Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Путешествие на Соловецкие острова.

 

Анна Мараховская 

       Нитка и схема маршрута: Рабочеостровск - о. Немецкий кузов - о. Соловецкий (Мыс Переговорный) - дневка (Кремль, трапезная, веломаршрут к Зелёному озеру) - мыс возле оз. Березовое - о. Анзерский (мыс Кеньга) - дневка (Свято-Троицкий, Голгофо-Распятский скиты, Кирилловская Тоня) - о. Соловецкий (губа Сосновая, волок в оз. Долгое) - Исакиевский скит, волок в озерно-канальную систему, оз. Плотичье - оз. Нижний Перт (волок), полудневка (Кремль, трапезная , велопрогулка к губе Долгая) - волок в море, мыс Белужий - о. Немецкий Кузов - Рабочеостровск

       ...Я была уверена, что это невозможно. Здоровенная палатка, 2 мешка еды по раскладке + мешок «общей» еды типа соусов, масла и специй, герма с вещами, посуда, сковородка, спальник, коврик, 3 двухлитровых бутылки воды, умывалка, аптечка, кубики для эквилибра наконец... Все это представляло собой такую неимоверную гору багажа, что представить, как она влезет в маленькую... ну не совсем маленькую, но все же одноместную полиэтиленовую лодочку не хватало никакого воображения.
       И тем не менее, спустя буквально час после того, как мы сгрузили у воды в Рабочеостровске эти самые лодочки и эти самые горы - все было упаковано, а сами лодочки готовы к старту!

       Но я пожалуй начну по порядку. 2021 по-прежнему оказался годом, в котором планы на отпуск определяли не сколько мы, сколько коронавирус. Заграница оставалась недоступна, и весь график поездок предстояло спланировать под Россию. В общем, не помню, когда появилась эта идея, может быть когда мы пересеклись с Илюхой Клочковым на Кубани, и он целый вечер зажигательно рассказывал нам про морской каякинг, а может даже раньше, когда в прошлом году мы уезжали с Соловков, толком не успев ничего посмотреть, переполненные чувством неудовлетворенности и острого желания вернуться сюда еще раз «по-настоящему». Но к Новому году идея сформировалась и закрепилась окончательно. Итак, с 10 по 25 июля мы едем на Соловки, в морской поход.

       Надо сказать, что никакого опыта морского каякинга у нас никогда не было. Как, впрочем, и соответствующих лодок. Но опыт дело наживное, а лодки мы с Сергуней за зиму прикупили на авито. К весне окончательно определился список участников, и мы начли активно готовиться, прорабатывая маршрут. Была составлена и закуплена раскладка, докуплено и найдено в закромах необходимое снаряжение. Раскопаны на пыльных полках старые палатки взамен привычно вытеснивших их круглых декатлоновских самораскладушек, которые, увы, в лодку никак не лезли.
       Сергуня приобрел на призовые скитульские сертификаты турбопечку-щепочницу, на которой предполагалось готовить (забегая вперед, скажу, что проявила себя она просто великолепно) и отдельным пунктом была приобретена алюминиевая сковорода для приготовления мидий.

       Компания подобралась бодрая. Серега Иванов, Ленечка (кстати единственный из нас владелец соответствующей лодки не первый год и носитель некоторого опыта в области ее эксплуатации)), Серега Чамов и его друг Саша Удалых. За двух последних мы немного переживали, ибо Серега каноист и не вполне владеет греблей второй рукой, а друг его Саша вообще не вполне владеет какой-либо техникой гребли, т.к. ничем подобным всерьез не занимался. Но проведя контрольный выезд и катнув двадцатку вокруг Серебряного бора, мы успокоились. Серега справлялся, а Саша оказался невероятно талантливым учеником, очень быстро приспособившимся и начавшим грести не хуже нашего. Вообще этот выезд нас очень сильно обнадежил и вселил много, как впоследствии оказалось, ложных ожиданий. По Москва-реке пустые лодки спокойно ехали 8 км/ч, великолепно рулились, отлично серфили, легко вставали... В общем, предстоящее приключение начало представать в нашем воображении легкой рекреационной прогулкой.

           

       Наступил день отъезда. Собравшись на Сходне, с трудом загрузили непривычно длинные, громоздкие и отказывающиеся сходу собираться в нужный паззл лодки, мы благополучно стартовали. Дорога прошла без приключений. Переночевали в любимом месте на Кончозере (61.999084, 34.164727), где отлично отдохнули и накупались, благо погода стояла жаркая. Утром заехали в магазин в Янишполе (62.116562, 34.262417), закупились дешевой рыбой, съели ее в обед, остановившись на знакомой стоянке уже на берегу Кеми (64.913587, 34.271249). А к 4-м часам вечера (максимум прилива ожидался в 8) увлеченно решали квест с распихиванием багажа по лодкам в Рабочеостровске (64.990959, 34.789687), с которым благополучно справились за час к немалому удивлению всех участников.

           

       А вот дальше... Машину просто оставили на берегу, за стоянку не платили. Отплытие произошло в самом бодром расположении духа. Ну а что - солнце, жара, вода теплая, лодка едет, прилив, как и планировалось, наступил... Но уже спустя часик гребли стали проявляться подвохи.
Во-первых, вода была теплой только у берега, и как только мы покинули губу, она тут же стала ледяной.
Во-вторых, солнце скрылось, небо затянуло тучами и на горизонте начали активно сверкать молнии.
В-третьих, едва мы чуть отплыли, стало ясно, что это вам не Сходня - течение было будь здоров, а на открытых участках еще и волна, так что очень скоро я начала задалбываться и подозревать, что руль у моей лодки существует не напрасно (я им до этого ни разу не пользовалась и даже не отстегивала, ибо даже не представляла, что он может понадобиться - на реке лодка прекрасно управлялась гребками безо всякого труда)
       Эта первая двадцатка - в общем-то несложный переход до Немецкого Кузова, почти всем дался непросто. На последнем отрезке пути мы чуть не потеряли Чамова, который неправильно понял, куда ехать и упилил в другую сторону. Ни у кого не было сил плыть за ним, и мы молча смотрели, как Серегина спина скрывается в волнах, исчезая за горизонтом.. Но тут Леня скремнился и все-таки выдвинулся вдогонку, благополучно догнал и развернул Серегу к нужному берегу. Помогли бы рации, или что-то типа ракетницы для привлечения внимания, но ничего из перечисленного у нас не было.
       На стоянку (64.945167, 35.150569) буквально приползли в ночи. Благо, что они белые. Под дождем, дрожа от холода разбили лагерь, переоделись, бахнули раскладочного спирта... И тут наконец-то жизнь наладилась!

           

           

       Утро встретило нас сыростью и туманом. По графику отплывать нужно было после обеда, но в окружающем нас молоке возможность выхода на воду вообще представлялась сомнительной. Неспешно позавтракали и отправились осматривать остров. У меня дико болело плечо после вчерашней схватки с ветром и волнами, так что я втайне надеялась, что туман не рассеется, и мы посидим тут сутки. Однако, надеждам сбыться не удалось. Очень скоро стали появляться проплешины чистого неба и взору открылись потрясающие виды, окружающие остров. Мы поднялись на ближайшую вершинку, понаблюдали за куропатками и объелись морошкой.

           

           

           

       Незаметно наступило время обеда, а там и сборов. Сегодня нам предстоял очень трудный день - почти 30 км с самым длинным переходом по открытому морю. Все это немного пугало.
       Горизонт по-прежнему скрывался в дымке и видимость была ограничена. Нам нужно было пройти 15 км до острова Топ, где расположен маяк, и больше половины этого пути мы проделали по GPS безо всяких ориентиров - не было видно ни одного из берегов.. Море все это время менялось несколько раз. То большие пологие волны, то противная сбивающая с курса рябь, то почти спокойное, и снова волна. Наконец стало видно по курсу маяк. Это придавало сил, но тут мы столкнулись с другой проблемой - очень сильное боковое течение. Мы пытались его учесть, но недостаточно, в результате нас снесло и последние 2 километра мы выгребали против течения почти целый час!

           

           

       Большой Топ (64.988562, 35.460029) - совсем маленький, голый островок, поросший мхом, морошкой и какими-то небольшими кустами. Конечно же, он, как и все местные островки, является приютом для чаек самых разных мастей, ведущих себя довольно агрессивно по отношению к пришельцам. Маяк оказался закрыт, подняться на него не удалось. Зато тут мы увидели настоящего здоровенного морского котика, который лениво нежился на берегу и даже не сразу ринулся в воду, дав себя пофотографировать.
       Честно говоря, предстоящий переход еще в 14 км внушал ужас. Мы уже изрядно устали и продрогли. Но ночевать на Топе было плохим вариантом, поэтому зажевав дежурный сникерс, мы сжали булки и снова расселись по лодкам. И тут внезапно нам фортануло. Да так, как, наверное, ни разу более в этой поездке. Попутное течение, пологая, подхватывающая лодку и буквально несущая ее на крыльях волна! Мы летели со скоростью 8, а иногда даже 10 км/час!
       К тому же Соловецкий остров было прекрасно видно всю дорогу, и страха этот переход уже не вызывал совсем. Вечерело, солнце клонилось к закату, и на море наступило то самое спокойствие и умиротворение, какое бывает только в такие вот вечерние часы. Кажется, даже чайки притихли. Почти всю дорогу нас сопровождали нерпы, то тут то там высовывающие из воды свои любопытные головы. Нам это пока что было в новинку и вызывало неизменный восторг. На ночевку встали на Переговорном мысу (65.004831, 35.710143). Неплохая стоянка и совсем рядом отличное озеро с теплой водой. Вдоволь накупались перед сном.

           

     

       Следующий день был запланирован под дневку. И потому утром мы проснулись, искупались, позавтракали, осмотрели тот самый Переговорный камень, рядом с которым располагалась наша стоянка, а затем выдвинулись к монастырю, попутно заходя во все встречные магазины и сувенирные лавки. Поскольку практически для всех нас эти было не первое посещение святыни, много времени мы не потратили, а очень скоро осели в трапезной, где не смогли себе отказать в монастырской выпечке, местной сметанке и салатиках.

           

     

       Вопрос, что делать дальше, решился как-то сам собой. И снова наш выбор пал на велопрокат. Надо сказать, что прошлогодний опыт катания на велосипеде по острову я вспоминала как страшный сон, с одной единственной мыслью - «never again». Не знаю, как друзьям удалось уговорить меня снова ввязаться в эту авантюру, наверное, я поддалась на уговоры Сергуни, который пообещал на этот раз взять самые дорогие и самые лучшие велики с нормальными амортизаторами. Ну и тетенька в самом прокате довершила начатое, предложив нам очень заманчивый маршрут к Зеленому озеру и красочно расписав все его прелести. Туда мы должны были ехать по бывшей узкоколейке, а обратно - возвращаться вдоль моря с заездом в 2 точки, где якобы живут морские звезды. Само озеро описывалось как уникальное, самое чистое и самое прозрачное на острове.
       Что касается озера - то тетенька не обманула. Озеро оказалось и правда потрясающее. Совершенно необычное для этой болотистой местности, где все озера по большей части торфяные. Удивительная, голубовато-зеленоватая вода, прозрачная на много метров, как бывает только в горных озерах! Мы накупались и познакомились с местным мужиком, живущим тут в избушке на берегу. Славно пообщались и помогли ему спустить к воде лодку. Очень понравилось нехитрое, но устроенное со знанием дела и любовью его хозяйство. А вот что касается велосипедов... Нет, более дорогая ценовая категория, увы, не сильно улучшила ситуацию. Так что остаюсь при своем - never again и больше не уговаривайте меня)
       С морскими звездами тоже не повезло. Ни одной увидеть не удалось. Зато в том месте, где нам их обещали, оказалась куча мидий! Было как раз время отлива, и мы набрали их огромный мешок. Вечер прошел великолепно! Нежнейшие, вкуснейшие моллюски, лимончик и пиво оставили только приятные воспоминания)))

                         

     

       И снова пришло время садиться в лодки. Весь следующий день мы двигались вдоль берега, обходя остров против часовой стрелки. Сильный встречный ветер, к которому мы уже начали привыкать (точнее, привыкать к тому, что он всегда встречный, куда бы мы ни плыли)) мешал, но близость суши и возможность в любой момент причалить, отдохнуть и размять ноги сделали этот переход достаточно лайтовым.
       Поражало богатство подводного растительного мира. Каких только водорослей не видели мы под собой. И длинные, как волосы русалок, стебли. И огромные, напоминающие гофрированную бумагу листы морской капусты. Какие-то кусты, наподобие кораллов. Морской виноград, гроздьями облепляющий камни! Сильно удивило наличие медуз - и больших и маленьких, фиолетовых, очень красивых и наверняка жгучих...
       Нерпы тоже встречались, как в воде, так и на небольших островках, мимо которых проходил наш путь. Остановились мы на мысу возле озера Березовое (65.003112, 35.850166) выбирали это место именно из-за близости к озеру, но оказалось, что тут имеется отличная, небольшая, но очень уютная стояночка со столиком. Вода есть в ручье, до озера тропы нет, но просто вдоль ручья через лес идти минут пять. Помимо этого, вновь удалось насобирать мидий.

           

       На следующий день мы продолжили двигаться на север, проплыли  в пролет Муксалмовской дамбы, прошли проливы Железные ворота и, отдохнув на маленьком попутном островке (65.067872, 35.878604), рванули на Анзер, ориентируясь на шпиль Голгофо-распятского скита. Остров Анзерский встретил нас не слишком приветливо. Уставшие после длинного перехода, мы двигались на запад вдоль берега, пытаясь найти какое-то подходящее место для стоянки, но повсюду была безрадостная картина. Высоки тростник, затем заболоченный дремучий лес. Пытались искать нанесенные на карту, купленную в сувенирных лавках соловецкого монастыря, дороги и просеки - с удивлением констатировали полное отсутствие таковых. Постфактум, советуем смотреть яндекс карты - на них дорожная сеть на острове соответствует действительности. Потихоньку добрались до мыса Кеньга, где обнаружили Поклонный крест на высоком берегу, остатки старого причала и вытащенный на высокий берег пластиковый понтон. Сил искать что-то лучше уже не было, решили остановиться здесь (65.143460, 35.935225). И как же мы были правы!
       Вид отсюда был просто потрясающий. На перилах понтона развесили вещи, рядом организовали кухню. Места под палатки были шикарные, комаров и мошку неплохо сдувало. Чуть дальше оказалась небольшая пристань и начиналась дорога к скитам. Метрах в 300-х - отличное теплое озеро. Как же кайфово было лежать на понтоне и смотреть на море! В закатные часы тут начало разыгрываться целое представление! Сначала приплыли нерпы, по очереди высовывая из воды любопытные головы. Затем мы стали свидетелями настоящей драмы с чайками в главной роли - пара задир отнимала пойманную рыбу у остальных, настоящие бандиты, запугавшие весь район). Чуть позже появилась мама-утка с выводком утят. А потом показались белухи! Целая стая, они проплывали совсем рядом, резвясь, показывая белые спины и пуская фонтанчики! Мы следили за ними как завороженные... Потрясающий вечер в потрясающем диком месте наедине с северной природой.. Впрочем, рано утром оказалось, что место не такой уж дикое.
       Кстати, интернет тут тоже имелся. Лично я оставила телефон в Рабочеостровске, но остальные участники вполне успешно ловили аж 4G, непонятно откуда доносимые ветром) Связь эта оказалась очень кстати, т.к. Сашина жена успела поставить на уши всю Москву за полтора дня, которые он был не в сети, и если бы это его отсутствие продлилось чуть дольше, за нами вероятно прилетел бы вертолет МЧС, не меньше)))

           

           

       Так вот, рано утром мы проснулись от шума моторов и звука голосов. Оказалось, что мыс Кеньга - это точка старта паломнических туров, которые проводятся тут ежедневно. Группы туристов в сопровождении священников высаживаются на берег (65.146017, 35.932777), их ведут по скитам, затем вновь сажают на катера (65.136111, 36.074095) и отвозят обратно. Хорошо, что остановились мы в стороне от действующей пристани. Кажется, никто так и не заметил нашего присутствия, однако дикое очарование этого места было нарушено.
       Что ж, позавтракав, мы тоже отправились осматривать скиты и достопримечательности острова. Прошлись по территории Свято-Троицкого, а в Голгофо-Распятском даже посетили храм. Очень понравилась атмосфера - никакого осуждения или недовольства мы не увидели. Встреченные монахи были доброжелательны и лояльны. После посещения святынь сходили еще на Кирилловскую Тоню - там тоже есть небольшой храм и домик, где живет местный мужик. Не очень, честно говоря, поняла, что он тут делает, но поболтать и посмотреть вокруг было интересно. Выяснили у него, что нарисованной на карте тропы от Кирилловской тони до Свято-троицкого скита нет и придется возвращаться как пришли.
       На обратном пути накупались в озере. А вечером нас ждала вторая серия передачи «в мире животных» - с китами, нерпами, чайками и утками... На утро мне даже не хотелось уезжать с Анзерского - так понравилась эта стоянка, столько красоты мы увидели за эти 2 дня. Но впереди ждали новые приключения.

           

           

           

       Утром следующего дня мы вновь вернулись к берегу Соловецкого острова, и продолжили движение вдоль него. Наш путь лежал в губу Сосновая, из которой мы намеревались попасть в озерно-канальную систему острова.

           

       Когда-то этой системой был охвачен он весь. Озера соединялись искусственными протоками, оборудованными шлюзами и затворами. Сейчас, к огромному сожалению, это удивительное инженерно-техническое сооружение практически утрачено. Функционирует примерно треть всех проток, никаких шлюзов и затворов не осталось, а то, что имеется, благополучно догнивает.. Однако, на острове работает лодочная станция и частные перевозчики, использующие электромоторы, существует пара маршрутов по системе озер, и у туристов они пользуются неизменной популярностью.
       Нам же пришла идея проехать остров насквозь, практически сверху вниз, используя эти маршруты + некоторое количество небольших волоков. Итак, для начала нам нужно было попасть в озеро Долгое. Первый волок (65.127895, 35.596640) оказался совсем небольшим, лодки даже не нужно было толком таскать, а просто провести по ручью, который впадал в нашу Сосновую губу. Если бы мы угадали с приливом, то, возможно, в первое озеро получилось бы даже заплыть, не вылезая из лодок.

           

       А вот дальше... С трудом выбравшись на заиленный берег для разведки (65.122260, 35.605334)мы поняли, что тащить придется довольно далеко. Была частично заваленная деревьями тропа, которая шла немного по кругу. У Лени имелась тележка для перевозки лодки. И теоретически вполне можно было воспользоваться тележкой и тропой. Однако перевозить все 6 лодок по очереди казалось слишком долгой затеей. И тут Сергуня обнаружил, что протока, ведущая из нашего стартового озера в Долгое, в прошлом явно принадлежала той самой озерно-канальной системе, только ныне заброшенная, заиленная и тоже заваленная деревьями. Однако, после небольшого обноса устья, проводить по ней лодки вполне возможно. Чем мы и занялись.
       Поначалу идея казалась более чем здравой. Бодро подлезая под упавшие стволы, мы тащили лодки за собой, то по колено, то по пояс в воде. Местами попадались скопления ила, в которых начинали вязнуть ноги, но эти места преодолевались верхом на лодке. И все было бы ничего, но метров через 500 мы внезапно уперлись в тупик) Протока распалась на множество мелких ручейков и превратилась в болото и сплошной завал. Выбравшись из русла на разведку, мы поняли, что это небольшой кусок, метров 100, но он потребует настоящего обноса. Наверное, если бы у нас было чуть больше мозгов и чуть меньше сил, мы бы разгрузили лодки, и перенесли вещи сразу к Долгому озеру. Но было как было - мы начали карабкаться на высокий берег со своими 60-килограммовыми монстрами, потом таскать их по бурелому до места, откуда по протоке вновь можно было ползти и волочить лодку за собой... Потом волокли оставшийся километр, упираясь то в камни, то в завалы то снова в ил...

           

           

       Весьма потрепанные и грязные, мы выплыли прямо к Савватиевскому скиту (65.118133, 35.601367), явно шокировав местного батюшку. Однако, он виду не подал и вполне доброжелательно, спрятав от нас детей, наверное чтобы плохому не научили, посоветовал нам стоянку с причалом у подножья Секирки, куда мы и поплыли.

           

        Найдя стоянку (65.103390, 35.592089) и выбравшись на берег, мы рухнули без сил и долго отлеживались. Потом, правда, пришли в себя, как следует пожрали, искупались и еще сбегали на Секирку перед сном. С прошлого года смотровая площадка изрядно разрушилась, но вид по-прежнему завораживает. Да и атмосфера тут на этот раз показалась мне намного менее гнетущей.

           

           

       На следующий день нам нужно было попасть в Большое Красное озеро и соответственно в классическую озерно-канальную систему. Доплыли до Исакиевского скита, оттуда Леня перетащил свою лодку прямо до нужного причала (65.098782, 35.623375) используя тележку. На самом деле это не вполне законный вариант, дорога проходит по частной территории Исакиевского скита, и официально проход по ней закрыт, о чем везде написано. На деле никаких заградительных сооружений не оказалось, и никого на своем пути Леня не встретил. Мы же не стали нарушать, и сделали небольшой волок в смежное озеро(65.095312, 35.612531), переплыли его до точки (65.097565, 35.618236), затем разгрузили лодки и в несколько ходок перетащили вещи к Красному озеру.
       По идее, тут можно было бы и закончить - возле финишного причала "длинного" маршрута оказалась отличная стоянка на 5 звезд, со столиками и туалетами (65.098782, 35.623375). Но посовещавшись, все-таки решили плыть дальше.

           

     

       Озерно-канальная система меня изрядно впечатлила. Не представляю, как копали все эти каналы, и как же было круто, когда вся система полностью работала. Но и сейчас есть, на что посмотреть. Несмотря на то, что по километражу нам нужно было сделать свою обычную двадцатку, по озерам это в несколько раз легче, чем по морю, даже с ветром, который по-прежнему стабильно дул в морду. Нет ни течения, ни волны, ни страха. Вода теплая. Лодка управляется гребками даже без помощи руля. Маршрут хорошо промаркирован.
       К вечеру мы остановились на Плотичьем озере (65.062003, 35.654085). Здесь есть неплохая стоянка, но к сожалению и столы и туалеты практически сгнили и пришли в негодность. Тем не менее, зажили довольно уютно. Перед ужином еще сбегали до Макарьевской Пустыни (от стоянки туда идет тропа, заканчивающаяся забором пустыни и закрытой на замок калиткой, проход закрыт, но вокруг очень красиво. Купались и опять объелись морошкой. Серега Иванов надумал воевать с осами, до самой ночи выкуривал их из гнезда возле своей палатки, но кажется, не сильно преуспел.

           

           

           

       Последний день озерно-канальной системы был полудневкой. Мы довольно быстро доплыли до Среднего Перта (65.049208, 35.674952), оттуда сделали совсем небольшой волок в Нижний Перт, и там нашли просто великолепную стоянку (65.041793, 35.674658). Поставив лагерь, двинулись в поселок. По дороге снова взяли велосипеды в прокате, чтобы было легче передвигаться. Пообедали в трапезной, закупились свежим хлебом, сметаной и овощами в магазине. А затем съездили в Долгую губу за мидиями) К сожалению, за время нашего путешествия прилив сдвинулся так, что во второй половине дня был почти максимум. За мидиями пришлось нырять, но это нас не остановило. Набрали целый мешок и отлично провели вечер.

           

           

       Но самым важным достижением была разведка кратчайшей тропы к морю, по которой нам предстояло совершить очередной капитальный волок. К счастью, такая тропа была найдена, она отходит от дороги в точке (65.040474, 35.673499) и выходит к морю в точке (65.038991, 35.672780). Рано утром мы приступили к перетаскиванию лодок и вещей в несколько ходок. Мероприятие было спортивным, но мы не торопились, и в итоге справились без жертв))
       Наш путь лежал на мыс Белужий - культовое место наблюдения за китами, где мы собирались провести свою последнюю ночь на острове. Погода начала портиться, сильный ветер и волнение сделали этот, вроде бы легкий и небольшой переход вдоль берега, не таким уж простым. Когда мы добрались до острова Крачек, на котором находится вышка для наблюдения за белухами, сил практически не осталось. Никаких китов, разумеется, видно не было, поэтому мы просто отправились искать стоянку, и очень скоро преуспели. Она оказалась чуть севернее острова Крачек, рядом с базой экологов. Хорошая поляна, костровище, ручей и даже душ с туалетом (65.080201, 35.525499)

           

           

       Дождь шел не переставая, настроение падало. Но к вечеру распогодилось, ветер стих, и как только отлив достиг своего пика, мы увидели, как к острову Крачек (65.074416, 35.516868) начали стягиваться люди. Одни шли пешком, другие подплывали на лодках. Мы тоже решили пойти, и нисколько не пожалели.
       Здесь, возле мыса Белужьего, находится репродуктивная стоянка белух - место, где обитают самки китов с детенышами. Поэтому вероятность увидеть их в отлив практически стопроцентная. За китам ведут наблюдения экологи, но и обычных зевак хватает. Наблюдение лучше всего осуществлять с острова Крачек, на который в отлив можно пройти просто пешком, максимум по колено в воде в самом глубоком месте. Остров называется так не с проста. На нем обитает самая крупная колония крачек на архипелаге. Как и все чайки, они ведут себя крайне агрессивно - и не удивительно, повсюду снуют едва оперившиеся птенцы и лежат яйца.
       Родители, завидев чужаков, издают специфический боевой клекот и пускаются в атаку. Сперва пикируют над головой на огромной скорости, а если это не помогает - могут даже клюнуть, приятного мало. Чтобы пройти мимо суровых стражей и не пострадать, существует простой, но действенный лайфхак. На палку привязывается что-то вроде фейковой головы - канистра или просто полиэтиленовый пакет. Палка поднимается повыше, и вот уже чайки атакуют эту самую голову, а не вас.

       Миновав чаек и добравшись до оконечности острова к вышке, мы наконец были вознаграждены - из воды показались белые спины самок и серые - детенышей. Белухи резвились совсем близко, наблюдать их было одно удовольствие. Вдоволь настмотревшись, мы пустились в обратный путь, вдохновленные необычным зрелищем. Нам предстояла последняя ночь на Соловецком архипелаге...

           

       Наутро мы расстались с Сашей Удалых - у него болела рука и он принял решение возвращаться в Рабочеостровск на катере. Его лодку согласились взять за цену еще одного билета, так что проблем не возникло.
       Нам же предстоял квест в обратном порядке - остров Большой Топ, Немецкий кузов и так далее. День был ветреный, и на море разыгралась довольно сильная волна. Но до Топа она была попутной, удавалось засерфить, и летели мы стремительно. Хотя у меня происходящее вызвало некоторые опасения. Все же очень неуютно чувствуешь себя вдали от берега, посреди ходящей ходуном ледяной воды...

           

       Мы уже знали, что от Топа течение будет не в нашу сторону. Леня долго искал оптимальное решение и убедил нас, что нужно немного подождать и стартовать с Топа ближе к вечеру, тогда влияние течения будет минимальным. На деле это не сильно сработало. Переход все равно оказался тяжелым. Скорость местами падала всего до нескольких километров в час, где-то в середине пути мы попали в сулой - совершенно чудовищное явление, когда острые, хаотичные пирамидальные волны швыряют лодку, напоминает сильную сбойку, было откровенно страшно. К тому же в этот момент мы поняли, что потеряли Серегу Иванова из вида (Серега вообще любил какие-то свои траектории, считая, что мы едем все время неправильно и не туда, поэтому постоянно от нас уезжал, но обычно мы представляли, где он. На этот раз Серега исчез совсем, стоять и ждать его в такую волну было просто невозможно - страшно было просто затормозить и оглядываться)) Единственное, что придавало сил - вид пусть далекого, но вполне реального и достижимого берега, который потихоньку приближался.
       Слава Богу, через пару километров Серега нашелся, волна унялась, берег начал узнаваться.. Когда мы стартовали с Топа, почти все хотели по дороге посетить остров Олешин с его знаменитыми каменными лабиринтами. Однако, когда мы наконец достигли Кузовов, из желающих остались только мы с Сергуней, остальные рванули прямиком на знакомую стоянку)

           

       Лабиринты меня не сильно впечатлили, однако остров красивый, и с него открывается потрясающий вид на архипелаг. Погуляв и осмотрев все культовые сооружения, мы тоже помчались на уже знакомую стоянку на Немецком Кузове, где Леня с Серегой уже успели растянуть тент, а в рюмках ждал традиционный напиток, призванный скрасить тяготы ходового дня)))

     

       Последний переход до Рабочеостровска на этот раз показался совсем лайтовым. Даже несмотря на ветер, дождь и испортившуюся погоду. Почти весь он проходит в тени островов, без ужасов и напряга. Правда, небольшой обнос мы смогли устроить себе даже в море, запилившись в протоку между Северным и Южным Коловаром.

           

       Любовались красотами и мечтали о доме. Но вот показалась финишная губа, очертания деревянной церквушки и гостиничный комплекс, наш белый автобус, и Саша, довольный, чистый, отмытый в гостиничном душе и вкусивший местных ресторанных блюд)))

     

       Нам до душа и домашней еды оставалось еще 2 ночи в дороге, но это мелочи. Поход был закончен. Прекрасный, необычный, очень интересный, подаривший огромный опыт, незабываемые впечатления и очень много красоты. Огромное спасибо всем участникам за компанию, терпение, помощь и поддержку! Надеюсь, это был не последний раз, и впереди еще много приключений)
       Ваша Аничка.

Фото: Сергей Кардашин, Анна Мараховская, Александр Удалых