Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Малайзия 2014.

 

Анна Мараховская 

33 уборки или почем фунт лиха в Малайзии

       И снова здравствуйте, мои дорогие читатели. На этот раз я хочу порадовать любителей сухих фатов и голой статистики. Знаю, знаю, дорогие мои, как вы страдаете, пытаясь отыскать в моих обычных текстах крупицы полезной информации среди пространных описаний того, кто что покушал, чем покакал и как после этого почувствовал себя на сплаве. Возрадуйтесь! На этот раз никаких розовых соплей. Только факты. Ничего кроме фактов и полезной информации. Изучайте, пользуйтесь и приезжаете в Малайзию, авось вам повезет больше :)

Итак, Малайзия.

       Все, что вы хотите знать о Малайзии в целом, легко можно почерпнуть в Википедии, ограничимся частностями, о которых стоит сказать отдельно.

 Как лететь.

       Настоятельно рекомендую в качестве авиаперевозчика Катарские авиалинии. Норма провоза багажа – 30 кг. Провоз лодок разрешен как спортоборудование. Если позвонить в авиакомпанию и оформить провоз спортоборудования заранее, вам БЕСПЛАТНО разрешат провоз дополнительных 10 кг. Итого у вас 40 кг. багажа + 7 кг. ручной клади. Внимание, ручную кладь реально взвешивают, будьте осторожны. Кормят на борту неплохо.

 Сезонность, погода, акклиматизация.

       Малазийские реки работают исключительно в сезон дождей, ехать в сухой сезон смысла нет вообще. Никакого. Теоретически сезон дождей начинается в ноябре. Но местные говорят, что последние годы климат сильно меняется, в результате сказать точно, когда он начнется, невозможно, может начаться и в феврале. Нам очень повезло, и в этом году сезон начался аккурат перед нашим приездом, в середине октября. Причем, поначалу дожди были не очень сильные, и это позволило нам раскататься по невысокой воде. Когда дожди идут на полную силу, во многих реках может оказаться и перебор, вот так вот все сложно… Кстати, «сезон дождей» вовсе не означает, что дождь идет постоянно, как правило, начинается он во второй половине дня, а утром светит солнце, так что особо пугаться не стоит.
       Что касается погоды, то даже несмотря на дождь, тут очень жарко. Жарко и непривычно влажно. Плюс временной сдвиг (5 часов от Москвы). Практически у всех наших участников наблюдались акклиматизационные проблемы - головные боли по вечерам первые 3-4 дня, как если перепариться в бане. Физические нагрузки в таком климате тоже даются с трудом. Таскать лодку тяжело, как будто ты находишься в высокогорье. Учитывайте это и не планируйте мега физических подвигов на первые дни, если вы не слишком молоды и не слишком здоровы :)
       Несмотря на жару, полезно иметь при себе легкий спальник или плед, особенно если вы собираетесь бомжевать в помоечных гостиницах или вовсе жить в палатках. Также не лишним будет фумигатор – местная пресса вовсю пугает лихорадкой Денге.

 Деньги и цены.

       Валюта Малайзии – ринггит. На момент нашего пребывания за доллар давали 3 ринггита с копейками.
Цены:
Бутылка питьевой воды: 2 RM
Пиво (банка 0,33): 5-6 RM
Средний ужин в ресторане: 15-40 RM
Средний завтрак в придорожной кафешке: 10-15 RM
Килограмм свежих креветок в супермаркете: 30 RM
Ананасы: 5 RM за 6 шт. :)
Ночь в хорошем отеле/гостинице: 70-100 RM
Дизель: 2 RM/л
       Проще всего снимать наличные деньги в банкоматах. Комиссия местных банков как правило очень небольшая. Бывает, что в конкретном банкомате деньги снять не получается – не пугайтесь, это нормально, пробуйте в другом. Бывает, что банкомат не выдает крупные суммы – снимайте мелкими. Обмен валюты дело не очень простое. Возможен только в крупных городах – Куала-Лумпуре, Ипохе, Герике… И даже в Герике это было проблемой и заняло чуть ли не час – новенькие цветные доллары ввели сотрудников банка в полнейший ступор.
       Короче говоря, везти с собой наличные доллары в большом количестве смысла нет, разве что для подстраховки. Банкоматы есть в любом городе, в приличных отелях и супермаркетах карточки принимают без проблем. Также без проблем можно заправиться по карточке.

 Аренда транспорта, особенности вождения.

       Мы брали/сдавали машины прямо в аэропорту Куала-Лумпура,в местной компании Kasina. Если бронировать заранее, напрямую у них на сайте, то есть шанс получить скидку. На 12 человек мы арендовали три Toyota Hilux, все оказались с закрытым задним багажником и рэйлингами. В качестве верхнего багажника вырубили бамбуковые палки на первой же речке, таким образом, 4 лодки, гора шмоток и 4 человека перевозились с полным комфортом. Из минусов – резина на всех машинах оказалась шоссейная и для реального оффроада они не очень годились. Однако, для наших целей этих машин хватило.
       На вопрос, действительно ли нужно арендовать 4WD на всю поездку сложно ответить однозначно. На реках с трудной заброской вполне можно найти местный транспорт, напишу об этом отдельно по каждой реке. Однако в целом 4Х4 дает намного больше свободы и возможностей для приключений :)
       В Малайзии левостороннее движение и праворульные машины, не стоит этого пугаться, все наши водители легко справились с управлением, разве что регулярно включали дворники вместо поворотников и пару раз выезжали на встречу на поворотах :)) Поскольку довольно много приходится перемещаться по грунтовым дорогам, мелкие поломки и повреждения машин неизбежны. Не стоит этого пугаться, автосервис найдется в любой деревне, также огромное количество авторазборок, на которых можно недорого купить необходимые детали. Отдельно скажу про номера, которые тут представляют собой хилые пластиковые таблички, ломающиеся и отваливающиеся после первого же преодоления брода :) Опять-таки ничего страшного – новые номера также можно заказать в многих автосервисах. Вам сделают их за 10 минут и 15 тугриков.
       Движение в Малайзии совершенно неазиатское – абсолютно цивилизованное и спокойное, все едут по правилам и никаких экзотических тук-туков на дорогах вы не увидите. Страну пересекает сеть отличных автобанов, по которым легко добираться из конца в конец, однако все они платные, стоимость приблизительно 1 RM/10 км. Зато топливо дешевле, чем в России, и цена фиксированная на всех заправках (около 2 RM/литр на момент нашего пребывания)

 Пара слов о культуре.

       Малайзия оказалось, пожалуй, самой цивилизованной страной из всех тропических стран, которые мне доводилось видеть. И это не только гигантские небоскребы, шикарные автобаны и культура вождения. Например, здесь раздельный сбор мусора. Мусорные контейнеры и туалеты в посещаемых местах, даже если эти места в полнейшей, не побоюсь этого слова, заднице.
       Поразил уровень медицины и ее доступность. Необходимую медицинскую помощь, включающую в себя рентген, консультацию и даже некоторое количество выданных на месте медицинских препаратов наш товарищ получил за 50 ринггит. Для местного жителя эта сумма была бы в 10 раз меньше – т.е. реально копейки!
       Конечно, в джунглях полно нативных деревень с домиками на курьих ножках, чумазыми ребятишками и местными жителями, ни полслова не говорящими по-английски, но даже там видна поддержка и забота государства – построены школы, заасфальтированы улочки и т.п. Малайзия – мусульманская страна, хотя алкоголь продается свободно, правда не в каждом магазине, распивать его в открытую не стоит. Также в центре страны весьма дико воспринимаются женщины во фривольных маечках или в открытом купальнике. Если не хотите, чтобы на вас пялились, как на умалишенную, купаться придется как минимум в футболке и ходить в одежде, закрывающей хотя бы плечи. Это, правда, не относится к морю – на побережье нравы намного свободней, и народ ко всему привычен :)

 Жилье.

       Вопреки ожиданиям, жилье в Малайзии оказалось весьма дорогим, и найти его не так легко. Т.е. если вы тупо рулите в темноте куда глаза глядят в надежде что сейчас вам подвернется недорогой отель, можете выбросить свои мечты из головы. Не подвернется. Относительно просто гостиницы ищутся только в крупных городах. Случайно найти приличный и недорогой ресорт в джунглях – невозможно вообще.
Места нашего базирования:

1. Felda Residence Hot Springs
       Отличный ресорт по соотношению цена-качество, удобно расположен на финише Sungkai Стоимость двухместного номера 180 местных тугриков с включенным убойным завтраком и билетом на посещение горячих источников. Еда в местном ресторане близка к идеальной, горячие источники – большой бассейн, в котором обязательно стоит поотвисать после заката с баночкой холодного пивка. Комнаты чистые, кондиционер работает хорошо, человеческая ванная с горячей водой. В номерах электрочайник, чай, кофе и вода в бутылках прилагаются бесплатно. Также имеется холодильник. Wi-fi на ресепшине. Огромная парковая территория с беседками, столиками, футбольным полем, обычным бассейном и прочими радостями. Также имеются виллы с приватными джакузи, правда, стоят заметно дороже номеров. Этот ресорт подходит для базирования и для реки Slim River. Если вы путешествуете с женами-детьми-неплавающими друзьями, то тут им найдется некоторое количество занятий на первое время и будет достаточно комфортно.

2. Banding Lakeside Inn
       Наихудшее из всех опробованных нами мест, тем не менее мы были вынуждены жить здесь аж 2 раза, т.к. это ближайшая точка возможного базирования к реке Singor и его притокам, и местные друзья предпочитали почему-то назначать нам встречи именно в нем :) Отель пафосный, находится в распиаренном туристском регионе, местном нац. парке. Цены конские – 250 тугриков за 2-местный номер, 300 за трехместный, в выходные и праздники эта цена возрастает еще. Включенный завтрак бедный и невкусный. Wi-fi работает с перебоями. В половине номеров нет горячей воды – не работают нагреватели. Единственное достоинство – чарующий вид на озеро и бассейн. Жены-дети и неплавающие друзья могут скоротать время, опробовав местные предложения по проведению активного отдыха (треккинг в джунгли, катание на бамбуковых плотах и т.п.), но цены вряд ли их порадуют. Не рекомендую этот отель, в 40 километрах отсюда, в Герике можно найти массу более адекватных предложений. Это именно тот случай, когда не стоит переплачивать за удаленность от города.

3. Sungai Sedim Jeram Terbaik
       Мы жили в том, что тут называется «дормиторий» по 30 тугриков с носа. Большая комната на всех с двухэтажными кроватями, туалет на 3 очка, ряд умывальников и 2 холодных душа. Кондиционера нет, но есть верхний вентилятор. В принципе, спать было достаточно комфортно. На другом берегу реки, на рафтинговой базе Rozali можно жить бесплатно в палатках, под навесом или в полуразвалившихся будках (есть на фотках по предыдущей ссылке). Разумеется, по согласованию с самим Розали (контакты см. в разделе Люди) В нашей псевдогостинице имелась большая веранда, где можно было посидеть всем вместе и посмотреть кино. Свет, электричество, туалет… не так уж и плохо :) Затрак/ужин в кабаке в ближайшей деревне вкусно и дешево.
       Неплаваюшим есть где погулять, на реке большая и удобная зона отдыха, отличное место для купания. Богатый животный мир, как нигде в других регионах – тут и вараны и обезьяны и огромные бабочки всех мастей. Также стоит посетить местный достоприм – Tree top walk  – тропу для прогулок под кронами деревьев на высоте до 28 м. Ничего особенного, но само инженерно-техническое сооружение вызывает восхищение.

4. Ulu River Lodge
       Чудесная база на финише реки Kampar. Также подходит для реки Woh. На мой взгляд, это было одно из самых лучших мест нашего базирования. Отличный ресорт с домиками на двоих, троих или четверых, по 60 тугриков с человека без еды. Очень красивая и уютная территория, есть, где посидеть, пожечь костер или даже сделать барбекю. У хозяев можно заказать завтрак/ужин, но я категорически не рекомендую этого делать – хотя готовят они хорошо, порции настолько малы, что хочется плакать. А в ближайшем городке Гопенг на эти деньги вы обожретесь 3 раза.
       Ресорт предлагает кучу развлечений: посещение пещер, экскурсии в джунгли и на водопады, сплав и т.д., цены не очень высокие и порадуют ваших неплавающих друзей. Пожалуй, единственный серьезный минус этого места – нет нормального электричества, только генератор, который выключают рано утром и включают обратно в 7 вечера.
       Это место вполне может претендовать на звание каякерского рая. 40 км до лучшей реки региона – Sungkai Woh, которую можно катать по утрам и умиротворяющая закатка на рафтинговой секции Кампара вечером. Дешевая еда и пиво в Гопенге, достопримы для разнообразия. Лично я не отказалась бы провести недельку-другую такого полуовощного существования в каякерской нирване…

5. Suria cherating beach resort
        Ресорт на море на пляже Чератинг, восточное побережье. Недорогой, достаточно комфортный. Цена 70 тугриков с человека без завтрака или 100 с завтраком (последний того не стоит).

6. Impiana resort cherating
       Отель, который мы бронировали заранее букингом для трехдневного отдыха на море. 100 тугриков с человека с отличным завтраком. Расположен по соседству с предыдущим. Мне понравилось, хотя на заявленные 4 звезды не тянет.

Резюме по жилью:

Если вы можете себе позволить некоторое расточительство, я очень рекомендую использовать ресорты Felda residence hot spring и Ulu river lodge – это оптимальное сочетания комфорта и удобства сплавной логистики. Если вы настроены экономить – живите в крупных городах, цены городских отелей в 1,5-2 раза ниже, чем в загородных ресортах. Если вы хотите экономить-экономить, то возможен дикий кемпинг практически на любой из рек в районе пут-ина, кроме того на Sungkai, Sedim и Kampar можно договориться с местными каякерами/рафт.операторами о предоставлении более-менее цивилизованного места под палатки за минимальные деньги или даже за бесплатно.

 Еда и алкоголь.

       В Малайзии очень развит общепит. Фактически, это самый крупный бизнес в стране. В традиции не готовить дома, а питаться в ресторанчиках всей семьей. Во многих домах, по словам наших местных друзей, даже нет кухонь.
       Еду условно можно разделить на 2 категории. Собственно, Малайско-индийская и Китайская. Китайская доступна в китайских кварталах (поскольку китайская диаспора составляет что-то около трети населения, таковые кварталы и соответствующие кабаки имеются повсеместно, их легко опознать по красным фонариками и иероглифам. Еда, естественно, весьма экзотическая, антураж этих заведений – тоже. Персонал вряд ли говорит по-английски, но тыкая пальцем в картинки на стенах или готовые блюда, с заказом вполне можно справиться. Китайская еда мне показалась намного разнообразней, и вкусней малайской. К тому же, китайцы не мусульмане, поэтому в их кабаках свободно продается и распивается алкоголь.
       Малайские заведения – это как правило «буфет» или «шведский стол», т.е. некоторое количество судочков, из которых ты можешь наложить себе в тарелку по выбору что угодно. В базовом наборе – рис, курица, мясо, рыба и далее всякая экзотическая ерунда от рыбных чипсов до каких-то непонятных овощей. Все это в специфических соусах, которые надоедают уже на 2-й день, но, увы, альтернативы им нет. Столько риса, сколько было сожрано нами за эти 2 недели, я определенно не ела за всю предыдущую жизнь! Завтрак и ужин набором блюд в судках отличается мало, разве что на завтрак еще принято есть роти – блинчики из слоеного теста. Если в забегаловке готовят роти – это правильная забегаловка. Цена приличного завтрака около 10 ринггит, ужина в том же стиле – 15.
       Не могу не сказать отдельно о традиционном тайском супе Tom Yum, который также является национальным блюдом. Готовят его везде по-разному, с морепродуктами и без, на кокосовом молоке и нет, с лаймом, лемонграсом и обязательно – с томатами. Но самое главное – том ям должен быть острым. Заказывая это блюдо нужно быть готовым к тарелке совершенно термоядерной жидкости. Квест «смогу ли я съесть том ям в этом заведении» определенно заслуживает внимания и разнообразит процесс принятия пищи :)
       Если вы хотите вдоволь поесть морепродуктов, то в крупных супермаркетах можно относительно дешево купить креветок, крабов, а также прочих ракушек и приготовить это дело самостоятельно. В ресторанах морепродукты и свежая рыба как-то негуманно дороги (цена такого ужина от 60 ринггит без алкоголя)
       Алкоголь есть в свободной продаже, однако только в специальных магазинах или отделах крупных супермаркетов. Причем, далеко не всех крупных супермаркетов. Однако, большой проблемы купить пиво нет. Если вы хотите поэкономить на пиве, то стоит мотануться в ближайший китайский квартал, там можно купить паленое пиво, особо не отличающееся от настоящего по вкусу, в 1,5 раза дешевле. Ну и вообще, найти пиво в китайском квартале намного проще, чем в малайском.
       Крепкий алкоголь тоже продается, но я не рекомендую его покупать. Мы тестировали местную текилу, водку и бренди. Хотя все эти напитки оказались безопасны для здоровья и в итоге были выпиты, их вкусовые качества оказались, мягко говоря, слабо соответствующими заявленным этикеткам. Короче, покупайте крепкий алкоголь в дьюти-фри во время перелета на пересадке.

 Флора и фауна.

       В Малайзии есть пиявки. Их количество ни в какое сравнение не идет со Шри-Ланкой. За всю поездку мы видели их ровно 2 штуки :) Т.е. никакой специальной защиты от пиявок не требуется, и опасаться их совершенно не стоит. Комары тоже есть. Их количество ни в какое сравнение не идет с нашей Карелией :) Затрудняюсь сказать точное число виденных нами комаров, но оно не очень велико. Тем не менее, принимать меры по защите от укусов комаров все же рекомендуется, т.к. комары считаются разносчиками достаточно опасных местных болезней.
       Практически вся отвоеванная у джунглей территория в Малайзии засажена пальмами. Т.е. окультурена. Большая часть водных маршрутов проходит именно через такие окультуренные территории, поэтому выход на дорогу возможен, не так уж и сложен, колючек и непролазных зарослей почти не попадается (отсутствие пиявок, видимо, связано с тем же самым). Мы не встречали никаких опасных животных или насекомых. Однако, в северном регионе Singor – Sedim, на территории национального парка звери есть. Нам встречалось слоновье дерьмо, полно обезьян и варанов. Будьте аккуратны с диким кемпингом в этих регионах.

 Местное население.

       По большей части настроено дружелюбно. В городах почти все говорят по-английски. В джунглях в деревнях по-английски почти никто не говорит, но настрой по-прежнему позитивный. И на мопеде подвезут, и с удовольствие посмотрят, как вы будете покорять бурные реки, и в спасработах в охотку поучаствуют:) Однако же не расслабляйтесь. Все, что плохо лежит, будет стырено, забытые вещи никто не будет стараться вам вернуть, в лавках и магазинах проверяйте сдачу и внимательно следите за действиями продавцов – разводить и обсчитывать тут принято.

 Люди.

Max Eberl
Прорайдер Level Six автор отчета, по которому мы плавали. Может ответить на любые вопросы по отчету и по своей поездке.

СК (Си Кей)
Лидер местного каяк-движения, живет и работает в Сингапуре, плавает в Малайзии практически все выходные. Может сориентировать по рекам, уровню воды, координатам, помочь с транспортом или другими бытовыми вопросами.

Rozali
Владелец рафтинговой базы на реке Sedim. Имеет в подчинении кучу рафтинговых гидов и некоторе кол-во сэфити каякеров, которых может выделить для ваших нужд. Может организовать транспорт и береговую поддержку на реках северного региона – Sedim, Singor и притоки. Поможет с размещением и бытовыми вопросами в своем регионе, также через него можно заказать пермиты для сплава по Сингору.

Sam
Парнишка каякер с Борнео, работает гидом на Кампаре. С удовольствием поплавает с вами в свободное от работы время, поможет с размещением и транспортом на Кампаре.

Mazuki Mohd Yasim
Каякер, работает гидом и инструктором в каяк-школе на Sungkai. Может помочь с заброской на Sungkai, дать информацию по рекам.

Все из вышеперечисленных хорошо говорят по-английски.

 Реки.

Базовый отчет Level Six
Singor Multiday
Mangga multiday
Схема Sungai Sedim.
Схема Sungai Singor.

Наш опыт:

Chamang section on Perang River.

Сложность:  класс 3(4)
Длина участка:  4-5 км.
Время:   40 мин.
Старт:    3.509339°N, 101.858278°E - Зона отдыха у водопада Chamang (парковка, есть туалет, много народа (лучше переодеться заранее)
Финиш: 3.510010°N, 101.874817°E - Брод не доезжая песчаного завода (к броду можно подъехать, если открыт шлагбаум)

Описание: Заброска простая, найти старт-финиш легко, дорога хорошая, асфальт. Простой участок, класс 3 в нижней границе. Пороги – невысокие горки, разделенные плесами, чуть усложняются к концу участка. Один интересный локальный порог – слайд высотой 2,5-3 метра во второй трети участка, линия видна с воды. Возможны деревья/небольшие завалы. Довольно интересен водопад на старте – нижние ступени этого монстра определенно выглядят проходимыми. Плюсы этой реки: Близко от Куала-Лумпура, легкая заброска, отлично подходит для раскатки и акклиматизации в день приезда. Красиво. В районе финиша заросли бамбука – хороший материал для багажника :)

Slim River.

Cложность: класс 3-3+(4)
Длина участка: 5-6 км.
Время:   1 час
Старт:   3.960422°N, 101.504592°E - Что-то вроде кемпинга – базы, хорошее место для парковки в сотне метрах за ней выше по реке, не доезжая брода через приток, стартовать по притоку (метров 10-15 до впадения в реку)
Финиш: 3.938583°N, 101.511547°E  - Брод через реку, к броду есть подъезд и достаточно места, чтобы оставить машины.

Описание: Заброска требует машины 4х4. Думаю, что легко можно найти местный транспорт – в последней деревеньке, в которой, собственно, кончается асфальт и начинается грунтовка, стоит трактор. В отчете Level Six он также упоминается. Этот же трактор должен встретить вас на финише и вернуть обратно на асфальт.
       Участок не сложный, чуть сложнее предыдущего и чуть длиннее. Характер препятствий тот же – каменные горки, разделенные плесами, практически везде линия читается с воды. В первой трети участка один настоящий порог, тянущий на 4, с большим перепадом, требует просмотра. Река опять-таки подойдет для раскатки. Возможна в качестве ивнинг-рана после нижней секции Sungkai, будет хороша во второй половине дня, после дождя.
       Местные каякеры сообщили нам, что ими уже разведан верхний участок, несколько километров выше стандартного старта, что там большое падение, непрерывные сливы и т.п. Сами не видели, ничего, кроме того, что дорога идет наверх вдоль реки и, теоретически, заброска не должна представлять большой проблемы, сказать не можем.
       Замечу, что в ближайшем городке Slim River мы не смогли найти жилья. Рекомендую для базирования Felda Residence Hot Springs примерно в 40 км.

Sungai Sungkai.

Сложность: 4-4+
Длина (в нашем варианте): 12 км
Время: 4-5 часов
Старт: Мы не смогли попасть в точку, обозначенную в отчете как старт - 4° 6'55.01"N; 101°27'8.28"E, т.к. дорога, идущая по правому берегу и которую мы использовали для заброски, заканчивается в деревне, не доходя до точки примерно 4,5 км. (Хотя гуглем ее и видно, может мы и не нашли). Дальше - реально тропа. Нести лодки желания не было, поэтому вернулись обратно, и стартовали от моста чуть ниже деревни по течению. Как выяснилось впоследствии, местные каякеры начинают сплав там же.
Координаты моста на старте: 4.079405°N,101.436346°E
Финиш:   Мост, примерно 400 м. выше Felda Residence Hot Springs.  Координаты моста на финише: 4.001078°N,101.392102°E

Описание: От старта до следующего моста около 2-х км. каменных горок, сильно замусоренных, линия видна плохо, очень легко запиниться, участки требуют просмотра. Следующие 4 км, до очередного нормального моста – наиболее интересный и приятный участок. Содержит небольшой гранитный каньон с серией красивейших и довольно интересных порогов класс 4. Остаток реки – это вновь замусоренные каменные горки с большим падением, требующие просмотра. К концу участка река начинает выполаживаться, добавляется довольно много воды из притоков и сплав становится фановым, класс 3/3+, перед финишем, под последним мостом отличный порог (не требует просмотра). Заброска довольно сложная и долгая, в объезд по кругу. Дорога грунтовая, не очень хорошая, требуется 4х4. Однако, возможно нанять местный транспорт в каяк-школе на финише участка (на правом берегу реки). У них есть грузовичок, на котором возят клиентов.
       Оглядываясь назад, я бы не рекомендовала ехать эту реку за 1 день – учитывая сложность заброски и необходимость частых просмотров, и соответствующую скорость передвижения. Лучше разбить ее на 2 дня, в первый проехать каньон, во второй катнуть низ и если не хватит – догнаться вечером на Slim River.
       Для базирования рекомендую Felda Residence Hot Springs на финише участка. Обязательно посетите горячие источники (лучше после заката, когда нет местных, и с пивом:)

Sungai Kampar.

Сложность: 3-3+
Длина: 5-6 км.
Время: 30-40 мин.
Старт: Мост, координаты 4.455061°N, 101.217574°E
Финиш: Ulu River Lodge, Координаты 4.44387°N,101.19874°E

Описание: Кампар – наиболее раскрученная, самая известная рафтинговая река Малайзии. Участок очень простой, но действительно красивый и во всех отношениях приятный, чудесная троечка в каньоне, с выраженными порожками, сливами и потрясающим тропическим антуражем. Отлично подойдет для ивнинг-рана, особенно хороша во второй половине дня после дождя.
       Для базирования рекомендую Ulu River Lodge на финише, там же можно договориться о заброске на старт. Альтернатива – ближайший городок Гопенг, где есть гостиницы.

Sungai Woh.

Сложность: 4-4+
Длина: 4 км
Время:  2 ч.
Старт:  Плотина, до которой идет асфальтовая дорога по правому берегу (Level Six ходили пешком выше, мы нет :)). Есть площадка, где оставить машину и туалет :)
Старт Level Six: 4°12'48.51"N; 101°22'33.81"E
Наш старт: 4.216538°N, 101.364941°E (Местные начинают отсюда же)
Финиш: Первый железный подвесной мостик, к нему хороший подъезд. Вылезать за мостом на правый берег. Можно ехать и ниже, но тогда тяжелее выходить на дорогу.
Финиш по отчету Level Six : 4°13'23.23"N; 101°20'7.57"E
Описание: Заброска несложная, старт-финиш легко находятся, дорога узкая, но – асфальт. Будьте внимательны с оттяжками, свисающими со столбов по обочине – их легко зацепить во время движения!
       Вох (местные говорят Во) - лучшая сплавная река материковой Малайзии, из виденных нами, жемчужина региона!
       Условно реку можно разделить на 2 части. 1 – пул-дроп стайл каньон примерно 2 км, ярко выраженные, нехарактерные для Малайзии «настоящие» т.е. образованные не каменными свалками, а пробитые в гранитном русле, пороги, изобилующие слайдами. Кое-где желателен просмотр, но всепроходимо. Будьте внимательны, попадаются деревья в русле!
       Сложность плавно возрастает от хорошей 4 до настоящей 4+ в конце каньона. 3 последних порога наиболее сложны. Это «катаракта» - длинный и мощный трехступенчатый порог с огромным перепадом (есть канализация первых двух ступеней вдоль левого берега), «водопад», он же «русский порог» - оказалось, что мы его первопрошли :) И финальный «дабл-дроп», пройденный только малазийскими друзьями (оказалось, что бочка за первым сливом не держит, а за вторым  - озеро:).
       От «дабл-дропа» до финиша река слегка выполаживается и меняет свой характер –разделяющие пороги плесы практически исчезают, и начинается отличный фановый нон-стоп класса 3-4, уже практически не требующий просмотра. Woh можно сравнить с классическими реками Корсики или Пьемонта, это крикинг в лучшем его проявлении, река, которую можно катать много раз и не переставать получать удовольствие! Strongly recommended!
       Для базирования рекомендуется все тот же Ulu River Lodge или Гопенг.

Sungai Sedim.

Сложность: 3-4(5)
Длина:    2 км
Время:    40 мин – 1,5 ч.
Старт:     Рафтинговая база Розали 5.414227°N, 100.782325°E
Финиш:  Мост 5.406517°N, 100.773621°E
Описание: Дорога асфальт, старт-финиш легко находятся. Проезд к старту платный, 3 RM/день (ночью сборщиков денег нет:). Участок не сложный, содержит 5-6 локальных порогов, некоторые требуют просмотра. В середине 1 опасный порог, обязательно просмотреть, возможно обнос. Порог представляет собой слив, разделенный скалой на 2 протоки. Правая падает водопадом метра 4, в камни, непроходима. Левая представляет собой узкий слив с бочкой, за которым вода вновь разделяется на 2 протоки, одна уходит направо и падает чистым водопадиком 2-3 м., другая практически прямо уходит в желоб, оканчивающийся жуткой непроходимой щелью. Место опасное, требует, как минимум, хорошей страховки. Мы оба раза заносили первый слив и стартовали с острова посередине порога, прыгая водопадик в левой протоке.
       Очень красивый участок, отлично подходит для ивнинг-рана. Неплавающих друзей можно прокатить на рафте. На старте/финише отличное место для отдыха и купания. В ближайшей деревне вкусная и дешевая еда. Жить можно бесплатно на базе Розали (по договоренности с ним), в гостинице напротив или более дорогом отеле рядом (Sedim Rainforest Resort), или в ближайшем городке. Также рекомендую посетить местный достоприм Tree top walk.
       На Седиме также хорошо разведан верхний участок (7 км выше нашего старта, см Схему). К сожалению, мы на него не попали, т.к. дорога на старт была завалена деревьями, и проехать по ней было невозможно (даже если дорога не будет завалена, имейте в виду, что она очень узкая и не всякая машина по ней пройдет). Судя по отзывам друзей, это очень интересный участок класс 4-5, с огромным количеством прекрасных крикинговых порогов. Рекомендую скремниться и сходить на него пешком. Обязательно берите с собой нормальную систему для переноски лодок – ходить с лодкой в тропическом климате реально тяжело!

Sungai Singor.

       Крупнейшая разведанная река Малайзии, которую можно отнести к Big Volume. Проходит по территории нац. парка, для сплава требуется пермит (можно оформить через Rozali, стоимость 15 RM/чел.)
Финиш участка: Мост 5.522200°N, 101.476573°E
Дорога вверх по реке в очень плохом состоянии, возможно, через год по ней невозможно будет проехать даже на джипе. В нашем варианте была возможность заброски приблизительно на 7 км. выше финиша. (чуть выше camp 2 см. Схему). Участок класс 4-5, протяженные пороги, промежуточный выход на дорогу затруднителен. Время: 2-3 часа. Также возможен вариант 3-х дневного сплава. Скорее всего, он останется доступным, т.к. дорога на старт Мультидэй-трипа идет в обход и поддерживается в приемлемом состоянии. В период очень сильных дождей река может оказаться перебором по сложности, будьте осторожны. Для базирования можно использовать отель Banding Lakeside Inn (не рекомендую) или любой отель в ближайшем городке Герик.
       У Сингора есть также разведанный сплавной приток Mangga. Это тоже 3-х дневный трип со сложной заброской. Подробней см. ссылки на отчеты в начале раздела.

Jerangkang Slides.

Координаты: 3.769364°N, 102.934322°E
       Заехать можно на обычной машине, проехав с трассы №2 через точки поворотов (3.695827°N, 102.931470°E) и (3.714741°N, 102.911615°E). Срезающая дорога, выходящая на эту на рекомендуемую выше через мостик в точке (3.746116°N, 102.940381°E) - только для 4Х4! Занос лодок пешком, от парковки примерно 1,5 - 2 км вверх по дороге.
       Это местная купалка/достоприм – серия локальных слайдов и водопадов на небольшой речке. Ниже слайдов река несплавная, представляет собой каменную мусорку и завалена бревнами. Нижние 4 слайда выглядят проходимо, наверху просматриваются аналогичные каскады, возможно, тоже проходимые.
       У нас было слишком мало воды, интереса участок не представлял, тем не менее, даже в нашу воду везде можно было проскрестись. Рекомендуется к посещению, в том числе, как просто экскурсионный объект – слайды очень красивые, отличное место для купания.

         

       На парковке хорошее место для дикого кемпинга – навес, столики, туалет.

       В этом же регионе, в качестве достопримов, можно посетить:
GUA CHARAH CAVES/PANCING CAVES (3.911373°N, 103.147217°E) – очень интересная, гигантская пещера, целая скала, пустая внутри.

         

       В главном зале есть лежачая статуя Будды, но пещера окультурена совсем немного, куча диких ответвлений, в которых можно побродить с фонариком и пообщаться с летучими мышами :) Интересно забраться через пещеру на вершину скалы, но сделать это непросто и требует экипировки, отличной от шлепок :)
       SUNGAI PANDAN WATERFALL (3.791001°N, 103.145114°E) – водопад с точки зрения каякинга не представляет интереса, но очень красив, отличное место для купания.

    

А теперь лирика :)

В центре джунглей малазийских
Где раффлезия растет
Группа падлеров российских
Замечательно гребет:

Николай испортил ногу,
Петр голову разбил,
Алексей опух немного
Выбираясь на дорогу,
И ребро сломал Кирилл.

33 уборки, 33 уборки, 33 уборки,
Новая река
Заварные сливы, каменные горки,
Хорошо, что живы все пока!

Страшно в джунглях малазийских,
И не только на реке.
Там возможно заразиться
Лихорадкою Денге,

Быть растоптанным слонами,
Носорога жертвой стать,
Распрощаться вдруг с деньгами
И своими же руками
Паспорт взять и потерять!

33 ошибки, 33 продолба, 33 потери,
Новая беда,
33 потери, деньги улетели,
Но ведь деньги это ерунда!

33 уборки, 33 уборки, 33 уборки,
Новая река
Заварные сливы, каменные горки,
Главное, что живы все пока!

       А начиналось все неплохо. Дешевые билеты, отличный план, налаженные контакты с местными… даже дождь пошел вовремя! Оставалось дотерпеть последнюю неделю на работе и сесть в самолет, но тут стали происходить странные вещи. Сперва неожиданно оказалось, что Рагимов поехать не сможет. Это сильно меня расстроило, т.к. потрясающая Серегина способность торговаться в азиатской стране была просто незаменима. Но свято место… в общем, также неожиданно вместо Сереги у нас образовался Петя Воскобойников.
       Второй звоночек прозвенел уже в аэропорту, где выяснилось, что у Чиркова паспорт заканчивается через 5 месяцев, а для въезда в Малайзию по правилам нужно как минимум полгода. Леха тоже попытался соскочить, но «так называемые друзья» уговорили рискнуть и попробовать прорваться. Леха прорвался, и уже в Куала-Лумпуре, после снятия отпечатков пальцев и утомительного общения с таможенниками, облегченно выходя в зал получения багажа, вдруг многозначительно объявил: «Все только начинается!» - и будто в воду глядел…

    

       Впрочем, началось не сразу. Если не считать небольшого инцидента в самолете, где Петр забыл свои очки и теперь являл собой эдакую слепую зверушку «зато я нюхаю и слышу хорошо», все шло по плану. Лодки и весла благополучно долетели, заказанные машины ждали нас в аэропорту, и нам даже удалось запихать в них весь свой стафф. И, офигевая от измененной реальности, ускользающей после суток полусна-полубодрствования в самолете, жары и влажности, мы без труда нашли первую речку – Перанг, и без труда катнули ее, все еще не веря, что это происходит на самом деле.

                 

               

         

       И потом была долгая рулежка под проливным дождем, неожиданно наступившая темнота, будто кто-то в одночасье выключил свет, безуспешный поиск жилья, напиток из мякоти дуриана, купленный в супермаркете, адская головная боль, и спасительный указатель с надписью «Елда», очень даже органично смотрящийся на дороге в сочетании с указателем на город Ипох. Поехали в Елду, и пох! И только утром, на полном серьезе поискав эту Елду в навигаторе и не обнаружив, мы осознали, что названьице обязано своим существованием исключительно креативу местного дизайнера, изобразившего первую букву Ф светлой на светлом фоне и потому абсолютно невидимую в темноте, а в реальности звучит как Фелда – Felda residence hot springs, по имени крупнейшей Малазийской корпорации, которой, в том числе, принадлежит данная сеть отелей и ресортов. Понятное дело, в обиходе оно навсегда осталось Елдой :)

      Вторая речка – Slim River – логистически тоже не вызвала серьезных трудностей. Немного потупив, нашли финиш и старт, радостно отплыли, и тут-то меня настиг трындец на ровном месте – я потянула левое плечо, которое у меня и без того норовило отвалиться. Я кое-как догребла до финиша, молясь только о том, чтобы не пришлось вставать, однако речка оказалась совсем простенькой, так что пронесло. Дальнейший сплав для меня стал возможен только в союзе с кеторолом, которого, по счастью, у нас в аптечке было завались. Тем не менее, все шло по плану, участники были довольны, а спокойствие и безмятежность, царящие в Елде вкупе с бутылочкой вискарика, внушали уверенность в завтрашнем дне.

           

         

      Следующая речка - Sungkai - по описанию обещала быть уже настоящей. Логистика тоже сильно усложнилась, и, поблуждав в лабиринтах грунтовых дорог, подивившись на местные аутентичные деревеньки на курьих ножках и осознав в полной мере, что проехать к отмеченной в отчете точке старта мы не можем, дружно решили стартовать от верхнего моста, к которому можно было подъехать по правому берегу.

           

       Приключения начались буквально со старта – в первом же пороге запинились Валентиныч с Чирковым, на спасработы потратили минут 20. Следующие 1,5 км ехали почти 2 часа и Сергуха начал ощутимо нервничать – впереди оставалось еще 10, а в 6 вечера выключали свет! Тупили все, но особенно это удавалось Петру, вылезающему на ровном месте после каждого заметного слива.
       Не скажу, что река была сложна, однако изобиловала подлянками – куча запертых сливов, узкие проходы, в которых легко можно было расклиниться, большое падение – много приходилось смотреть. 1 порожек пришлось занести, это потребовало нетривиального тюленьего старта… в общем, скорость нашего передвижения по-прежнему оставалась чудовищно низкой. Кроме того, нас было слишком много, в результате в задних рядах либо начиналась затупа с длительными просмотрами, либо уборки из-за эффекта испорченного телефона.
       К середине секции мы потеряли Коляна, Алекса и Леху, решивших сойти с дистанции вследствие некоторого утомления. Что именно утомило Коляна я затрудняюсь ответить – ехал он вроде неплохо, а вот Алекс, кажется впервые на моих глазах, заварился под каким-то невразумительным сливом и чудом остался жив :)
       Оставив друзей у второго (если считать от старта) моста, мы двинулись дальше. Сергуня продолжал гнать, Петр – жечь, река – преподносить сюрпризы. И в очередной каменной горке запинился Кирилл, причем запинился очень нехорошо – кормой вниз, так, что весь поток хлестал ему в лицо. Выбираясь из лодки, Кирилл повредил ребро, и более не мог продолжать сплав. Вместе с Кириллом остались Валентиныч, Алла и Петр. 3 последних негрятенка в лице меня, Ленечки и Сергуни финишировали через час, и очень вовремя – действие кеторола стремительно заканчивалось, так что я уже тоже была готова пополнить овощные ряды :)
       Доплыв до финиша, Сергуня спешно организовал спасательную экспедицию по вызволению оставленных на реке друзей, но, как оказалось, друзья благополучно самовызволились без чье-либо помощи, более того, возжелали продолжить приключения и занялись джипингом, форсируя Sungkai вброд. Видимо, лимит уборок и продолбов на сегодня был исчерпан, потому что после заката им все-таки удалось благополучно вернуться в гостиницу.

           

             

         

      Вечер удался – после ужина мы плавно переместились в горячий бассейн практически всем составом, где отвисали чуть ли не до полуночи. А наутро выяснилось, что Алла забыла в ресторане сумочку со всеми деньгами и паспортом. Поиски не увенчались успехом – сумочка пропала. Этот печальный факт определил дальнейшую логистику – неплавающая часть нашей команды вместе с Аллой выдвинулась обратно в Куала-Лумпур, в Российское консульство, чтобы решать проблему с паспортом. Оставшиеся 2 машины все еще пытались следовать плану, а потому наш путь лежал на Sungai Woh.
       Тут не было проблем с поиском старта-финиша, так что мы бодро рулили вдоль реки, ни на что не отвлекаясь, пока не услышали хруст, сопроводившийся исчезновением зеркала с левой стороны. Оказалось, что зеркало зацепилось за провисшую оттяжку столба, в результате, его оторвало с мясом да еще и задний бампер разворотило…
       Примотав зеркало скотчем, мы тем не менее доехали до старта. Я, Валентиныч и Чирков решили закосить – у меня слишком болела рука и я планировал ее поберечь перед запланированным на ближайшие дни мультидэй-трипом. У Валентиныча болела потянутая после вчерашней уборки спина, и он руководствовался теми же соображениями. А Леха просто чувствовал себя неготовым к подвигам.
       Оставшиеся герои проплыли довольно быстро, заставив меня позавидовать – река оказалась отличной, правда Алекс как обычно свалил с середины (затрудняюсь указать точную отмазку), а Петра, как обычно, утопили. Он не зачалился перед самым сложным порогом, угодил в него кормой, разумеется, разобрался там на части, а когда, наконец, был спасен, выяснилось, что вода через уши заполнила все пустоты в Петиной голове и теперь он помимо того, что ничего не видит, еще и ничего не слышит :)

           

             

         

      Казалось бы, план по продолбам, обломам и уборкам на сегодня был выполнен с лихвой, но это только казалось. На ближайшие 3 дня у нас был запланирован автономный сплав по Сингору. Для этого мы заранее договорились с местной рафтинговой конторой, которая предоставляла нам рафт с гидом, должна была обеспечить заброску, питание и 2 промежуточных лагеря на реке. Цена всего этого безобразия по договоренности составляла 200 баксов с человека. В реальности же нас ждали 2 суровых мужика, 1 представился водителем, другой – рафтером. Мужики планировали организовать заброску на наших же машинах, однако критически оглядев нашу лысую резину, заключили, что это невозможно и придется доплатить за заброску местным транспортом еще по 150 баксов с носа. Мы не были готовы к такому повороту событий и мужиков вежливо послали. Мультидэй трип плавно накрылся медным тазом, правда, большинство участников только обрадовались этому факту, ибо желающих в него отправиться и так можно было пересчитать по пальцам одной руки.
       Тем не менее, нам предстояло провести ночь в отеле, являвшемся местом встречи с гидами – Banding Lakeside Inn, а цена номеров за эту ночь превосходила все разумные ожидания и стоила в полтора раза дороже обычного прайса – оказалось, что мы попали на какой-то местный крупный праздник. Словом, только остатки текилы и могли спасти выходящую из под контроля ситуацию.

      На другой день нам сопутствовало некоторое количество удачи. Отправившись на Седим (Sungai Sedim), мы прогулялись по Tree top walk (Петр с Сергуней едва не поругались из-за версий технологии возведения этого сооружения, но в конце концов победила дружба, Петр отвлекся и принялся благодушно виснуть на всех встреченных лианах), искупались в Седиме, поглазели на огромных варанов, в изобилии шныряющих по берегу и, наконец, познакомились с мистером Розали, рафтинговая база которого находилась как раз напротив Tree top walk’а.

         

    

       Вопреки опасениям, никаких трений по поводу неудавшегося Мультидэй трипа у нас не возникло – Розалии извинился за гидов, поднявших цену, и с пониманием отнесся к нашему решению послать их нахрен. И тут же предложил нам катнуть нижний Седим от его базы, выделив в провожатые мальчика-каякера. Честно говоря, я не ожидала ничего интересного от рафтинговой речки, по которой катают на хотдогах и сплавляются на гидроспидах, а потому была изрядно удивлена совершенно замечательным, очень фановым, настоящим порогам. Один даже пришлось занести – неприятное место, по словам Розали, спровоцировавшее множество инцидентов, в том числе с летальным исходом.

         

         

       Впечатляющий тюлений старт после обноса, мощные, но проносные, пул-дроп препятсвия, пожалуй, единственный недостаток этого участка – его короткая длина – всего 2 кимлометра. Но нам для ивнинг-рана было в самый раз. Ужин в местном ресторанчике, том-ям с морепродуктами и ночевка в общей комнате полузаброшенной гостиницы в сердце джунглей довершили картину прекрасно проведенного дня.

         

       Крики обезьян, истошное кваканье лягушек, стрекот ночных насекомых, шум дождя… Кошка, охотящаяся за огромным, величиной с ладонь, богомолом, ночные бабочки, кружащие вокруг фонарей… Настоящий тропический романтик :)

      Утром к нам присоединилась 3-я машина с нашими Куала-лумпурцами – Алле выдали в посольстве справку взамен потерянного паспорта, и она вновь была готова к подвигам. В качестве подвига предполагалось заброситься на верхний Седим (7 км выше вчерашнего старта) и сплавиться оттуда. Участок обещал быть сказочным, но лимит удачи, видимо, был исчерпан нами вчера. Оказалось, что проехать к старту нельзя – дорогу завалило деревьями и единственная возможность добраться до нужного места – идти пешком с лодками все 7 км. К таким упражнениям никто не был морально готов (о чем я впоследствии пожалела и продолжаю жалеть до сих пор), так что в итоге было принято решение вновь катать нижний участок.
       Тут нас ждал очередной удар. Пока мы переодевались и перегоняли машины, у Сергуни из лодки стырили наш любимый фотик. Скорее всего, местные рыбаки… Расстройству нашему не было предела, даже не сколько из-за фотоаппарата, сколько из-за пропажи всех фотографий. Но делать нечего, смирившись с потерей, мы все-таки отплыли. Поскольку участок уже был нам знаком, каталка не вызывала никаких эмоций, кроме фана, и даже страшный порог-убийца начал казаться игрушечным. Но Петр все равно умудрился убраться, причем капитально – ударился головой в одном из сливов, и у него защемило какой-то нерв в позвоночнике. После чего начала отниматься рука. С этого момента смотреть на Петю было уже не смешно, а реально страшно и тревожно. А неизменный утренний вопрос: «Ну как там Петя, жив еще?» начал терять свою шуточность и приобрел зловещий характер.

              

       

       После сплава мы вновь простились с неплавающей частью друзей – Кириллом, Верой и Сашей, которые приняли решение выдвигаться на море, а сами отправились ночевать обратно в Lakeside Inn. Мы все еще планировали поплавать по Sungai Singor, правда, теперь уже без особых амбиций, только нижний участок. Праздник закончился, но наступили выходные, так что цены в отеле по-прежнему «радовали». Но именно здесь вечером мы наконец должны были встретиться с нашим старым итальянским другом Пауло, которые ныне работает в Куала-Лумпуре и  СиКеем – лидером местного каяк-движения, помогавшим нам при организации поездки. Сикей живет и работает в Сингапуре, и они с Пауло могли поплавать с нами только в выходные. Парни доехали до нас в ночи, когда мы, после бассейна и очередной бутылочки текилы, умиротворенно сидели в ресторане. С ними был еще местный пар нишка Сэм, работающий гидом на Кампаре. Как впоследствии оказалось, очень позитивный чувак и отличный каякер. Запланировали ранний подъем, т.к. на Сингор предстояла сложная заброска, и разошлись по номерам.

      Утро началось с «радостной» новости о том, что Петр совсем плох, и ему требуется врач. Сходили на ресепшн, там вызвали врача из ближайшей военной части, находящейся в шаговой доступности. Врач подошел довольно быстро, осмотрел Петю, сделал укол обезболивающего и рекомендовал обратиться в нормальную больничку. Петя принялся названивать в страховую, где его, конечно же, послали в Куала-Лумпур… В итоге мы вновь разделились: Колян, Леха и Валентиныч повезли лечить Петю, а мы с Сергуней, Леней, Аллой, Алексом и малазийскими друзьями рванули на Сингор.
       Дорога действительно впечатляла – тут уже был реальный оффроад, на грани проходимости для наших машин. Дикие места, повсюду слоновье дерьмо и обезьяны. После того, как в нац. парке прекратилась вырубка леса, дорога вдоль Сингора практически не поддерживается. Скорее всего, в следующем году, после окончания дождей, ее окончательно размоет, и нижний Сингор станет совсем недоступным. Пауло, Сэм и Сикей наняли местного рейнджера в качестве водителя для перегонки машин. Ему же мы заплатили по 15 тугриков за пермиты в заповедник. После преодоления брода через приток Сингора, наш джип остался без переднего номера :) До финиша доехали с трудом, регулярно выбегая из машин, чтобы проверить, пройдут ли они под поваленными деревьями и периодически застревая. Машина Пауло дальше ехать не могла вообще, предполагалось, что на старт нас в несколько ходок отвезет рейнджер на нашей машине. Но поглядев на реку с моста, мы поняли, что нескольких ходок не понадобится, т.к. от нас плыть решил только Сергуня :)

      Вода оказалась очень высокой, на грани паводка. Участок классифицировался как 4-5 в нормальную воду (на метр ниже), и сплав предполагался явно вне зоны комфорта, что для меня с моей отвалившейся рукой было попросту опасно. Леня тоже не горел желанием совершать подвиги, Алекс и подавно, а Алла хоть и горела, но все-таки уступила голосу разума :) Словом, мы обосновались на финише, облюбовав местечко в теньке у притока, и принялись наслаждаться красотами природы.
       Герои тем временем были отвезены на старт, километров на 7 выше финишного моста. Оттуда им предстояло еще около 40 минут спускаться к реке вниз по притоку через джунгли. И затем серия порогов-убийц :)
       Видимо, наша злая фортуна оказалась заразна, т.к. в первом же пороге-убийце убрался Сикей – его затянуло под нависающую скалу, и, вылезая, он продолбал дорогущее весло и сильно травмировал ногу. Настолько сильно, что потом с трудом передвигался, так что пришлось отсыпать ему кеторола. Дальнейший сплав прошел без особых приключений, если не считать таковыми пару спинов, которые накрутил на радость зрителям Сергуня в одной из бочек. И это притом, что все основные жопы были без сожаления участниками обнесены.
       В общем, все конечно же остались живы, но дружно отмечали, что трудность заброски, адская пешка на старте и вообще совокупность приложенных усилий не стоили пройденного участка.

         

       Тем временем, Петр и компания выяснили, что рекомендованный страховой компанией госпиталь не работает в выходные, а потому отправились в ближайший город Герик, где за 50 тугриков Пете сделали рентген, успокоили и даже отсыпали горсть каких-то обезболивающих на дорожку. По словам доктора, через некоторое время у Пети все должно было пройти само. Правда, вопреки этим прогнозам, он чувствовал себя все хуже и хуже…

      Вечером Сикей сводил нас в аутентичный китайский ресторан в Гопенге. Мероприятие оказалось губительным для мозга – я никогда не бывала в подобных заведениях, где запросто могло с непривычки снести крышу от экзотики, но на удивление безопасным и весьма приятным для желудка:) В том же стиле прошел и завтрак на следующий день, после которого мы дружной компанией вновь отправились на Woh, оказавшийся по всем параметрам лучшей рекой региона.
       Благодаря сильным дождям накануне, вода заметно поднялась, сделав участок намного интересней. Плыть решили все, кроме Алекса и совсем уж плохого Пети. Однако, не успели мы проплыть и пятисот метров, как начались приключения, и очень скоро мы потеряли Леху, а затем и Коляна, поубиравшихся еще на начальных, заходных порогах.
       Для обоих эти отстрелы не прошли бесследно – Колян сильно травмировал ногу и хромал до конца поездки. Леха тоже немного побился, но основные плюшки огреб, выбираясь из каньона к дороге – умудрился задеть пчелиное гнездо, после чего был вынужден спасаться бегством и нырять обратно в реку. Это ему, увы, не сильно помогло, и впоследствии мы насчитали на нем более 2-х десятков укусов.
       Честно говоря, половину начальных порогов не мешало бы посмотреть, особенно один, с ужасным бревном в сливе (до сих пор удивляюсь, как никто на него не намотался), но Сергуня, хорошо помнящий реку после первого раза, гнал вперед, не давая расслабляться. Из-за этого мы с Валентинычем тоже отожгли, правда, в отличие от остальных, бесплатно. Валентиныч перевернулся в выходной ступени одного из порожков, встал на краю основного слива и свалился в него лагом, после чего исполнил мощную серию русских картвилов, и наконец выплыл в озеро по частям. Я тоже разобралась в озере и ничего себе не повредила, правда, перед этим поварилась немного под нависающей скалой, а потом пронырнула здоровенную бочару, которая не желала меня отпускать, пока я не сунула весло в донную струю, после чего меня выплюнуло метрах в четырех за сливом! Говорят, смотрелось зажигательно :)
       Но зато основные пороги, которые Сергуня соизволил дать нам посмотреть, мы все проехали самым лучшим образом, и это было по-настоящему прекрасно! Восторг от этой замечательной реки трудно передать словами! Я бы с удовольствием вернулась сюда и проехала ее еще не один раз.

         

           

        

      Простившись с Пауло и Сикеем, мы вернулись в ресорт на Кампаре, где до позднего вечера предавались политическим дебатам и распитию спиртных напитков. А утром, катнув на прощанье Кампар в компании Сэма, отправились в сторону моря. Петр по-прежнему был плох, но накачавшись таблетками, тоже проплыл Кампар, где в очередной раз отстрелился. Глядя на это, очень хотелось вколоть ему что-нибудь, активирующее мозг, но увы, подобных препаратов в нашем аптечке не имелось. Я, кстати, тоже с ужасом обнаружила, что 1 таблетки кеторола мне уже не хватает, рука совсем перестала слушаться, так что сплав действительно пора было заканчивать.

      А дальше было море. Как всегда прекрасное. Очень необычное, удивительно пустынное, горячее и спокойное море. Правда, в море водились жгучие медузы, покусавшие всех, особенно Веру. Т.е. всех по разочку, а Веру – много раз. Потом мы поняли – медузы за ней охотились, а нас просто пробовали – «Нет, не Вера!» :) Но мы все равно купались, ездили смотреть достопримы, варили свежие креветки на берегу, загорали. Большие кокосовые пальмы, колышась на ветру, отбрасывали тени, и эти тени были похожи на огромных мохнатых пауков, шевелящих лапами. И стоя на балкончике, я следила за этими гигантскими пауками, изумрудной гладью моря и наглыми обезьянами, норовящими залезть в мусорные бачки, и изо всех сил старалась не думать о возвращении в холодную и промозглую Москву.

         

       

      Мелкие продолбы и потери продолжали нас преследовать. Петя в очередной раз убрался, отправившись гулять в скальный грот неподалеку от отеля, поскользнувшись и упав на камни. У Веры укали крем от загара – прямо на пляже стащили оставленную рядом с полотенцем банку. Кирилл разбил электронную книжку, а Алла, у которой, кажется уже ничего не осталось, из того, что можно было бы забыть или потерять, утопила в море солнцезащитные очки :) Мы угрохали 300 рингит, чтобы починить машину – купили новое зеркало, отрихтовали и заварили бампер. Но при сдаче это не сильно помогло, и с нас все равно списали дополнительно 800 тугриков :(

      В общем, закончилась эта удивительная, пронизанная неудачами поездка. Никогда в течение одного тура у нас не было столько потерь, обломов, уборок и травм. У меня осталось странное впечатление, легкий привкус разочарования. Не из-за травмы или неудач, нет, именно от страны, самой по себе. Отправляясь в путешествие на другой конец земли, неизменно ждешь каких-то незабываемых, ярких, сносящих крышу впечатлений. Но Малайзия ничем не шокирует, она… как-то удивительно обычна и проста. И только спустя время, отбросив шелуху придуманных образов и несбывшихся ожиданий, начинаешь понимать, что в простоте и обыденности кроется вся суть и прелесть этой страны. Сейчас, оглядываясь назад и задавая себе вопрос: «А стоит ли ехать в Малайзию?», я нисколько не сомневаюсь в ответе! Конечно же стоит! Мир вообще стоит того, чтобы посмотреть на него своими глазами. И Малайзия по-своему прекрасна, просто приезжайте, и вы обязательно убедитесь в этом сами!

Фото: Петр Воскобойников, Михаил Пастухов, Алла Сидорова, Кирилл Чунов