму нам пришлось немного проплыть по ручью. Вот и первый порог. Воды больше чем в 2005 году, но это только плюс. Поскольку мы здесь уже были, часть народа поехала не глядя, когда Сергуня убедился что бревен за два года не натыкало. Потом занеслись и проехали еще по разу, а Миха проехал еще раз задом :)

     

      За первым порогом идет сразу заходная шивера второго - смотреть не нужно, все видно с воды. После длинного плеса - третий порог, также идется сходу. Здесь неплохое место для тренировки : посередине порога есть два улова, можно потренировать заход в них со струи, а также траверс из одного в другое - как оказалось не очень то это и просто. Внизу порога мелкая бочка, которая сама крутит тобой спины, только успевай крен перекладывать:).

     

     

    В общем, место замечательное, покатавшись на пороге мы поехали искать стоянку возле Войницы. Жарко и светит солнце. Не к добру это, наверно завтра кто-нибудь уберется.
      Мост после озера не отремонтировали, а может отремонтировали, но его опять смыло. По дороге к мосту случилось страшное - лодка Юрца отвязалась и упала на дорогу, и даже немного повредила заднюю дверцу машины. Товарищи - надежно привязывайте лодки! Пришлось ехать вдоль колючки, в объезд озера, Вован сказал, что там есть хорошая стоянка. Стоянка действительно оказалась отличной, правда она была немного загажена местными жителями, но это не беда, место очень красивое и ветер с озера сдувает всех жрачей, которые, надо заметить, успели в больших количествах появиться в связи с теплой погодой. Назавтра решили плыть прямо с места, через озеро в Войницу.

     

     

День четвертый - Войница.

      С утра дул слабый ветер и было тепло. Переплыли озеро. Вот и смытый мост, вода опять больше чем в 2005. Что ж там в водопаде творится по такой воде? Чтобы проплыть под мостом, пришлось вспомнить весну и бревна, места там маловато и плыть надо на боку. Посмотрели заход в первый порог, можно ехать как угодно, воды достаточно, но мне путь через слив с бочкой показался безопаснее чем натыканные у левого берега камни, Миха тоже проехал через слив, остальные у левого берега, без происшествий.

     

     

     

      Водопад по такой воде - зрелище грандиозное, конечно мы его обносим, не в этот раз, это точно. Долго ли коротко ли, доехали до Тайвала. Сергуня сказал, что наверно мы уже созрели для правой протоки и поехал, в середине ощутимо прижимает к ряжевой стенке правого берега, надо брать левее, хоть там и бочка, бочку можно пробить, а на выходе все сливается в проход шириной метра два по бокам которого торчат острые камни, причем с берега этого не видно, только на срезе слива. Проехал Миха, нормально. Я тоже решил что созрел, хотя было страшно, страшней всего за поездку, хотя тоже проехал нормально. Остальной народ проехал через центральный рок-слайдинг и пошел смотреть левую протоку. Левая протока представляет собой череду мелких сливов, на которых очень здорово тренировать буф. До финиша было еще несколько простых порожков, не требующих осмотра. Финишировали, как и в прошлый раз, у ручья - левого притока Войницы. Стоит жара, количество насекомых начинает переходить всякие границы.
      На следующий день запланировали исследование проток от озера Корпиярви до озера Тухка и дальше в Пончу, рядом с поселком Пяозерский. Почти в самом поселке есть два водопада, один под пешеходным мостиком возле беседки, в районе автомоста и один чуть дальше - замусоренный бревнами и мелкий. Судя по уклону на карте - в протоках между озерами также могли быть водопады. Но сначала поехали в магазин. Купили ящик водки, гору пива и столько жратвы, что я не знал, как все это мы сожрем (однако все - таки сожрали, осталось только 2 бутылки водки и кое что по мелочи). По старой лесовозной дороге заехали почти к самому озеру Корпиярви и там решили встать. Место было неплохое, до воды, правда, далековато, ну и жрачи конечно, которые тут же жадно на нас набросились. Ходить одетым было жарко, ходить раздетым - высосут всю кровь, вот и сидели, отмахиваясь березовыми веточками. Ночью Вован поехал за Светкой в Лоухи и к утру нас было девять.

День пятый - озёринг и джипинг.

      Водопадов в протоках, конечно же, не оказалось, были шиверки, были очень прикольные большие камни в русле, каких нигде в карелии я больше не видел, были очень красивые озера, но водопадов не было. Впрочем, мы особо не расстроились - отрицательный результат тоже результат. В серединке пути напутали с GPSом и заехали в мелкую узкую протоку, с безумным количеством комаров, но вовремя спохватились:). В конце пути проехали замечательный порог - водопад под пешеходным мостиком, после порога надо быть аккуратнее, так как препятствия дальше не только естественного происхождения, имеются доски со здоровенными гвоздями. Второй водопад не поехали - слишком много камней и мелко.

      

      

   

      Назавтра была запланирована Варпа. Подъездов к реке вроде бы как не было, но Сергуня нашел на карте какую то лесовозную дорогу вдоль левого берега, которая почти доходит до какого то озера, которое если переплыть - до Варпы рукой подать, километр или два. Дорога оказалась в принципе нормальной, хотя были места, где всем пришлось вылезать, и если пойдет дождик, то все может быть не так радужно. Доехали до места дальше которого не проедешь, да и встали прямо на дороге. Надо сказать, место здесь было презагаженное, местные жители не утруждали себя собиранием мусора хотя бы в одну кучу, мы это сделали за них по мере возможности, и часть мусора сожгли. Особенно удивило нас огромное количество баллончиков со средством для чистки обуви, едят они это средство что-ли? Или пьют? :)

День шестой - Варпа.

      От места нашей стоянки пешка на Варпу совсем не трудная. Озеро для переплывания очень красивое, потом немного по лесу, и опять проплыть по воде, потом опять по лесу - и вот она Варпа.

      

      

      К нашему большому удивлению, на речке плавала резиновая лодка, а в ней два человека ставили сеть, выше по течению обнаружилось еще человек шесть. Оказалось - ребята из Питера, забросились на пограничниках до какой то точки - потом пешком до речки - рыбаки. Говорят - килОметра через три - прикольный водопад, ну посмотрим...
      Водопад на Варпе оказался только один, перепад метра 4, река делится на три протоки, одна из которых теоретически проходима, если убрать бревна, но бревна удалить очень сложно, без пилы не обойтись, да и не хотелось нам лезть в эту ацкую щель - поехали дальше. За водопадом длинная прикольная шиверка, в узких скальных берегах, но порогов нет - весь перепад выбирается мелкими шиверами. Есть и бревна, все перепрыгиваются с разгону или без. Последний порог, так называемый "падун", оказался мелким сливом метровой высоты, не требующим осмотра.

      

   

      Основные приключения начались потом. Мы приехали слишком быстро, а Вована нет. По рации вызвать на смогли - не добивает. Так и сидели два часа, беседуя о том, кого первого будем есть, если Вован не приедет. Но Вован таки приехал, и мы отправились к конечной цели нашей поездки - на Тавангу. Встали на правом берегу, на лесовозной дороге ниже по течению от моста, до воды далековато, метров двести, зато вроде бы есть ветерок и комаров сдувает. Завтра тяжелый день, тащим лодки как минимум до каньона, а то и дальше.

      

День седьмой - Тавайоки низ.

      Воды опять же было больше чем в позапрошлом году, плюс к этому в речку навалило кучу бревен, что приятно разнообразило сплав по нижнему участку. Ничего особенно серьезного на нижнем участке нет, но пару порогов можно посмотреть, ну или хотя бы один - последний, так как с воды его не видно.

      

      Когда мы все проехали началось самое интересное, кони пьяные - хлопцы запряжены, в лодки. У нас был GPS, который вывел нас к лесовозному кругу, где ждал нас Вован, который отвез нас к мосту - дальше дороги нет, точнее она еще некоторое время есть, но по ней ездил только трактор. Вскоре дорога раздвояется - так вот, надо идти направо, хотя кажется, что налево ближе к реке - но это не так, продолжение, в виде каякерской тропы, идет именно от правого ответвления дороги. Каякерская тропа - место, или кусок местности, обычно располагающийся у берега реки, по которому каякер может пройти сам и пронести/протащить свою лодку и снаряжение с использованием специальной обуви и одежды, карты, компаса, GPS, либо без спецсредств ориентирования, но с использованием матерных выражений. Снаряжение и спецсредства могут комбинироваться.
      Итак, используя все известные выражения, мы вскоре дошли до каньона, а потом чуть дальше, до того места где в 2005 году я переплывал реку. Занос там не из легких, но когда я вспоминаю наш Кураган, то понимаю - что здесь все фигня. А вот ножки и под коленками я натер в неопрене прилично, завтра придется ехать в сухих штанах.

День восьмой - Тавайоки от завала.

      Сегодня великий день - "мы собираемся проехать верхнюю часть Таванги - эти ужасные пороги-убийцы" (с) :)
А еще, сегодня с нами идет Вован, он не сидел в лодке уже года два, но вот решил покататься, и это замечательно. Занесли лодки до водопада Конец Света. Свет - это такое восточное имя, вот как бывает :) Сходили позырить на первый водопад после завала - жесть. Порог перед Концом Света в принципе проходим, но обладает неприятной бревно-каменистостью, и если что-то пойдет не так - вывозит в самую уборочную часть водопада - решили не рисковать.

      

      Водопад оказался не очень простым: перегиб слива плавный, мелкий и неровный, корму подбрасывает вверх, сделать буф непросто, а чашка под сливом неглубокая. Мне попытка сделать буф обошлась трещиной и вмятиной в носу лодки, коленка болит до сих пор. По результатам ходивших трое водопад не пошли.

   

      

      

      Доехали до порога Саров, немного подрочили, а кое - кто начал обнос. Сергуня поехал и снизу крикнул что все фигня. И действительно, казавшийся с берега опасным и страшным порог, оказался довольно простым и пушистым. Те кто обнес потащили лодки обратно наверх. В результате, Саров проехали все.

      

      

      

      И вот наконец, мы приблизились к последнему каскаду из трех сливов, которые в 2005 проехали только Колян и Сергуня. Этот порог оказался самым техничным, нужно было в первом сливе точно попасть в определенное место, иначе либо попадаешь в бочку, либо улово у берега разворачивает кормой вперед, но как показала практика - и кормой вперед ехать можно. Порог проехали Сергуня, Миха, я, Рома и Вован. Надо сказать, Вован к этому времени так уже так раскатался что был готов на любые подвиги.



     

      Последнее интересное на сегодня мы проехали, и дотащившись до лагеря, немедленно выпили - ведь сегодня еще был день рождения Сергика, который мы продолжали и продолжали праздновать. А ночью пошел дождь, первый раз за поездку, и утром было не нужно рано вставать.... праздник удался.

День девятый - обратно.

      Перед отъездом съездили посмотреть на речку Нурис, имеет ли смысл планировать ее как сплавную - выяснили, что не имеет - нечто напоминающее Варпу, по количеству воды даже мельче, разведали ответвление дороги к водохранилищу - в заводи стоят лодки рыбаков и машины на берегу, место засрано. Путь обратно ничем особенным не ознаменовался, поздно вечером мы были в Матросах. На ночь с Юрцом посмотрели клип про Гадю Петрович Хренову. Этот клип стал темой нашей поездки, включая рацию я вызывал Вована словами "Я потерялася" :) Выпив водки, легли спать.

День десятый - Шуя - Новгород - Москва.

      С утра смотрели, как народ катается в бочке, к тому времени вода немного упала и на месте, где по пути туда у нас был вал, образовалась зачотная бочка, я бы лично туда не поехал, при заезде не туда куда надо, имело очень жестко, кое - кто даже отстрелился. Все - таки, валы мне нравятся больше.
      К вечеру приехали в Новгород, там оставили Сергуню, который собирался участвовать в кануполо, Сергика и Рому оставили еще в Пердозаводске - дальше они отправились на поезде, и автобус превратился в огромное лежбище скотиков:) Проснулся я когда мы въехали на Буревестник, было пять утра. Дома я был раньше семи утра.

Заключение.

      Регион Карелии от Калевалы до Таванги является неплохим местом для отдыха и сплава, в нем есть и "крепкие орешки", например водопад Куми, и простые пороги, которые по силам начинающим, несомненно что бы все это охватить, все - таки, надо ехать на своем транспорте, тем более дороги все вполне проходимые для легковых машин. Красоты этого края можно описывать бесконечно, но ни одно описание и ни одна фотография не даст полного представления о том, как же там здорово. Может дело в том что я просто люблю Карелию? Не знаю, но хочется приезжать туда снова и снова.

Шариков Алексей, июнь 2007.

Небольшая видеоронарезка (24Мб.) из этой поездки, снятая на фотоаппараты в режиме видео Сергеем Якимычевым и Юрой Козловым. Монтаж А. Шариков.