Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Внезапная весна или паводковый сплав по реке Комола.

 

Артём Кульба 

«Некоторые   реки  (Мутенка, Комола) обладают выдающимися,
по сравнению    с  той  же  Выпрейкой   формальными  данными.
Возможно, для них придется ввести отдельную категорию (Д).»


(с) Дмитрий Шварц- Шкала сложности подмосковных паводковых рек.

       Зима для водоплавающего люда в средней полосе России - тяжелая пора. Катамараны и каяки мерзнут на балконе, реки скрыты подо льдом, а водник только лениво перелистывает видосы из теплых стран да плещется в бассейне на тренировках.
       И хотя в 2018 году зима долго не хотела уходить, пришли и к нам теплые деньки, а сайты с уровнем воды (не сочтите за рекламу – allrivers.info ) начали показывать заветные циферки начинающегося паводка.
       И после ужасной речки Пехорка, которая не замерзает даже зимой, обладает единственным порогом, и подозрительно попахивает, добрая весть появилась на форуме «Агентства Венгрова» – сплавам по подмосковным паводковым речкам быть.

       Для раскатки Сергей Энверович (в сети известный как СЭР) легким движением весла выбрал чудесную речку Комола. Мы до сих пор добрым словом помним  раскатку прошлой осенью в Грузии, в каньоне Уцера реки Риони и ожидали бурного веселья.

       Так и вышло. Накануне выезда, вечером в холле Черкизовского бассейна, любопытные каякеры пытали мэтра:
- Точно ли родейный каяк подойдет для Комолы?
на что получили ответ:
       – Для сильных духом, к коим вы безусловно относитесь – подойдет.

       Подлый червячок сомнения шевельнулся в наших душах...

       Взвесив трудности доставки сплавного каяка электричкой против его остойчивости и быстроходности на воде я решил – любишь кататься – люби и таскаться, и на глазах у изумленной публики затолкал в утренний электропоезд двух с половиной метровую оранжевую лодку. Контролеры удовлетворились багажным билетом, и мы с Пираньей прибыли в столицу.

       Вскоре на горизонте показался знакомый белый микроавтобус с каяками на крыше и мы начали метаться по Москве, собирая народ. В машине уже были Рагимов, Серега Иванов и Андрей, а вот каяков на крыше насчитывалось больше. Где-то в южной части Москвы подобрали Мишу Левашова – ведущего популярный сайт о надувных байдарках, которому доставка лодки, в отличии от меня, сложностей не доставила. Чуть позже к нам присоединились Вадик со своим, десяток раз отремонтированным, каяком, Юля и, уже под Подольском, Серега Дыбкин.
       И как только все собрались и можно было ехать, конечно же, захотелось поесть и в туалет:). Придорожное кафе радостно распахнуло свои объятья и вскоре в автобусе запахло котлетами в тесте и кофе.

      

       После Серпухова мы съехали с трассы и двинулись в сторону Ферзиково, по пути притормаживая у пересекавших дорогу речек. Дряща, Мышега, и прочие странные названия радовали жиденькими потоком воды и заметными ледовыми полями, но Комола то должна быть покрупнее.

       И вот наконец он, мост через нашу реку, который было легко опознать по кучке любителей паводкового каякинга со всеми сопутствующими атрибутами. Всего собралось 6 машин и 16 человек, прямо целый фестиваль. Выйдя из автобуса все пошли к реке и ура – Комола течет!

      

       Гордое название – стапель можно было применить лишь к Левашову , который быстро накачал очередную лодку «Вольного ветра», остальным лишь надо было переодеться и дождаться возвращения уехавших на финиш машин.
       Серега и Вадик пока занялись обкатыванием импровизированной рампы склона, выходящего прямо в реку, а приехавший Рагимов заснял все это на камеру и скатился сам.

       И вот, наконец наш флот, разбитый на боевые четверки, тронулся в путь.
       Солнце светит, вода течет, красота. Буквально через метров 200 встретились первые препятствия – перегородившие реку кусты. Протиснулись под веткой и двинулись дальше, благо течение пока не очень сильное. Но жизнь вскоре преподнесла ожидаемые сюрпризы в виде корки льда, сковавшей участок реки. Сергей Энверович бодро выскочил на лед, и протолкался на чистую воду. Мы повторили его подвиг, даже Миша на надувной лодке Т-30.
       Кстати, предсказание, что надувнушка будет нас задерживать , рваться, застревать нисколько не оправдалось – и капитан корабля и сама лодка показали себя очень достойно в этом путешествии.

       Пока мы проталкивались по льду нас догнала вторая группа во главе с Серегой Ивановым, а вскоре и третья, под предводительством Вадима. Лёд, как выяснилось, обладает свойством ломаться при вылезании на него, плыть вперед и создавать новые заторы. То есть препятствие, которое преодолевает первый каякер, в ходе преодоления необратимо меняется и может стать как проще, так и сложнее.

      

       Еще пара подобных бревен и льдов и вот кусочек посерьезнее. Слева кусты, справа лёд и только узкая полоска вдоль берега. Рагимов проскочил удачно, я нашел какой то ручеек, текущий по льду среди кустов, и прополз по нему. Миша тоже пробрался нормально, а вот Юля попыталась пройти чуть правее чем Сергей и оказалась прижата к льдине лагом, причем течение и высокий лед не давали ей шансов. Тут уже и вся группа подтянулась. После продолжительной и героической борьбы вода победила и каяк прошёл по верху, а вот девушку утянуло под лёд…...
       К счастью, льдина была небольшая и вскоре Юля, весло и каяк уже бодро, но отдельно друг от друга, плыли вниз по течению. Кое-как собрав каякера воедино, мы продолжили путь.
       Солнышко греет вода прибывает, уклон речки возрастает. На лицах водников, особенно менее опытных, постепенно появляется выражение легкого беспокойства, подкрепленное очередным заплывом, после слива, ведущего прямо в дерево. Ну, и надо признать, что лодка у Димы довольно злая к закусываниям – Diesel-70.

         

       Шеф принимает решение устроить перекус и  вскоре, по левому берегу, находится уютная полянка, на которой мы все и собираемся.
Спасибо нашим соседям с Запада, которые придумали поедать жир свинины, потому что сало, принесенное Андреем, пошло на ура.

       На склоне  был обнаружен симпатичный крутопадающий ручей, который буквально за полчаса, потраченных на перекус, изобразил из себя маленький водопадик. Весеннее солнце делает свое дело.
       Река становилась все веселее и веселее, но наша часть команды  шла без новых происшествий, пока в одном из порожков не остался серфить Миша на надувастике. Попробовав разные варианты скольжения над поверхностью бочки, лодка наконец сбросила наездника в ледяную воду, и пошла отдельно.
       Когда Левашов выбрался на берег, он олицетворял собой необходимость сухого костюма в России, в отличии от Юли, у которой в предыдущем приключении замерзли только руки. А еще объяснил Сереге Иванову разницу между командами «держи лодку» относительно каяка и относительно надувной лодки. Делюсь мудростью:

• Если заплывший каякер просит «держи лодку» - он хочет, чтобы вы ее спасли и вытащили на берег. Держите за нос или корму.
• если заплывший «надувастик» просит держать лодку – он хочет залезть в нее, и надо держать противоположный от спасаемого борт!

       Сплав продолжался, сливы становились круче, в одном из них я застрял на ветке, а когда проталкивался вперед, чуть не вылез из сиденья и ногой сбил юбку. Надо будет настроить аутфитинг у Пираньи. К счастью, порог прошел без кренов, успел вовремя зачалиться и надеть юбку на место.
       Плывем мы плывем… и понимаем что двух других групп за нами давно не видно. Приняли решение встать на солнечной полянке. Вроде вдали, за парой поворотов уже должна быть Ока. Минут через 10 стояния на солнышке мы начали беспокоится – еще 8 человек так и не показались. Сбегали на вершину оврага, по которому течет река – никого не видно вдали, и с нашего берега в Комолу впадает приток, так что на поиски надо идти по другому берегу.
       Примерно через полчаса ожидания, когда уже начали планировать спасработы, группы Иванова и Вадима наконец-то нас догнали, правда частично по берегу. Как выяснилось, ребята наприключались вволю – кили, заплывы, одно сломанное весло Waterlogy, и потерянная запаска. По рассказу участников, весло у Андрея  сломалось при эскимосском перевороте, просто об дно, ну а заплывы были связаны с попаданием в ветки.
       Когда вся группа собралась, подсчет весел привел к неутешительному итогу – кому-то предстоит быть каноистом. Рискованную роль взял на себя Рагимов, и плыть первым ему уже стало неактуально.
       Эти последние полтора километра до Оки оказались весьма бодрыми – Комола приняла пару притоков, вода поднялась, а кустов и ледяных заторов не убавилось. На очередном повороте, со сливом и деревьями в нем, поймал бревно Серега Дыбкин. Из лодки он выбраться успел, а вот весло оставил где-то под завалом, поиски к успеху не привели. Ещё нас весьма впечатлило пятиметровое здоровое бревно, плывущее параллельно с нами и периодически показывающее из воды голову, как подстерегающий добычу крокодил.

      

       Очередной сбор на солнечной полянке  прошел в деловой, но суровой обстановке. Попытки найти несуществующую запаску и изготовление весла из кустов и палок не удались и была поставлена задача - хоть как-то дойти до Оки.
       Поскольку весла кончились а до открытой воды еще было около километра, Дыбкин пошел по берегу, а его каяк на буксире повез Вадим. Это, конечно, суровое испытание – следить, чтобы твой и буксируемый каяки прошли с ОДНОЙ стороны от каждого дерева и куста. Вадик справился с этой задачей и героически провел аварийное судно до финиша.
       В очередном завале в очередной раз запутался Дима, заплыл, но шедшие следом товарищи собрали все запчасти и даже столь ценное в нашем случае весло, правда, после его доставания, я стал похож на илистого прыгуна :)
       Еще пара симпатичных сливов, не очень сложные кусты и вот, впереди показалось открытое пространство большой реки, загороженное крупным ледовым затором. К счастью Комола в этом месте уже разлилась и течения фактически не было, так что преодоление этого препятствия потребовало лишь физических усилий, подобных гонкам инвалидов-колясочников.
       Благодаря бобрам и обилию срезанных ими веток в реке мне удалось оптимизировать процесс и толкаться от льда не руками а веслом и заточенной палкой.

       И вот она – красавица Ока с проплывающими по ней огромными льдинами. Сергей Дыбкин вернулся в свою лодку, а каноистов в нашей команде стало аж трое – одно из разборных весел поделили пополам. По примеру Миши Левашова, мы все толпой взобрались на здоровую льдину, величественно плывшую по Оке со скоростью 2 км/час и устроили фотосессию.

         

       Но так добираться до финиша слишком долго и пришлось все же спрыгнуть в воду и грести своим ходом. По Оке плыли почти час, садившееся солнце освещало наш путь, а впереди ждали машины с сухой одеждой и традиционный шашлык от Рагимова.

       Подводя итоги паводкового сплава по Комоле:

• Запаску берем обязательно, я тоже разок попытался оставить весло в кустах.
• Варежки на весло неудобны – руки нужны для работы с деревьями и кустами.
• Лоция как таковая не актуальна – кусты и препятствия достаточно хаотичны, скорее нужно понимать класс реки, а он близок по необходимой скорости реакции на возникающие проблемы к III категории с элементами IV. Не «карельской» троечке, а кавказской.
• Термос полезен :)
• Нужна тренировка «навала на препятствие», я бы ввел ее в программу тренировок до выхода, пока безопасно, а не в ходе сплава.

       Ну и наконец – Подмосковные речки могут быть ОЧЕНЬ бодрыми, после сплава я нашел их классификацию и вынес фразу из неё в эпиграф.

Фото: Сергей Рагимов, Михаил Левашов