Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Осенний кавказ 2020

 

Анна Мараховская 

       Как же давно мы не были на нашем Кавказе! Разбаловались, со всеми этими заграницами, Европами, Тайландами и прочими странами, и совсем забыли, как прекрасен, как гостеприимен, как невероятно красив он золотой осенней порой! Нас было четверо в автобусе - мы с Сергуней, Серега Иванов и Ленечка. Идеальная команда для комфортного времяпровождения, чем бы ни пришлось заниматься - плавать или ходить пешком, бухать, тупить или делать что-то полезное))

       94-й год от Начала карантина выдался непростым. В самом центре Москвы раскрыли преступную секту антипрививочников, которые распространяли вирус почти 2 года, по непроверенным данным успев заразить более 200000 человек! В результате всеобщей паники правительство вновь закрутило гайки. Но самым пугающим стало возрождение народных дружин. Они не просто дежурили на улицах и в общественных местах, они ходили по квартирам, наводя ужас на всех жильцов. И даже малейшего повышения температуры иногда хватало, чтобы несчастный «выявленный зараженный» был мгновенно уничтожен, а все контактировавшие с ним лица принудительно отправлены на ИВЛ!

       Второй машиной к нам присоединился Денис Фекин с супругой Юлей, вырвавшиеся на свободу после утомительного карантина. Денис давно не плавал, но лодку взял и намеревался покатать простые участки, а также посвятить время написанию кавказских пейзажей с натуры. Выехали в субботу утром, благополучно докатив до Ростовской области, где заночевали в уже знакомом нам по предыдущим поездкам местечке в Красном Сулине.

       Из примечательного - пробили где-то колесо, потом долго не могли найти на трассе шиномонтаж не для фур, и Красносулинский каньон оказался осенью совсем не так красив, как летом... Впрочем, я все равно рекомендую посетить этот достоприм, если вы путешествуете по М4 и до сих пор там не были)) Ну а вечером следующего дня на горизонте наконец-то показались горы!

       Петр рос худым и тщедушным, но несмотря на это, никогда не болел. Даже когда во втором классе пьяный сантехник Ефремов разбил в туалете для мальчиков окно в середине января. Тогда почти половина класса не пришла в школу на следующий день. На следующий, и уже больше никогда... Но Петр остался здоров. Даже когда на втором курсе института сломалась система отопления во время экзамена, и почти все отличники, включая Петра, остались дописывать свои работы на холоде... Увы, большинству из них полученные пятерки больше не пригодились. Но Петр выжил. Выжил в самые темные времена, когда еще первая волна народных дружин шастала по квартирам, уничтожая все, что хлюпает носом или покашливает. Не волновался он и сейчас.
       С Костиком они дружили с 3-го курса. Полноватый, добрый, мечтательный, немного заторможенный Костик хоть и был на первый взгляд полной противоположностью Петра, на самом деле оставался невероятно близок ему по духу.

       Закупившись продуктами в Даховской, мы благополучно зарулили на стандартную поляну на Белой на старте Гранитного. Въезд оказался слегка перекопан, но не настолько, чтобы нас остановить.

       Уже в темноте сюда же заехал Сергей Энверович с зоками и сопровождающими лицами. У них получился очень тяжелый и насыщенный день - фактически, они проехали всю Белую от Гузерипля до конца Гранитного!

       Наутро мы тоже стартуем, прямо от лагеря. Вода совсем малая, но на удивление, нигде не скребешься - каньон настолько узкий, что ее хватает. Надо сказать, что к своему стыду, я первый раз в этом культовом месте, поэтому мне все в новинку. Только успеваю смотреть по сторонам - такая кругом красота! Наконец доезжаем до ключевого места. Горку прыгаем, Дениса спасаем и отправляем на берег. Пригорок обносим - дальше каньон становится совсем настоящим, но в нашу воду препятствия игрушечные - бочки не держат, ничего серьезного, все едем сходу. Самое сложное - вытащить лодку в гору на финише.

         

    

       По окончании сплава едем смотреть Хаджохскую теснину. Увы, несмотря на малую воду выглядит она не очень. Слишком сифонисто, много бревен. Закончили этот прекрасный день экскурсией в штольни на правом берегу Белой чуть выше стартового моста. Пообщались с летучими мышами, погуляли, полюбовались на мирно пасущихся вдоль дороги лошадок и набрали кучу лесных орехов.

    

         

       - Послушай, я все продумал! - Костик дрожал от нетерпения. - Я проверял. Это настоящий пропуск! Мы сможем выехать из Москвы на целую неделю! Сейчас или никогда! Поверь! Это единственный шанс! Петр все еще сомневался. Конечно, он верил другу. Они давно мечтали об этом побеге. Но сейчас, когда он стал реальностью, на Петра вдруг накатил страх. - Ты правда думаешь, что это сработает? - Не сомневаюсь! Послушай, если мы не сделаем этого сейчас, мы умрет тут. Никогда не увидев ничего, кроме своего опостылевшего квартала! Возможно, умрем даже раньше, чем думаем... с этими дружинами. А если решимся... Мы увидим горы! Настоящие горы! Только представь! Там не нужны маски и перчатки. Там нет никаких запретов. Там настоящая жизнь! Как мы мечтали! И Петр решился....

       На следующий день поехали гулять на Лаго-Наки. Треккинг удался на славу. Просто невероятные виды, неземная красота. Посмотрели самую глубокую карстовую воронку со снегом на дне, поднялись на пару локальных вершинок... В лагерь вернулись поздно, уставшие, но довольные.

         

         

       На следующий день снова проплыли Гранитный, и двинулись на Курджипс, по дороге зарулив в термы - отлично покупались, помылись и расслабились.

       Воды в Курджипсе не оказалось, но нас это не расстроило - сходили потрясающий треккинг. Осмотрели каньон, от кафе залезли на гору на противоположном берегу реки, и снова спустились в Гуамку. Маршрут очень спортивный. Несмотря на то, что все тропы хорошо промаркированы и поддерживаются в неплохом состоянии, а также есть в maps.me, мы все-таки умудрились немного заблудиться вначале, вдоволь полазали по отвесным склонам и получили порцию адреналина. Потом, правда, тропа нашлась, жизнь наладилась, и оставалось только любоваться окружающими пейзажами.

         

    

       Смотровая площадка на этом маршруте и гигантская пещера с водой просто сносят крышу! Однако, хотелось уже поплавать, поэтому несмотря на усталость и позднее время, решили переезжать.

       В долине Лабы оказались уже в темноте, с трудом нашли место для лагеря, впрочем, довольно удачное и обессиленные улеглись спать. Рано утром поехали плавать. Вначале перенесли лагерь на поляну перед Солеными скалами, затем заехали на 5-7 км. выше Прощайки и благополучно сплавились до лагеря. Вода была невероятно низкая, пороги узнавались с трудом.
       Во второй день проехали Соленые скалы вместе с Затычкой и финишировала на нашей первой стоянке, ниже Рожкао. День получился прекрасный и солнечный, даже Денис немного покатался, но перед Кирпичом предпочел все-таки выйти на берег.

         

         

       Свой старенький микроавтобус Костик переоборудовал по чертежам и дневникам родителей. Внутри было практически все, что необходимо для  жизни - спальное место, небольшая кухня и множество скрытых отсеков со всякими полезными мелочами. Снаружи красовалась отпугивающая надпись «спецтранс». А в документах значилось какое-то совершенно непроизносимое сочетание типа «управление санэпидинспекции по предотвращению распространению коронавирусной инфекции в регионах». Петру с трудом верилось, что такое моежт прокатить, но они благополучно преодолевали один блокпост за другим, и в конце концов Петр начал расслабляться. К вечеру они мчались по пустой трассе М4, удивляясь совершенно незнакомой им жизни вокруг.

       Возникал вопрос, что же делать дальше. И вот тогда родилась идея грандиозного треккинга из долины Лабы в долину Большого Зеленчука. Разработав план, мы улеглись спать, а рано-рано утром поднялись и принялись ловить лесовоз, чтобы доехать до верховьев.

       Увы, клева не был)) Ни один приличный лесовоз так и не проехал мимо нас за полтора часа, остальные машины брать попутчиков отказались. Мы поняли, что все-таки придется потратить некоторое количество денег на заброску и отправились в поселок.
       Транспорт нашелся на первой же попавшейся турбазе, и за вполне приемлемую цену нас благополучно доставили на самый верх. Предстояло нам пройти чуть больше 20 км, путь неблизкий, поэтому мы старались не терять времени и бодро шагали по дороге. Каково же было наше удивление, когда эта лесная дорога внезапно превратилась... в строящийся автобан!

       Такого мы, конечно, не ожидали. Впрочем, несмотря на строительную технику и перекопанность дороги, окружающие виды захватывали дух. Когда мы вышли на перевал и нашему взору открылись снежные вершины в обрамлении золотисто-багряного леса, невозможно было сдерживать восторг. Автобан мы шутливо прозвали между собой «Большой Хычынной Дорогой». Масштабы строительства на самом деле поражают, и со стороны Зеленчука она практически полностью готова до самого перевала.

         

    

       Внизу нас встретил Сергуня на автобусе, на ночь встали на Зеленчуке, сильно выше Архыза, найдя для ночевки прекрасную поляну.

       Оставив фургон у дороги, они как сумасшедшие прыгали и скакали по бескрайнему полю, на котором паслись настоящие, живые овцы, а потом долго сидели на поваленном дереве и любовались снежными вершинами в обрамлении желтой листвы деревьев. Они сидели на улице, они дышали воздухом, на них не было масок и защитных костюмов, и никто не пытался их остановить.

       Вода в Зеленчуке была совсем малая, фактически, ее просто не было. И тогда Сергуня предложил поехать на Кубань. Боже, когда я была тут в последний раз? Кажется, в свой первый год каякинга! Несложный переезд, и вот мы уже двигаемся вверх по красавице-Кубани, утопающей в золоте осенних деревьев. И двуглавый Эльбрус, сияющий на горизонте, становится видно от стрелки Учкулана и Уллукама...

       Учкулан и стал нашей первой целью - в эту воду совсем простой, короткий сплав, как раз чтобы размяться после обеда. Жить поехали на стандартную поляну между секциями Уллукама.
       Как же тут было красиво! Белые горы, осенние деревья, заросли спелой облепихи и барбариса, манящая река и смоляные лошади карачаевской породы, свободно пасущиеся на полях... Любоваться на эту картину можно было бесконечно.
       Следующие 2 дня мы катались по Уллукаму, наслаждались теплом, солнцем, красотами природы. Варили шурпу из купленной в местном магазине баранины. Делали походную баню и купались в ледяной воде притока. Собирали облепиху, жгли костры и радовались жизни. Приехал Илюха Клочков с зоками. Травил байки, готовил какие-то адские мексиканские блюда и угощал нас арбузом.

         

         

       Они ели горячие сочные хычыны, бродили по диким тропам, пили воду из ручьев, любовались горными водопадами и яркими осенними долинами. Это была незабываемая неделя. А потом...
       Это случилось так внезапно, что Петр никак не мог поверить. Он сидел у костра, прокручивая в голове события последних дней и пытаясь понять, что они сделали не так? Где же они ошиблись?
       Костик промочил ноги, когда они, гуляя высоко в горах, перебирались через широкий, бурный ручей. Путь был непростым, они очень устали и выбились из сил. Солнце село, и холод словно по мановению волшебной палочки начал проникать в долину. К лагерю спустились в темноте, дрожа и стуча зубами, долго не могли согреться. А утром Костик проснулся и громко чихнул...

       Последний день поездки мы решили провести в Домбае. Потрясающая долина! Печалит только тот факт, что повсюду заповедник - нельзя никуда проехать бесплатно, нельзя ночевать. Мы побродили по поселку, потупили на пороги Аманауза (очень много деревьев в русле, сплошной завал). А затем поехали на канатке на самый верх! Заехали на третью очередь, а оттуда еще сбегали на какой-то ближайший небольшой пик. Обошли все смотровые площадки, поели хычынов и переполненные впечатлений снова спустились вниз. В этих горах очень хотелось остаться, или хотя бы погулять подольше, но увы.. наш тур подходил к концу. На ночевку встали в самом низу, уже выехав из заповедника - нашли отличную поляну с водой и неизменно прекрасными видами. А утром окинув прощальным взглядом сияющие вдали горные вершины, двинулись домой.

         

    

       - Оставь меня здесь! Они убьют нас обоих на первом же блокпосту! Петр, это бессмысленно! У меня нет шансов!
- Молчи!
Петр угрюмо натянул Костику маску поглубже на нос.
- Мы проскочим. Мы сейчас купим у местных мед. Ты знаешь, у них тут есть настоящий мед, он лечит! Ты будешь его есть и ты поправишься!
- Петр, даже если мы проскочим, в Москве дружины! Мне все равно не выжить!
- Молчи, я сказал! И не вздумай кашлять мне тут!
Петр решительно сел за руль и нажал на газ... Их остановили на третьем блокпосту. Мрачный полицейский в противогазе долго направлял на Костика бесконтактный термометр и вглядывался в показания. На лбу у Петра выступила испарина от напряжения... Ну давай же, давай, отпусти нас! Твой прибор просто барахлит! Отпусти!
       Мент в третий раз неуверенно взглянул на прибор, и тут боковым зрением Петр заметил, как лицо Костика наливается краснотой, как расширяются от ужаса его глаза, и за долю секунды до того, как в салоне раздался утробный, громоподобный его кашель, распахнул дверь и выскочил из машины. Он бежал под вой сирены, звуки выстрелов, чьи-то крики, он слышал за спиной топот, и почти ничего не видел. Грудь сдавило от нехватки кислорода, в глазах потемнело, ноги налились свинцом. Он бежал, бежал сколько было сил, пока не споткнулся и ткнулся лицом в холодную землю.
       Петр лежал так целую вечность, на какое-то время ему даже показалось, что все закончилось, сейчас он сможет отдышаться, успокоиться, встанет... Но в этот момент ему в затылок уткнулось холодное дуло автомата...

       Дорога домой прошла без приключений. Любуясь красками золотой осень, мы мчались знакомыми дорогами. В приемнике хрипело радио, почему-то полпути ловила только местная радиостанция а-ля радио шансон, с репертуаром, который я последний раз слушала в юности, когда как-то летом мы пару месяцев гостили у знакомого мента.
«Сухо щёлкнул затвор оглянулся ЗК
«Сука» выдохнул он и взглянул в облака»
       Ну вы поняли) А в Москве снова бушевал коронавирус, и пора было доставать ненавистные маски. Сезон закончился. Впереди зима...

       Петр открыл глаза, и вытер мокрое от пота лицо. Приснится же такое! Вот бред... Дружины, блокпосты, Кавказ, Костик... Его снова передернуло. Надо позвонить Костику. Петр поднялся с кровати, умылся, заглянул в холодильник.. Пора за продуктами.
       Он нехотя сел за компьютер, распечатал QR-код, на всякий случай измерил себе температуру, и, натянув респиратор, вышел из комнаты.

Фото: Сергей Кардашин, Анна Мараховская,