Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Европа 2009

       С тихим щелчком я закрываю за собой ворота и выбегаю на улицу. Солнце еще только появляется над деревьями и все вокруг окутано нежной розовой дымкой. Огромные пушистые сосны лениво качаются у меня над головой, и, вдыхая, полной грудью свежий аромат цветов, прогретой земли, хвои и близкого моря, я бегу вниз по нашей улице, навстречу солнцу. И как только добегаю до границы солнечного света, тут же в уши врывается невыносимый стрекот цикад. Когда я вернусь обратно, солнце будет уже и на нашем участке, а цикады будут трещать повсюду. Но к тому времени я уже перестану обращать на них внимание – к этому стрекоту быстро привыкаешь…

      Наконец, я добегаю до моря. Спуск – метров 50 по вертикали, и вот я уже купаюсь в лазурной воде, а потом, зажав в кулаке только что подобранную ракушку, лезу обратно. Чтобы перевести дух после подъема, я немного срезаю путь и выхожу на дорогу по узенькой тропке между ежевичных кустов. Собираюсь с силами – обратно бежать почти все время в гору, и я мысленно считаю повороты. Но вот финишная прямая – последние 300 метров ровной дороги, тихий щелчок закрывающихся ворот. Я стою под упругими струями душа и ощущаю, что заново родилась. А впереди еще нежные объятия любимого, и чай со свежими круасанами…

     

      Скажите, слишком хорошо, чтобы быть правдой? Пожалуй, тем не менее, именно так начинался мой стандартный день на Лазурном Берегу. Но, в общем-то вы конечно правы – подобная идиллия царила не всегда, и пару раз я просто не смогла себя заставить искупаться, так как вода была ледяной, иногда волна была настолько сильной, что я минут 15 тупила на берегу, боясь зайти в море, а однажды я нарвалась на целую кучу медуз, ожоги от которых до сих пор никак у меня не пройдут. И едва ли вы умрете от зависти, заглянув в мой день чуть попозже, когда мои обожаемые дети окончательно проснутся, и повиснут не мне с двух сторон. Однако, не буду утомлять читателей рассказами о детях, для этого есть другие сайты, а постараюсь плавно перейти к рассказу о лодочках, которых у всех водоплавающих членов экспедиции было в достатке, как и планов по их использованию.

      Итак, запланировав отдых с детьми во Франции (в снятом, как обычно, домике на побережье недалеко от Тулона), мы, конечно же, не могли не запланировать немного развлечений и для себя любимых, ведь Франция – это Альпы, а Альпы – это отличное место, чтобы поплавать на лодочках. Помимо нас с Сергуней, наших детей и бабушки, в экспедиции принимали участие Сергей Энверович с Аллой и сыном, Женя Тымбаев с Ирой, а также знакомые Рагимовых: Таня с сыном Колей и Наташа. Мы и Рагимовы добирались автобусами, и по дороге планировали покататься. Рагимовы – в Леоне, а мы – на слаломном канале в Польше. Увы, никому из нас этого не удалось. В наш канал банально не налили воды, а Рагимовы слишком выбились из графика и просто не успели осуществить своих планов. Первый раз расчехлить весла нам удалось только на пятый день после приезда – на море поднялась сильная волна, и стал возможен серфинг. На мой вкус, он был очень неплох – вполне сносная волна, прекрасный пляж с песочком, единственная помеха – куча серферов разных мастей, путающихся под ногами. И хотя, казалось бы, это им надо было бояться, с нашей стороны тоже не обошлось без потерь. Женя выбил палец, а Рагимов немного разбил лицо.

      Но вот, наконец, приблизились первые выходные, и мы стали собираться в настоящую каячную вылазку на речки. Номером один в наших планах стоял Гранд Каньон на Вердоне, а номером 2 – знаменитая Убае. Вердон манил всех членов экспедиции, даже не водоплавающих, поэтому на старт выдвинулись рано утром в субботу двумя автобусами. Мы с Сергуней, Женей и Рагимовым собирались плыть, остальные – гулять, а вечером возвращаться домой. Увы, как ни горько это признавать, но гулять пришлось всем вместе – в каньоне не было воды. Проехав вдоль него по специальной дороге, оборудованной смотровыми площадками и насладившись нереальной красотой, мы, очень разочарованные, простились с неводоплавающими членами экспедиции и вчетвером переехали на Убае.

              

      Тут нам повезло больше, и хотя вода была малой, для сплава ее было абсолютно достаточно. Несмотря на вечернее время, мы тут же поехали на старт классического участка – Race Cource – оцененного книжкой как класс 4 +. Тем временем, по реке проплывали целые флотилии рафтов, толпы каякеров разного уровня и степени экипированности, и прочие груды водоплавающего мусора от тьюберов до хотдогеров. В общем, как вы, наверное, догадываетесь, никаким классом 4 там даже не пахло, весь участок был простенькой шиверкой с равномерным падением и отсутствием каких бы то ни было выделяющихся препятствий. Тем не менее, водичка текла довольно резво, постоянно попадались вальчики для катания, а окружающая красота вполне компенсировала отсутствие адреналина. Для раскатки участок был просто замечательным, и, получив массу положительных эмоций, мы довольные разместились в кемпинге на берегу, наелись дикорастущей черешни, напились вина и улеглись спать.

      Утром нам предстояло покорение самой нижней и самой сложной секции реки. Все имеющиеся источники информации (от информационного стенда на берегу, до книжки и даже местных «языков», расспрошенных накануне), оценивали его как твердую 5 с элементами 6. В общем, страху было нагнано выше крыши, и я до последнего момента сомневалась, хочется ли мне в этот каньон или нет. Но как обычно, поплыла :)

           

        

        

      Первый километр реки практически гладкий, потом справа воображение поражает нереальной красоты водопад, прямо под которым предстоит проехать, а сразу за водопадом начинается порог. Называется он «Львиный зев» или как-то в этом роде. В книжке написано, что порог 6-й категории, но поскольку автору достоверно известны несколько людей, выживших в этом пороге, он ставит 5 + :)). На самом деле, порог действительно очень неприятный и опасный, а главное – очень длинный, метров 200. Мы долго ползали вокруг, думая сперва занести первую ступень, потом и вторую, а в итоге занесли вообще все, кроме самого последнего слива. А вот дальше оказалось все не так ужасно, и с просмотрами, от улова к улову, но уверенно мы стали двигаться вперед. Единственный инцидент произошел со мной, причем, практически на гладком месте, которое мы даже не смотрели. До сих пор не пойму как, но я умудрилась заехать в огромный и ужасный котел, в котором проварилась по независимым оценкам от 40 до 50 секунд в лодке, неоднократно исполняя всякие дорогостоящие вертикальные элементы. Периодически мне удавалось вдохнуть немного воздуха, и я начинала думать, что меня вот-вот промоет, но силы постепенно кончались, как и запас известных мне приемов по выходу из подобных ситуаций. В конце концов, я попробовала раскрыться, меня тут же растащило, просто раскатало асфальтовым катком, так что я не смогла удержать весло в руках, ну и стало понятно, что выход только один. Выбравшись из лодки, я быстро осознала, что по-прежнему варюсь в полюбившемся котле. Это повергло меня в отчаяние, т.к. дышать хотелось уже не просто сильно, а совсем. В общем, собрав волю в кулак, я постаралась нырнуть поглубже, и только после этого меня, наконец, промыло! Давненько у меня не было подобных замесов…

      Дальше все было просто замечательно. Едва я вынырнула на поверхность, передо мной появилась Женина корма, через пару гребков мы были на берегу. На другом берегу меня уже поджидала лодочка и весло, короче говоря, полное счастье. На реке оставался всего 1 порог, который, несмотря на некоторую деморализацию, я благополучно проехала, и вот мы уже купаемся в теплой воде водохранилища. Долгая дорога домой, и снова море, море, дети, дети :))

     

      Последний совместный ивент, связанный с лодками, был осуществлен нами спустя еще пару дней и имел гордое название «Си Каякинг». Алла, Сергуня с Динкой, а также Женя с Ирой объехали по морю на каяках близлежащий остров. Все участники были очень довольны, а главное – разведали отличный новый пляж, на котором мы и провели оставшиеся денечки.

      Но вот закончились 2 наши морские недели на Лазурном Берегу, Рагимов уехал в Москву, Наташа улетела в Париж, а мы с Сергуней отвезли бабушку, Аллу, Таню и детей на самолет в Ниццу, включили Железную Тетку, и отправились прямиком в горы, потому что наши с ним приключения только начинались.

      Наш путь лежал в сторону Бриансона, в небольшой городишко Argentière-la-Bessée, где в кемпинге на слаломном канале у нас было забронировано местечко. И совершенно не планируя заранее, мы проделали этот путь по самой высокогорной асфальтированной дороге Европы, через перевал Col de la Bonette 2860 м., побив предыдущий высотный рекорд нашего басика (2509). Красоту этой дороги трудно передать словами! Виды потрясали и захватывали дух. Мы проезжали реку, промывшую себе путь сквозь еще не растаявшую лавину, невообразимые водопады, небольшие селения, ютящиеся на отвесных скалах, дорогу нам перебегали сурки, преграждали овцы и то и дело попадались безумные (а какие же еще-то?) велосипедисты (ведь согласитесь, трудно представить нормального человека, заехавшего на велосипеде на 2800, если он не участник Тур де Франс). Моему восторгу не было предела. А когда мы добрались до нашего кемпинга, уютно окруженного красивейшими горами, я вообще была готова сойти с ума от счастья. Тут был настоящий рай! Я уже не говорю про банальные человеческие удобства, типа туалетов, душей, горячей воды, электричества и всего такого. Я не говорю про детскую площадку, теннисные корты, стадион, площадку для игры в шары, пару столов для настольного тенниса. Я даже не говорю о чудесном маленьком озере с теплой водой (с площадкой для кануполо). Я хочу сказать о слаломном канале. Да, это был настоящий слаломный канал, на котором буквально 2 недели назад проходил чемпионат Франции (а это о чем-то да говорит!), на котором висела весьма интересная и разнообразная трасса и практически никто никогда (да, да!) не катался! Почти всегда канал был свободен!

        

        

     

      Утром понедельника мы с Сергуней решили проехать один из классических и по оценкам разных источников – чуть ли не самый лучший маршрут этого региона – Middle Guile. На самом деле, в свете последних тенденций, Гуиль обычно ездят целиком, начиная от верхних каньонов и до конца средней секции, но учитывая, что перегон автобуса мы осуществляли велосипедом, старинный подход с разбивкой этого участка на 2 части был полностью оправдан. Итак, мы начали со средней, от одного из знаковых порогов секции – «Triple step» класс 5. Мне он показался просто ужасным, и я решила не париться, и стартовать ниже, а вот Сергуня замечательно все проехал, кажется даже не сильно забрызгавшись :)

  

     

     

  

      Небольшой прогончик сразу после порога, и вот река снова начинает усложняться. Хотя, судя по книжке, у нас вода совсем малая, мы все же вылезаем на берег, чтобы посмотреть пару следующих порогов. Выглядит все довольно страшно, но на деле оказывается дружелюбным и пушистым – бочки не держат. В конце участка по описанию еще один 5-ный порог, поэтому мы снова вылезаем на берег для просмотра, но тут нас догоняет группа каякеров под предводительством гида, стремительно уплывающая за перегиб. «За ними!» - кричит Сергуня, просмотр отменяется, и мы пускаемся вдогонку. Правда, догнать резвую группу так и не удается – они лопатят с какой-то бешеной скоростью, очевидно, боясь отстать от гида, тренирующего скоростной спуск :) Никаких пятерочных порогов тоже нет, так что благополучно доплываем до финиша, где уже успевший переодеться скоростной гид мило болтает со мной, пока Сергуха крутит педали. Оказывается, нам несказанно повезло - буквально на днях в горах выпал свежий снег, вода поднялась и сейчас идеальный уровень для этого участка.

      Вечером делаем слаломную тренировку. Хотя канал совсем не страшный, вода мощная, и сперва не получается ровным счетом ничего. 4-5 спусков - и силы кончаются. Однако, удовольствие все равно непередаваемое.

      Следующий день посвящаем верхним каньонам Гуиля. Их 2. Первый - Château Queyras Gorge начинается от красивейшего замка Fort Queyras, он короткий, около километра, книжка ставит 4+. Дальше километра полтора прогон и следующий двухкилометровый каньон - Guardian Angel Gorge, оцененный как 4+(5). Меня утешает только малая вода :) Однако, когда на старте обнаруживается рафтинговая база и куча клиентов, я начинаю расслабляться, даже черная кошка, ходящая вокруг нас кругами и дважды пересекшая тропинку к воде перестает меня смущать :) Стартуем и попадаем в настоящий аквапарк, ага, помните там такую черную трубу? Вот примерно такое же ощущение было у меня от первого каньона – в абсолютно вертикальных стенках вода несется с бешеной скоростью, непрерывное падение, практически нет уловов, но все абсолютно нестрашное и мягкое, главное вовремя расслабиться :)

        

     

  

      Зато второй каньон – это уже классическая и довольно сложная река. Выраженные пороги, требующие периодического просмотра. Один мы даже заносим – неприятное место, где вся вода после огромной бочки бьет в камень, образуя противное улово, и частично утекая под этот самый камень. В последней трети реки книжка анонсирует самый сложный порог с ужасной заварной бочкой, однако мы с Сергуней прыгаем его очень удачно, даже у меня получается забуфить. Я уже расслабляюсь – судя по описанию, впереди ничего не должно быть, но как оказывается – напрасно. Еще пара сливов и перед нами предстает ужасный порог с жутким сифоном. Чалка весьма спортивная, и если бы я знала о сифоне заранее (и особенно учитывая мою к ним слабость), то, наверное бы, сильно боялась… Однако, в нашей книжке о сифоне ни слова – очевидно, камень, точнее, кусок скалы, образовавший его свалился в реку за последние 15 лет, т.е. после ее написания :)) На финише я остаюсь загорать, но едва успеваю устроиться поудобнее, как возвращается Сергуня с автобусом – его любезно подвезли какие-то дружелюбные испанцы. Мы снова едем на старт, на этот раз – чтобы посетить понравившийся нам замок, точнее, форт. Прогулка получилась весьма интересной. Особенно нас поразил туалет, оборудованный в каком-то подземелье – не посетить это заведение просто было нельзя :)

     

        

      Вечером у нас снова слаломная тренировка, и на этот раз все получается гораздо лучше :)

     

      Утром я получила неприятные новости из дома – заболела моя младшая дочка. Это известие совершенно меня деморализовало, так что не хотелось делать совершенно ничего. Тем ни менее, мы все-таки поехали посмотреть один из притоков Дюранса – Biaisse – анонсированный книжкой как один из самых сложных участков региона. Воды в нем оказалось совсем мало, куба полтора, и хотя плыть в принципе было можно, мы решили этого не делать, а поискать что-нибудь более полноводное.

     

      Осмотрев красивейшие водопады на истоках Biaisse, мы двинулись в долину реки Gyr. На горизонте тем временем сгустились тучи, вскоре начал греметь гром и срываться ливень. Плавать не хотелось совсем. Книжка тем временем обещала нам 4 км 5 категории, непрерывные сливы и табоганы, отсутствие уловов и всего 20 минут сплава. А еще там была какая-то душераздирающая история на тему как потерять весь свой gear на речке Gyr :)) Едва я увидела финиш, мне сразу стало ясно, что книжка не врет – передо мной была любимая, натуральная Хипста в лучшем ее проявлении, т.е. воды в ней было дохрена :)

      Поэтому, когда мы приехали на старт, я залезла поглубже в автобус и долго отказывалась из него выходить. Как только не уговаривал меня Сергуня – все было бесполезно, мне совершенно не хотелось 4-х километров Хипсты 5 категории, ну просто наотрез. И только когда Сергуня по-настоящему разозлился и сказал, что я скоро превращусь в Алекса и начну ездить с ним в Абхазию без лодки, я наконец пошла переодеваться :)

      Ну что сказать про эту чудесную речку… Книжка не наврала, и сплав занял ровно 20 минут :). Сперва я пыталась кричать Сергуне в спину, что эта речка мне не нравится и я дальше плыть не хочу, но поскольку уловов все равно не было, скоро мне стало не до криков, т.к. пришлось сосредоточиться на гребле. Так до финиша и догребли :) Пару прорывчиков мы все же смотрели, один проскреблись по канализации, а во втором я выжила только благодаря тому, что впереди был уже виден финишный мост :))

      Вечер традиционно посвятили слалому. Кроме того, мы познакомились с русским парнем Игорем, живущим здесь во Франции. Он был очень рад встрече с соотечественниками, и мы проболтали до позднего вечера.

      Еще один день прошел у нас в поисках воды. Мы объездили все более-менее интересные участки этого региона, но везде была одинаковая печальная картина – плотины отбирали воду, и в нужных местах ее было недостаточно для сплава. Вернувшись ни с чем, мы в последний раз покатались на канале, а на утро решили переезжать в другое место. Моя дочка пошла на поправку, так что я снова взбодрилась и была готова к разумным подвигам :) Вечер мы опять очень мило посидели в компании Игоря и его друга-француза Давида. Давид немного говорил на ломаном русском, а внешностью напоминал Михаила Галустяна, соответственно полная аналогия с образом «таджики» добавляла веселья к без того забавным историям, которые он без умолку рассказывал.

      Утром, простившись с полюбившимся кемпингом, мы направились в сторону Италии. В планах был заезд в регион Аосты, где как раз должна была быть большая вода. Однако, приехав в Аосту мы вынуждены были признать, что вода не просто большая, а слишком большая. Т.е. ничего, кроме Play Run кусочка на Dora Baltea в такую воду нам не было доступно (на котором, кстати, даже был отменен рафтинг, т.к. выглядел он очень по-гречески), и мы приняли решение не задерживаясь переезжать в Швейцарию.

      Вот тут и начались приключения. Прямо посреди автострады у нас спустило колесо. А надо вам сказать, что в этой поездке одно колесо мы уже меняли, еще будучи на море и выбравшись как-то раз с детьми в Тулонский зоопарк, причем тоже практически посреди автобана. Так вот, чертыхаясь, Сергуха выскочил из машины и со скоростью профессионального сервисмена формулы 1 поменял его на запаску. Мы съехали с автобана, привели себя в порядок и поехали в ближайший городишко искать шиномонтаж, т.к. ездить без запаски было как-то нехорошо. Сделали пару кругов по городу, но шиномонтажа так и не нашли. Ну ладно, снова выехали на трассу, и что вы думаете? Не успели разогнаться, как бац – и у нас летит еще одно колесо! Мы просто офигели! 3 колеса в одной поездке! 2 из них с разницей в 10 минут! Запасок больше нет, что делать – совершенно непонятно. Но едва Сергуха сбегал установить знак аварийной остановки, как вдруг перед нами затормозила машина, из нее выскочил местный мужик и со всей искренностью кинулся помогать. Сперва он предлагал свое колесо, потом, убедившись, что оно не подходит, хотел вызвать техпомощь, но Сергуня все же смог направить его энергию в более полезное русло, и погрузив оба наших колеса на машину мужика, они уехали их делать, и вернулись буквально через 20 минут! Все-таки мир не без добрых людей :) А у мужика оказались какие-то друзья в Сибири, вот он так русских и любит…

      Горная Италия из окна автобуса выглядела очень колоритно. Если сперва я думала, что это французы ненормальные – обязательно норовят построить свои домики-крепости на какой-нибудь отвесной горе, в самом недоступном месте, то оказалось, что итальянцы их переплюнули куда сильнее. Тут было просто засилье замков, построенных на вершинах гор, самых разных причудливых форм, с башенками, зубчатыми стенами, как рисуют в детских книжках. Так и хотелось подняться и спасти оттуда какую-нибудь принцессу. Природа тоже радовала глаз. Красивейшие озера, чудесные водопады. Правда, как только мы подъехали к швейцарской границе, сгустились тучи, загремел гром, засверкали молнии и начался ливень. Так, практически в темноте, под дождем, мы впервые вступили на швейцарскую землю. Поскольку кемпинги в столь поздний час были уже закрыты, а платить за гостиницу нам не хотелось, мы отправились на финиш одного из участков Инна, рассудив, что там должен быть спуск к реке и, возможно, место для стоянки. Чутье нас не подвело – сразу после Brail Gorge section обнаружилась отличная поляна, где мы и зажили, и, кстати, не мы одни. Приезжали ночевать какие-то байкеры, еще пара машин, но места было много, и соседи нас не смущали. В темноте было трудно понять, что с водой в Инне, однако, сразу было ясно, что она есть, ее много, и она нифига не прозрачная и не голубая, как я себе представляла.

        

      Утром самые мои жуткие опасения подтвердились. Воды было просто дохрена! Ну т.е. раза в 2 больше, чем должно было быть по книжке. Нас на Инне интересовали 3 каньона сложностью от 4 до 4 + (т.е. теоретически простых :), которые мы собирались проехать за ближайшие 2 дня. Перед первым каньоном была еще разминочная секция класса 3, с которой мы и собирались начать, тогда в сумме с первым каньоном получалось как раз 10 км., а сложность нарастала постепенно. Однако, когда мы приехали на плотинку в середине этого самого троечного участка, чтобы посмотреть уровень воды по рейке, я поняла, что никакого 4 + мне тут точно не надо. «Троечка» на вид была очень греческой :)

      Рейка, к слову сказать, отсутствовала. Как и вторая, упомянутая в книжке, уже на нижнем участке. Вообще у меня сложилось впечатление о Швейцарии как о крайне каяк-анфрендли стране. Особенно на контрасте с Францией, где перед каждым участком стоит информационный стенд, все подходы и выходы с реки оборудованы и даже тропы обносов окультурены. Здесь же ничего подобного нет, каякеров не любят, в некоторые кемпинги даже не селят, доступ к реке перекрывают, а водомерные рейки так вообще поуничтожали, гады :)

      В общем, когда мы приехали на старт, я была в задумчивости. Т.е. эту самую греческую троечку плыть я была готова, а вот дальше… Самое интересное, что Сергуня тоже был в сомнениях, и против своего обыкновения не выпинывал меня из автобуса, а уселся вдумчиво читать описание. И когда дошел до фразы, где говорилось, что каньон интересен даже по малой воде в 3 куба (у нас было кубов 30), сомнения одержали верх, и мы поехали смотреть нижние участки. Внизу ничего утешительного мы тоже не обнаружили – воды там было совсем много, выглядела она совсем страшно, каякерами не пахло. Наконец мы добрались до самого нижнего, рафтингового участка – Schuls Gorge – книжка рекламировала его как отличную игровую секцию. На схеме было обозначено пара 4-ных порогов и остальное класс 2. Тут-то мы, наконец, увидели каякеров. При чем, обносящих один из этих самых «четверочных» порогов. Порог кстати показался мне с берега полной туфтой. Мы обрадовались и решили, что тоже поплывем этот плэйранчик, а там посмотрим.

      На старте я почти не боялась. Ну смешно ведь – класс 2… да… быстро забылись греческие уроки. На деле, класс 2 оказался весьма и весьма хм.. интересным. На финиш я так и приплыла с вытаращенными глазами – воткнуло весьма качественно. Хотя вроде и не отжигала, и все что надо объехала – но все-таки я натура впечатлительная, и когда с верхушки очередного вала вижу бочку величиной с автобус, почему-то каждый раз немного нервничаю :)

      Погуляв по потрясающе красивому городку Scuol (одна из поразивших меня там вещей – на детскую площадку был привезен снег! Чтобы детки играли :), мы снова отправились наверх, смотреть «взрослые» каньоны. Точнее, разведывать промежуточный старт/финиш между двумя нижними участками, которые нас интересовали больше всего. Почему-то к вечеру река перестала смотреться так устрашающе, как с утра, и я стала думать, что наверно ничего такого убийственного в этих каньонах не будет и все-таки завтра надо плыть. И только когда мы стали подъезжать к нашей «домашней» поляне я вдруг поняла, в чем дело. Вода упала! Упала довольно сильно – сантиметров на 40 от утреннего уровня! Теперь это была уже другая река, вполне нормальная. И в ней сразу же завелись каякеры. Только мы разместились на ужин, как одна за другой стали финишировать группы. Хитренькие! Мне стало обидно – могли бы и мы сообразить пораньше, что вода спадает да и проехать после обеда верхний Brail Gorge. Теперь же было слишком поздно.

        

      «Ничего» - утешал меня Сергуня, - «Завтра, может, проедем сразу все». В реальность такого плана верилось с трудом, т.к. «все» в сумме составляло около 30 км, а с нашим велосипедом… да и просто...

      Наутро вода упала еще сильнее. Теперь это была почти голубая, милая, замечательная, совсем не страшная речка. Довольные, мы позавтракали и быстренько отправились на старт первого каньона. Точнее, на старт разминочной троечки - S-chanf Gorge, т.к. там было лучше всего садиться и бросать машину. Не успели еще швейцарские фермеры вывести на поля свои косилки-плющилки, как мы уже были на воде. Вот тут я порадовалась, что вчера мы не поплыли! Даже представить страшно, что творится в каньоне по паводку! Однозначно, эта секция была бы вчера куда «интереснее» выбранного нами плэйрана. Наконец, начался «страшный» каньон. С ужасным, необносимым и непросматриваемым (как сказано в книжке) порогом Railway Cataract. Как нетрудно догадаться, самая интересная часть каньона находится под железнодорожным мостом. Однако, по нашей воде даже железнодорожная катаракта не представляла особой сложности. Мы прыгнули все сходу, дальше речка совсем упростилась, и очень скоро мы довольные оказались на своей «домашней» поляне, т.е. на финише. Тем не менее, участок очень понравился и принес кучу положительных эмоций. Сергуха быстро съездил за автобусом, я немного позагорала, и оба мы однозначно решили, что надо ехать нижние участки, причем желательно сразу оба.

  

      План был следующий – приехать на старт первого и там ждать подходящую компанию, чтобы потом можно было с ними перегнать машину. И едва мы подъехали к первой парковке, от которой можно было начинать (точного места старта там нет, т.к. спуск к воде непосредственно от начала каньона перекрыт и приходится садиться километрах в 5 выше, на прогонном участке), как увидели троицу каякеров, уже почти переодевшихся. Это была удача! Мы выскочили из автобуса и заспорили, кому идти с ними договариваться, но вдруг один из каякеров повернулся к нам и с выражением фрица, застигшего минирующих какой-либо стратегический объект партизан, произнес на «чистейшем» русском: «Что ви хатите делат?». Можете представить нашу реакцию :)

      В общем, каякеры оказались очень приятной австрийской парочкой, живущей неподалеку, в Ландеке, а фриц – их гидом Мишей (так он представился :) И они сразу согласились нам помочь. А я сразу расслабилась, т.к. наличие еще одной девушки сразу убедило меня в том, что каньоны будут игрушечными. Напрасно. Проплыв с нами 5 километров прогона, девушка благополучно вылезла на берег и помахала на прощанье ручкой. Я сразу же дико напряглась, т.к. она вполне сносно держала весло в руках, и, как мне показалось, плавала ничуть не хуже меня.

      Что касается гида, то это вообще отдельная песня. Миша меня сильно поразил. И своей техникой, и манерой сплава и главное – неутомимостью. Сергуха, к примеру, тоже любит кататься. И как мне раньше казалось, очень много катается, причем на довольно сложных участках. Но до Миши ему было далеко! Этот товарищ не пропускал ни одного улова, ни единого камня, ни одного вала! Он катался просто как одержимый! Прострелы уловов, выходы на струю, серф, опять заход в какой-нибудь микро-улов по ходу дела. А между тем, река начала усложняться, и я уже немного напряглась, т.к. повторять за Мишей его линию стало уже откровенно сложно и страшно! Хорошо, что у меня был Сергуня, который видя такое дело, начал ездить пороги просто вниз, страхуя и подбадривая меня. Патрик же долгое время пытался ездить за Мишей, но после того, как тот завез его в поганое улово с каким-то елками, тоже перестал выпендриваться, и присоединился к нам с Сергуней :). Больше всего меня напрягало, что Миша никогда не останавливался перед порогом, а где-нибудь посреди, в самом жутком месте чалился в какое-нибудь микроуловцо, виртуозно подобранное им как раз на четверых, ни больше ни меньше, и там начинал объяснять дальнейшую линию движения!

      В общем, впечатление от такого сплава у меня было двойственное. С одной стороны, река была великолепная, каньон очень красивый и интересный, пороги мощные (я даже переворачивалась!), но достаточно простые и не опасные. Однако, я постоянно самоощущала себя вареной сосиской, прямо как на каких-нибудь слаломных соревнованиях! Просто, когда ты напрягаешься, отжигаешь, где-то даже слегка борешься за жизнь, а рядом человек катается, потому что иначе ему откровенно скучно, волей-неволей начинаешь задумываться… При этом, никакого превосходства или высокомерия со своей стороны Миша ни чуточки не выказывал! Наоборот, очень тактично помогал, мгновенно определяя психологическое состояние клиентов (хотя, мы, в общем-то, ему денег не платили и никакими клиентами как бы не являлись). Успевал одновременно показать Сергухе какое-нибудь интересное место для катания, провезти Патрика посильным для него маршрутом и осведомиться у меня, все ли в порядке именно в тот момент, когда я продалбывала в очередной раз нужную линию, изо всех сил стараясь изобразить, что так и было задумано :) Мне было бы весьма интересно поглядеть на спасработы в исполнении Миши, но поскольку становиться их объектом я не спешила, а других кандидатов на это место не имелось, увы – насладиться подобным зрелищем нам так и не пришлось :)

      Когда мы проехали первый каньон, у меня не осталось никаких сил. Я бы с удовольствием закончила сплав, но Сергуня неудержимо рвался дальше, Патрик, похоже, заразился его азартом, а Мише было все равно – в смысле, желания клиентов для него были законом :). Спасла меня девушка Патрика, которая успела вылезти на берег, привязать свою лодку и приехать на наш промежуточный финиш. Она привезла нам минералки и выдала всем по изостаровскому батончику. Исключительно на этом батончике я и проехала второй каньон, который, пожалуй, был самым трудным. Трудным, в первую очередь физически, т.к. посреди необходимо было занести порядка 250 метров очень сложного и опасного порога, продираясь через страшные дебри :) Обнос стандартный, порог считается 5 +, и это, доложу вам, настоящая пятерка, из разряда тех, внутри которых не хочется себя даже представлять. Помимо этого и довольно интересного фона, мне запомнились еще 2 порога. В первом Миша заставил нас сходу прыгнуть довольно высокий слив в какую-то аццкую на вид дырку, а потом, в крошечном текущем улове за этим сливом выяснилось, что в том проходе, куда надо обычно ехать после слива лежит дерево… Второй порог на схеме в книжке был обозначен как «2-х метровый водопад», и я честно говоря, ожидала что-то типа одинокого слива через всю речку, но оказалось, что это нифига не так, был очередной вполне себе нормальный и порожек, который мы даже смотрели с берега (потому что на этот раз Миша забыл, в какую именно из аццких дырок надо прыгать), и я там даже слегка отожгла, но в общем без особых ужасов и даже не замочив головы… В конце мы еще проехали кусочек вчерашнего плэйрана – как раз парочку самых сладких мест, и сейчас, по упавшей воде они стали даже интересней. Миша с Сергуней (встретились родственные души, ага) катались там как сумасшедшие, у нас же с Патриком уже не было никаких сил, разве что немного посерфить на последних валах.

     

        

      На финише, пока мальчики перегоняли машины, я долго болтала с девушкой Патрика (давно столько не говорила по-английски!). Оказалось, что плавать она действительно умеет, просто после какой-то уборки находится в психологическом ступоре, сейчас вот сменила лодку и «начинает все сначала» - плавает по 2 категории. Хочется пожелать ей удачи в этом нелегком деле…

      Ну а мы, простившись с новыми знакомыми, наконец, отправляемся по направлению к дому. Нельзя не признать, что «закатка» прошла как нельзя лучше, мы оба довольны и уезжаем отсюда почти без сожаления.

  

      Утром следующего дня мы катаемся в Аугсбурге, а спустя 2 дня приезжаем в теплую, гостеприимную Белоруссию, где на канале в Ждановичах у нас почти 3 дня тренировок и самые демократичные в мире соревнования. И все как обычно – сломанные лодки, и весла, кили, отстрелы, ободранные костяшки и аццкая створка, которая на этот раз сломалась, но была починена силой слаломной инженерной мысли, и злая Мясорубка со своей бочкой, и добрый Постамент, который на этот раз переливало, поэтому практически никого на нем не расклинило… канал собирает свою обычную жатву, но ведь за это мы так его и любим :) А солнце припекает все еще по-летнему беззаботно, и теплая вода, и, как обычно, море грибов, и обед в местном «ресторане» стоит 80 рублей с человека… и хотя до Москвы еще далеко, я наконец-то чувствую себя дома.

      С тихим щелчком я захлопываю дверь в подъезде. Пять ступенек вверх, поворот ключа. Я стою в пустой, еще не поверившей в наше возвращение квартире, вдыхая забытый запах родного дома. Слой пыли на полках, брошенные впопыхах игрушки и буйная плесень в заварочном чайнике. Пройдет пару дней, и все оживет, наполнившись детской возней и повседневной рутиной. Привычная жизнь потечет размеренно по давно проторенному руслу. Скажете, слишком грустно, чтобы на этом заканчивать? Пожалуй, но пока едва закрыв глаза, я могу услышать невыносимый стрекот цикад, пока без труда я могу мысленно пробежать по нашей французской улочке к морю и обратно, пока серебристой змеей в узком ущелье извивается Гуиль, мутнеет под каплями грозы суровый Инн и сосредоточенный тренер ходит по берегу Дюранса, двигая ворота на канале в Argentière-la-Bessée, я не чувствую грусти. А когда сойдет нестойкий южный загар, заживут ободранные костяшки и, может быть, Сергуха заклеит мою лодку :), я покопаюсь в ящике с детскими игрушками и найду там маленький голубой глобус. Ведь это очень просто – каждое новое путешествие начинается с мечты!

Полезные ссылки:

Книжка   " ALPES DAUPHINÉ, guide Caskaboulons "
Книжка   " WHITE WATER SOUTH ALPS  "
Книжка   " HAUTES-ALPES UBAYE   "
Книжка   " WHITE WATER NORTH ALPS  "
Сайт нашего кемпинга в Argentière-la-Bessée.
Сайт визового центра Франции в Москве.



текст: Аничка Мараховская
фото:       Сергей Кардашин
Аничка Мараховская