Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Европа. Июль 2004.

Сразу хочу извиниться за такой длинный рассказ, но не могу удержаться от подробного описания. Очень уж насыщенными оказались эти 2 сказочных недели, слишком много впечатлений, чтобы уместить их в несколько страниц. В общем – простите, так уж вышло :)

Галопом по европам, или отпуск для беременных.

        Итак, куда летом поехать в отпуск с беременной женой? Конечно, не в ближайшее Подмосковье кормить комаров. Конечно, не в жаркую Турцию и уж тем более не в Египет. Не подойдут и экзотические страны, просто кишащие разными опасностями… Нет, тут нужен мягкий климат, хороший сервис, здоровая пища – в общем, все то, что может предложить только вершина цивилизации – Европа.
        Какой досуг выбрать? Безусловно, надо быть предельно осторожными. Не перегреться на солнце, так что пляжный отдых отменяется. Избегать утомительных горных прогулок. Да и велосипедные развлечения слишком рискованны. Как ни крути – а идеальным времяпровождением является сплав по альпийским рекам. Разумеется, умеренной сложности – не выше 5 категории :))

        На самом деле эту поездку мы запланировали еще год назад. Уже зимой книга “White Water Europe. North Alps” была тщательно изучена, а интересующие нас речки аккуратно подчеркнуты карандашом. Помимо книги имелась и чудесная WW карта Австрии (спасибо за нее Диме Кувалину), а также несколько отчетов.
        Однако когда весной я узнала о грядущем прибавлении в нашем семействе и сверилась с календарем – пришлось признать, что для меня реализовать наши блестящие планы будет не реально, т.к. поездка приходилась аж на пятый месяц ожидания. Но время потихоньку шло, я тренировалась в обычном режиме и после успешного выступления в Лосево с радостью могла констатировать, что все еще крепко держу весло в руках, и особых причин отказывать себе в удовольствии нет. Это открытие наполнило меня безграничным энтузиазмом, и я ринулась выколачивать отпуск на работе, Сергуня же вступил в настоящую битву за визы. Как всегда, мы оба достигли поставленной цели, и к назначенному сроку почти полмира было у наших ног, оставалось только сесть в автобус. Единственное, что смущало – это неудачи, постигшие наших попутчиков. По разным причинам все они в последний момент вынуждены были отказаться от поездки, так что мы остались вдвоем. Сергуня, впрочем, не сильно расстроился и договорился пересечься с М. Пастуховым в Германии, который как раз был там в те же сроки, и поплавать вместе.
        Рано утром в субботу (при чем «рано» - это без преувеличения – было 6 утра :) под аккомпанемент легкого дождика наш новый басик, нагруженный 4-мя лодками (2 слаломные и 2 сплавные) двинулся на Белоруссию. Вскоре погода наладилась, а к обеду было уже откровенно жарко. В Белоруссию приехали быстро и по отличному автобану продолжили движение на Брест. Дорога платная, до Бреста 4 поста, где собирают по 58 руб., но качество ее радует, так что докатили с ветерком. Решив больше не искать легких путей, Сергуня объявил, что границу мы переедем в Дамачево, и поехал в неизвестном направлении. Удалившись на достаточное расстояние, чтобы заблудиться, мы занялись спортивным ориентированием. После долгих самостоятельных поисков остановили какую-то тетку, которая выдала нам четкие координаты, по которым мы легко приехали на границу с Украиной, тем самым подтвердив народную мудрость «язык до Киева доведет». В Киев правда нам было не надо, как и вообще на Украину, так что пришлось ехать обратно и искать Дамачево самим. Нашли конечно, потратив всего 2 часа.
        Заплатив перед границей кучу каких-то сборов, мы отдали себя в руки белорусских пограничников. Они оказались очень опытными ребятами, по крайней мере, наличие запрещенных к провозу товаров проверяли на слух, просто простучав наши лодки. Поляки, к сожалению, были не такими ассами, поэтому лодки заставили отвязать, чехлы снять, и вообще все сумки перерыли. Обнаружив ящик пива, мечтательно протянули: «О, пиффкоо», но Сергуня им пивка не дал, не заслужили :)
        Тем временем стемнело, и пора было искать ночлег. Отъехав немного от границы, мы свернули в какое-то пшеничное поле, где моментально увязли в песке по самое брюхо. Может быть, это было не самое лучшее место, но выдернуть автобус до утра не было никакой возможности, так что мы со спокойной душой улеглись спать. Не успели заснуть, как в автобус начал кто-то ломиться и светить в окна. Оказалось – местная полиция. Поляки хорошо понимают по-русски, так что Сергуня с ними быстро объяснился, они нам посочувствовали, посоветовали найти трактор и уехали. Ночью мне приснились горы и еще почему-то целый чемодан денег :)

        Ни свет, ни заря Сергуня поднялся и принялся вызволять наш автобус. Переведя весь имеющийся запас досок и сломав домкрат, он отправился на дорогу ловить трактор, а я благополучно уснула. Разбудило меня жуткое хрюканье. Оказалось, Сергуня нашел-таки трактор. Трактор вез в прицепе чудовищных размеров свинью, которая орала во всю глотку. Выдернув наш автобус в считанные минуты, трактор увез это чудо природы в неизвестном направлении, а мы поехали прямиком в Германию. Впрочем, «прямиком» это сильно сказано. Дороги в Польше весьма специфические – маленькие, путанные, ориентироваться сложно, но зато ехать интересно :) Еще меня сильно поразило достижение местного автопрома – некая смесь запорожца с окой – удивительный таун-кар, издающий хриплые звуки и пользующийся огромной популярностью у населения.
        К вечеру, уже измученные, пересекли границу и оказались на шикарном немецком автобане. Можно было наслаждаться ездой со скоростью 140 км/ч. Заночевали на парковке где-то под Нюрнбергом.
        Тут нас ждал очередной удар – связавшись с Пастуховым, мы выяснили, что он уехал в Норвегию «спасаясь от дождя» и встрече не суждено состояться. Какой уж там дождь я не знаю – светило солнце и стояла страшная жара, однако наша поездка окончательно меняла статус со спортивной на «семейный отдых для беременных».
        Тем не менее, мы решили попробовать действовать по старому плану, а согласно нему, утро понедельника отводилось под тренировку на слаломном канале в Аугсбурге.
        На канал доехали быстро, купили гостевые билеты (7.5 евро за день) и пошли кататься. Вообще само сооружение меня просто поразило. До чего здорово все там сделано! Как продуманно, как красиво и ведь сколько лет уже стоит! Помимо основного канала есть «детская» трасса, почти гладкая, но с быстрым течением, маленькими бочечками и сливчиками, все ворота легко можно самостоятельно подтянуть, вода чистая и теплая. Место просто райское и вся атмосфера в нем настолько доброжелательная, что уезжать не хотелось совершенно.

        Накатавшись, накупавшись и пообедав, все-таки поехали дальше в Австрию. Очень скоро на горизонте показались горы, и оторваться от чудесных видов за окошком стало совершенно невозможно. Я буквально извертелась на месте, пытаясь рассмотреть маленькие, утопающие в цветах и расписанные изображениями всевозможных святых домики, потрясающие старинные замки, притаившиеся в скалах и голубые горные озера.

        К вечеру мы добрались до цели – городка Landeck и поселились в отличном кемпинге Sport Camp Tirol. Это известное место, не просто дешевое и удобное, а настоящий центр местной водной тусовки. Тусовка, правда, была представлена в основном голландцами и группой пожилых англичан и мы никаких знакомств не завели, но все равно приятно было наблюдать повсюду развешанный неопрен и горы всевозможных лодок. Кемпинг находится прямо в точке финиша сплавного участка реки Sanna. Санна – наверное вторая по популярности австрийская река, один из крупнейших центров рафтинга и именно она - №1 в наших планах. Водичка в ней чистая, приятного голубого цвета, уровень, судя по нашей книжке и водомерной линейке на мосту, чуть ниже среднего. В лагере висит подробная схема реки, где черепом с костями обозначены 2 самых серьезных порога. В целом речка оценивается на 4, и меня сильно пугает, не слишком ли это круто для раскатки. Пороги кстати тут называют «катарактами», и это привязчивое словечко поселилось в нашем лексиконе до конца поездки. Очень уж хорошо звучит :)
        3 дня, проведенные нами в Ландеке, были размеренны и безмятежны. Утренний душ, покупка свежего хлеба в пекарне, завтрак, сплав, поход в супермаркет, обед, прогулка. С 6 да 7 как по расписанию шел легкий дождик, вынуждая нас устроить тихий час, затем ужин, душ и отбой :) К 10 мы уже видели первые сны, которые ненадолго прерывались только звоном колоколов в церкви по соседству. О супермаркетах хочется сказать отдельно. В то время как простой обед в скромном ресторанчике будет стоить никак не меньше 10 евро с человека, в любом супермаркете можно затариться целой кучей самых изысканных продуктов на несколько дней и заплатить всего лишь 15-20 евро. Килограмм спелых нектарин стоит 60 центов (меньше 30 руб.!) Мясо, сыр, овощи, грибы, йогурт –можно позволить себе все что душе угодно. Единственное правило – не брать продукты с маркировкой «био» - они в несколько раз дороже.
        Нашей первой рекой, как и планировалось, была Sanna, на которую мы поехали во вторник утром.
        Sanna. Участок начинается в 7 км выше кемпинга, сразу за электростанцией. В точке старта есть небольшая парковка и хороший спуск к воде. Дорога идет вдоль реки, но ключевых препятствий с нее не видно, надо выходить из машины и смотреть, нам было лень, так что поехали сразу на старт. Не успели загидриться, как приехала группа пожилых англичан. Подумав немного, решили их не ждать и поплыли сами. Началось все легким, приятным быстротоком с небольшими бочечками и вальчиками, затем сразу за мостом 1-й порог – “Roofed Corner”. Зачалились перед ним. Сергуня привстал в лодке и объявил, что можно ехать. Но я стала ныть, чтобы мы пошли смотреть. Решив не спорить, Сергуня вылез вместе со мной, и мы глянули «страшный тупой угол» повнимательней. Честно говоря, смотреть там и правда было нечего – сужение реки на повороте, пара бочек на заходе, валы, все вместе метров 50 от силы. Проехали безо всякого труда. Дальше еще небольшой участок быстротока, и наверху становится видно первые домики деревни Pians. Тут очередная «катаракта» и я изо всех сил воплю в спину Сергуне, чтобы он вылезал смотреть. На этот раз Сергуня не сдается, и весь порог едем сходу. Пианская катаракта вообще из себя ничего не представляет, обычная шивера, где надо объехать пару бочек, но даже если не объедешь – по 15 кубам это совершенно не смертельно. Оставшийся кусок до лагеря вообще спокойный. Только в одном месте есть игровая бочка, где я кувырнулась через корму, но это препятствием совсем уж не назовешь. До лагеря докатились за 40 минут. Еще 40 Сергуня ездил на велике за автобусом, а я загорала на солнышке. Вернувшись, он рассказал, что англичане все еще сидят и дро.. хм.. тупят на «тупом углу» :)
        В целом Санна мне очень понравилась и была признана идеальной речкой «для беременных». Однако 7 км показалось как-то слишком мало, да и впереди был еще целый день. Так что после обеда мы решили проехать еще небольшой участок на Инне.
        Inn from Tosens. Инн – крупнейшая река региона. Начинается она в Швейцарии, и самые сложные ее участки находятся именно там. У нас в Ландеке есть 3 стандартных сплавных секции. Мы начинаем с самой верхней. Книжка обещает «9 км твердой четверки», и я опять волнуюсь – расход 30 кубов – вполне достаточно, чтобы появились пригодные для долгой совместной жизни бочки :)
        Старт участка за поселком Tosens. В этом месте реку пересекают аж 3 моста, начинать надо перед первым мостом, там есть нормальная парковка и спуск к воде. Но об этом мы узнали уже позже, а в тот день немного не доехали до нужного места и, бросив автобус в кустах, с трудом спустились к реке между 1-м и 2-м мостами. Все самое интересное начинается буквально сразу. За 2-м, деревянным мостом стоят огромнейшие валы. Когда к ним подъезжаешь, просто захватывает дух – они оказываются не просто выше головы, а намнооого выше :) Если бы сверху я не видела, что кроме валов там ничего нет – наверное бы сильно испугалась :) Восхитившись мощью природы, проехали это место и оказались практически на гладкой воде, которая так ни разу больше и не вспенилась до конца участка. Были конечно отдельные вальчики, где мы немного катались и еще 3 прикольные плотинки – пологие ступеньки с перепадом наверное больше метра, на них тоже можно кататься, но в целом речка была признана скучной даже для беременных.
        Финиш участка в деревне Prutz за кемпингом после впадения притока. Я остаюсь ждать пока Сергуня съездит за автобусом. В аналогичной ситуации ждет своего мужа пожилая чешка, с которой мы знакомимся и начинаем болтать. Она хорошо понимает по-русски, но говорит только по-английски. Рассказывает, что заплыла в начале участка в валах. Я ей сочувствую :) Ее муж приезжает раньше, они оставляют мне банку ледяного чешского пива и уезжают.
        Встречаемся мы снова уже в кемпинге. В качестве ответного жеста приносим им 2 банки теплой балтики :) Вечером пьем чай у них в автобусе с нашим тортом (очень долго пытались объяснить значение слова «причуда»). Чех отлично говорит по-русски, но если что-то не удается понять - в ход идут жесты, книжки и английский. Вечер прошел очень приятно, к тому же мы получили море всякой информации от этой пары. К сожалению, дальнейшие совместные планы не срослись и больше мы с ними не встречались.
        Trisanna. Утром вода еще немного упала, а мы отправляемся на один из истоков Санны – Тризанну. У Санны 2 истока – Тризанна и Розанна. Розанна сейчас закрыта для сплава, да и судя по нашей книжке, участок на ней большого интереса не представляет – не выше 3+
        Тризанна это крикинговая речка с падением 20м/км и расходом в 6 кубов. Короче говоря – камнежопинг. На ней 2 сплавных участка – верхний 4+ (по карте даже 5) всего 4 км., и мы собираемся проехать его до обеда, и нижний – 18 км 3(4+), по карте 2 порога опять же пятерка.

        Добрались до старта верхнего участка и с сожалением констатировали, что воды нет. Решили плыть сразу нижнюю секцию. Пока едем отвозить велосипед на финиш, я с ужасом читаю описание по книжке. Рекомендуют последний порог обнести, «но если вы все-таки решитесь» советуют ставить страховку. Последний порог практически у самого финиша. Смотрим с мостика – ничего особенного, хотя конечно страшно. Называется он “See Falls”, но водопадов никаких вроде не видно :) Сергуня уверяет меня, что это не сложнее Марухи. Я ему почти верю :) Второй порог в деревушке Labebene – “The Saw Mill Cataract” – производит на меня куда большее впечатление. Совершенно не тянет это ехать, зато Сергуня прямо разочарован: «Ну, Нюшка, такие пятерки мы ездим без просмотра». Что без просмотра я и не сомневаюсь, меня больше волнует вопрос как ездим – вверх головой или вниз :)
        Стартуем чуть выше поселка Ischgl возле футбольного поля. Речка почти гладкая, но особо не расслабишься и коленки из упоров не вынешь – постоянно надо объезжать какие-то камушки да и течет очень резво. Через некоторое время дорога отходит от реки и попадается первый веселенький участок – камни, сливы, бочки. Мне нравится – самое то, когда уже интересно, но еще не страшно :)
        Плывем дальше, я все с большим ужасом жду первый страшный порог, наконец Сергуня тыкает мне пальцем в табличку на дороге “Labebene”. Значит, доплыли, здесь. За поворотом начинается череда сливов. Прыгаю за Сергуней, куда-то не успеваю, снова прыгаю, уходим под правый берег. Главное нос вниз.. впереди Сергуня проваливается на глубокую опору. Ныряю за ним в бочку, вроде все нормально. Зато начинает колбасить в следующем сливе. Пока вишу на опоре, меня затаскивает в улов и крутит. Обретаю стабильное вертикальное положение… черт, скорости нет совсем, но тут это не страшно. Следующая бочка пытается прихватить меня за хвост, но силенок не хватает. Все! Действительно, такие «пятерки» ездить можно :)
        Финиш уже скоро и последнего порога я боюсь меньше – как-то он мне с моста показался слабее. Не слишком сложный заход, вроде все успеваю, вдруг Сергуня резко начинает чалиться. В ужасе понимаю, что мы на краю слива, за которым ничего не видно. Вылезаем на камни, ползем смотреть, что там. Ё-мое! Вот они, folls’ы-то где оказывается. На водопады, конечно, это не тянет, но сливы приличные, в количестве 2-х штук. Оба перегорожены бульниками. Первый справа уходит в камни, слева тоже лупит в каменный зуб, вследствие чего там стоит огромных размеров петух. Но проход все-таки есть. Прыгать надо чуть правее этого петуха, прямо в какую-то жуткую пенную мясорубку, после чего есть метров 10, чтобы встать до следующего слива. Второй слив безопасный и идется в любом месте. Я робко пытаюсь сказать, что что-то мне туда не хочется, но Сергуня, не давая мне опомниться, уже садится в лодку. «Готова?» Не знаю, но думать уже поздно – вот он, слив. Накрывает с головой, начинает класть, опираюсь изо всех сил и выезжаю на ровном киле. Круто. Правда из-за того что, долго болталась на опоре, не успеваю уйти вправо за Сергуней. Прыгаю второй слив почти по центру, между 2-х камней с мыслью «Ну все, кранты». Но ничего не случается, бочка внизу даже не тормозит. Еще немного и вот он, мостик, с которого мы смотрели выходную часть порога, а за ним и финиш. Все что я могу произнести: «Ну нифига себе, речка для беременных!»
        Следующие полтора часа я валяюсь в теньке на скамеечке в деревне See, ем мороженое и жду, пока Сергуня съездит за автобусом. Жизнь удалась.

        Четверг – наш последний день в Ландеке. Мы планируем проехать Ландекский каньон на Инне и переехать в другое место.
        Inn. Landeck Gorge. Хотя книжка опять пугает и каньон оценивается как «solid class 4», мы уже знаем, что ничего сложного тут нет, и настраиваемся на покатушки. Участок начинается в поселке Nesselgarten и через 6 км заканчивается в Ландеке, где мутный Инн сливается с прозрачной голубой Санной. Каньон меня реально порадовал. Тут нет локальных порогов, но есть отличные участки с прекрасными валами и огромными возможностями для серфинга. Кататься по-настоящему в кайф. Валы большие, валы маленькие, с уловами и без. Бочечки на любой вкус – просто фабрика удовольствий. Жаль, что участок слишком короткий, что называется «хорошего понемножку».
        На финише растет огромное дерево дикой черешни. Пока бедный Сергуня крутит педали на страшной жаре, я до тошноты обжираюсь черными, спелыми ягодами. Возвратившись, Сергуня предлагает мне съездить в горы на канатке, а потом поехать купаться в озере. Господи, неужели бывает столько удовольствий в один день?
        Зимой Тироль это горнолыжный рай. Здесь есть трассы на любой вкус и подъемники чуть ли не через каждый километр. Летом они тоже работают и в основном используются велосипедерами. Мы покупаем билеты на самый верх. Первый подъемник - закрытые кабинки. Вид фантастический. Следующий подъемник – открытая креселка, где можно сидеть и болтать ножками.

        Наверху открывается великолепная панорама. Имеется детская площадка и ресторан. Мы гуляем пару часов, едим землянику, собираем грибы, а потом обедаем в ресторане.

        Спустившись вниз, идем купаться в озере. Вообще-то вход на озеро платный. Со стороны шоссе стоят турникеты, так что просто так не попадешь, но опытный Сергуня еще вчера, пока ездил за автобусом, присмотрел обходной путь. Озеро с теплой, голубой водой и видно, как в нем плавают здоровые золотые рыбки. Просто сказка.
        Накупавшись, мы решаем ехать в Италию, в Val di Sole, чтобы покататься пару дней на самой известной реке этого района – Noce. Дорога идет через хребет, и очень скоро мы попадаем совсем в другой мир. Тут все не так – и горы другие и дома, намного жарче, а каждый квадратный метр свободной земли засажен яблоневыми плантациями. При чем яблони не выше человеческого роста, больше похожие на помидорные кусты.
        Очень скоро я начинаю просто сходить сума от жары. Из питья только горячая кока-кола. Дорога серпантином лезет куда-то вверх, ремни давят, но пристегиваться тут обязательно, и всюду эти ужасные яблоки! Мне кажется, я ненавижу яблоки всей душой! Еще немного – и умру, но мы наконец приезжаем в Dimaro. Здесь расположен рекомендуемый книжкой кемпинг di Brenta, 4 звезды. В кемпинге имеется бассейн, теннисные корты, дискотеки, школа каяка, короче, все что душе угодно. Селимся и ползем к бассейну. Тут нас поджидает облом №1 – бассейн работает до 6 и уже закрылся. Стиснув зубы, плетемся в душ – там сюрприз №2 – огромная очередь. Я, правда, быстро нахожу выход – комнату для мам с маленькими детьми, где имеется детская ванночка, туалет и отличный душ. Дисциплинированные итальянки туда не заходят и покорно стоят в очереди. Я же особо не смущаюсь, тем более что и «бамбини» у меня имеется :) После душа и ужина жизнь налаживается, и кажется, я снова люблю яблоки :)

        Upper Noce. Накануне вечером мы успели глянуть самый сложный порог этого участка, очередную Saw Mill Cataract’у. Не могу сказать, что мне понравилось, но Сергуня оценил его как «фигня», в то время как книжка ставила 4+ :) Порог находится как раз на финише, напротив кемпинга в Димаро, и книжка рекомендует «если вы не чувствуете себя достаточно готовыми» вылезти чуть раньше.
        Сам участок обещает быть очень динамичным. Начинается он в 10 км выше Димаро, в городишке Cusiano. Где-то в середине он проходит через национальную слаломную трассу, и мы предвкушаем интересное катание. Сперва речка почти гладкая, течет через город и берега ее отделаны камнем. Затем русло становится естественным, постепенно появляются вальчики, а после 2-х небольших плотинок (пологие ступеньки, смотреть не надо) мы попадаем на слаломную трассу. Ворота висят, но слаломистов почему-то нет. Да и не только слаломистов - мы вообще тут одни.
        Когда я ехала в Европу, мне представлялось, что здешние реки буквально заполнены райдерами, а за место в улове предстоит драка. На деле мы видели кучу каякеров на берегу, мы видели одевающихся каякеров, видели только что приплывших каякеров, но ни одного каякера непосредственно на воде :)
        Слаломная трасса меня поразила своей легкостью по сравнению с Аугсбургом. Даже я на своем корытце вполне попадаю куда надо. Размышляя, почему это так, потихоньку направляюсь вниз, а Сергуня задерживается покатать последнюю связку. Размышления мои прерываются, когда я наконец замечаю, что вокруг что-то уж очень бурлит водичка :) Какие-то бочки, сливы, треки, я мучительно вспоминаю карту – вроде за трассой ничего не должно быть, однако втыкает. Чалюсь в улове и пытаюсь понять, что это было. Туда же заходит Сергуня: «Ты чего это Нюшка сама в порог поехала?». Ого, это был порог :)
        Дальше речка по-прежнему радует хорошей динамикой. В одном месте я даже с восторгом наблюдаю, как Сергуня переворачивается. Вскоре доплываем до плотины в Димаро. Перед ней озеро, с воды не видно, куда прыгать. Сергуня уже собрался вылезать смотреть, но тут снизу нам жестами показал проход какой-то итальянец. Оказалось, что специально для рафтинга в сливе сделана наклонная пологая плита, по которой скатываешься как с горки. Супер.
        Итальянец оказался инструктором местной каяк-школы. Каяк-школа - это на мой взгляд отличное изобретение. Курс для начинающих включает бесплатное проживание в кемпинге, лекции, несколько теоретических занятий с просмотром видеоматериалов и практические тренировки. Одну из таких тренировок мы как раз и застали. Инструктор выпускал своего ученика на веревке в бочечку под слив и заставлял болтаться там на опоре. После того, как ученик переворачивался, инструктор не спеша подтягивал лодку к берегу за веревку :)
        За плотиной остается только проплыть катаракту. Заходим под правым берегом, даже не заплескавшись. Дальше бочка, поворот реки, серия валов… На повороте я наезжаю на камень и переворачиваюсь. Испытываю страшную досаду – так и знала, что ничего хорошего в этой катаракте не будет! Встаю и без скорости попадаю в длинную бочку. Стою. Меня никуда не тащит и не вымывает, просто держит. Справляюсь с замешательством и начинаю выгребаться вдоль бочки – чудо – все получается, доезжаю до края и лодка выскакивает как пробка. Успешное выполнение этого нехитрого маневра наполняет меня такой радостью (еще бы, пожалуй первый раз в жизни я вместо того, чтобы тупо кильнуться, выехала из бочки как взрослая :), что оставшуюся часть порога преодолеваю в самом прекрасном настроении. Финиш у моста чуть ниже кемпинга.
        Lower Noce & Noce Gorge. Утром погода испортилась (или наладилась?). Жара спала, небо затянуло тучками, а мы отправляемся покорять нижнюю Ночу. Этот участок имеет расход чуть больше, чем верхний – 30 кубов, хотя у нас вода немного ниже средней и по ощущениям 30 кубов там нет. Это самая популярная рафтинговая секция, как написано в книжке – «rafter’s dream», и мы действительно в этом убеждаемся – прямо перед нами стартует флотилия аж из 6 рафтов! Участок начинается в поселке Monclassico. Небольшой кусочек от Димаро до сюда не плавают из-за плотины. Плотину теоретически можно попробовать прыгнуть в край, но особого желания нет. Весь участок – 15 км до моста Ponte Stori, сразу за ним идет еще 3 км дикого пятерочного ущелья – Noce Gorge. В книжке как обычно всякие ужасы, участок рекомендуют для экспертов, однако написано, что в конце лета из-за подпора водохранилища нижние пороги каньона заливает, и он становится проще.
        По дороге догоняем рафты и спрашиваем у гидов, известно ли им что-нибудь про нижнее ущелье. Гиды подтверждают, что 3 нижних порога сейчас залиты и каньон проходим, так что я немного расслабляюсь и начинаю получать удовольствие. А удовольствий тут хоть отбавляй. Выделить локальные пороги невозможно, но весь участок очень динамичный, слаломный, по-настоящему кайфовый. Сложность словно подбирали прямо под меня – очень интересно, периодически даже дух захватывает, но все получается. Обогнав последние рафты, мы остаемся одни. Речка потихоньку становится серьезней, мы все больше едем по краешку. Чалимся перед явным порогом, идем смотреть. Выглядит как обычно жутко, но Сергуня провозит меня каким-то хитрым путем «даже не забрызгав». Теперь пороги более локальные и сильные. Следующий идется сходу, сразу за ним чалимся, и Сергуня лезет вниз смотреть что дальше. Возвращается, объясняет мне линию, аккуратно проезжаем и оказываемся в узких скальных стенках. Красота просто нереальная. И тут только до меня наконец доходит, что рафтинговая секция давно закончилась и мы вовсю уже едем страшный gorge. Впереди бурлит очередной порог, но я просто не могу оторваться от окружающего пейзажа, поэтому даже не боюсь. Сергуня возвращается с просмотра, долго объясняет мне линию, но я плохо понимаю, что толком надо сделать. «Ладно, поехали за мной». Выезжаем на середину, уходим за камень, кажется не успеваю… вовремя догадываюсь сделать кормовой траверс – получается, попадаю в нужный проход, еще немного и я в озере. Это был последний порог. Еще с километр мы плывем по водохранилищу, открыв рты и задрав головы – вокруг такая фантастическая красота, что невозможно передать словами. А вот финиш получился не очень романтичный – под конец пришлось продираться через целую кучу мусора, который прибило к берегу :)
        Сергуня садится на велосипед и уезжает за автобусом. Вдоль рафтинговой секции идет хорошая велосипедная дорожка, так что возвращается он довольно быстро. Пока я жду Сергуню, начинается сильный дождь и уже невозможно представить, что еще вчера было некуда спрятаться от страшной жары…
        Сегодня вечером мы собираемся приехать в Haiming и выбираем для этого живописную платную дорогу через перевал 2509 м. Подъем на перевал впечатляет – сперва мы выше зоны леса, потом выше облаков, потом выше ближайших вершинок, вокруг снег и даже несмотря на пасмурную погоду от окружающих видов захватывает дух. Перевал по совместительству еще и граница между Италией и Австрией. Мы словно снова вернулись домой – так меня радуют на спуске уже ставшие родными австрийские домики, утопающие в цветах. За проезд с нас берут 10 евро, дают почетную наклейку с цифрой 2509 для нашего басика и красивую открытку :)

        Слегка поплутав в поисках Хайминга (просто в нашем атласе я его нашла только на 3-й день :)) мы приезжаем в кемпинг Oberland, где обнаруживаем также чудесный бассейн, но страшную подставу – платный душ. Душ стоит 1 евро за 4 минуты. Полвечера Сергуня ищет шланг, чтобы протянуть его в душевую из раковины, но в конце концов оставляет эту затею и покупает мне жетончики.
        Воскресное утро снова радует жаркой, солнечной погодой. А у нас по плану отдыхательный день – сегодня мы катаемся в Имстском каньоне.
        Inn. Imst Gorge. Имстский каньон – это культовое место, классический, самый популярный игровой участок на Инне. Расход здесь составляет 250 кубов, и одна эта цифра уже внушает уважение. Участок начинается в городе Imst и заканчивается в Хайминге через 12 км. Место старта под мостом, непосредственно в город заезжать не нужно, но мы нашли его не сразу и поэтому успели покататься по городу и даже посетили местный блошиный рынок.
        Этот участок был первым местом, где мы увидели действительно много сплавляющегося народу. В основном это были рафты, но и несколько каякеров и даже парочку Topo-Duo тоже наблюдали. В самом каньоне река абсолютно гладкая, но об этом совершенно не жалеешь, т.к. красота вокруг неимоверная. После того как величественные скальные стенки заканчиваются и можно немного отвлечься от окружающих пейзажей, как раз начинается игровая секция. Огромные, совсем не страшные валы, которые становятся еще больше после впадения Oetz, не дают скучать, но на самом деле кататься на них сложно. Скорость течения очень большая, чтобы подсесть на вал приходится потрудиться, устаешь очень быстро. Тут мы пожалели, что поехали не на слаломных лодках…
        Если честно, в целом я была разочарована – наверное, потому что ожидала от этого места чего-то особенного. И хотя участок очень красивый и не скучный, было ощущение, что меня слегка обманули :)
        Финишировали мы на рафтинговой базе в Хайминге. Сразу за мостом ступеньки к воде, вылезать легко. Мост пожалуй пониже, чем в Лосево, но с него с огромным энтузиазмом непрерывно прыгают любители острых ощущений, видимо желая догнаться адреналинчиком после не слишком экстремального рафтинга :)
        Остаток дня проводим как и положено в воскресенье – купаемся в бассейне, едим в кафе умопомрачительные фруктовые десерты, гуляем. Назавтра у нас намечен Oetz и я в сотый раз перечитываю страшное описание.
        Lower Oetz. Oetz – тоже очень известная река. На ней есть несколько участков самой разной сложности, от подходящих для коммерческого рафтинга до настоящего карагема, неизвестно пройденного ли вообще… Мы имели возможность посмотреть отдельные участки еще по дороге из Италии. Особенно сильное впечатление произвел средний кусок 5(6). Книжка информирует, что здесь неоднократно бывают несчастные случаи и реку после этого закрывают для сплава. Остроумный автор даже предлагает тем, кто решится покорять средний Oetz, в случае чего постараться выбраться умирать на дорогу, чтобы закрывали ее, а не реку :)

        Но мы на такие ужасы не замахиваемся и собираемся пройти нижний участок. Начинается он в одноименном поселке, финишировать рекомендуется в Хайминге, проплыв небольшой кусочек Инна, в который Oetz впадает. Участок обещает быть сложным, к тому же на нем имеется непроходимая, очень опасная плотина, требующая обноса. Про плотину рассказывают байки, что якобы лодка, попавшая под слив может вариться там по 6 недель :) Книжка рекомендует в случае чего о лодке вообще не думать, а спасаться самому, в красках описывая, как же несчастен каякер, заплывший на Oetz.
        Неудивительно, что после всех этих историй я сильно нервничаю, и по дороге на старт мы в первую очередь заезжаем посмотреть плотину. Плотина оказалась и правда опасной, но просмотр меня успокоил – перед ней очень длинный, практически гладкий участок, так что попасть в слив можно разве что будучи без сознания.
        Дальше едем смотреть уровень воды. О том, что вода большая мы подозревали, т.к. питание у реки ледниковое, а погода жаркая. Но что он высок настолько! Добравшись до водомерной линейки в поселке Tumpen, мы обнаружили огромный стенд с информацией для каякеров на 4-х языках. Как потом оказалось, такие стенды стоят по всей реке в точках старта. Стенд неплохо рассказывает о сплавных участках, приведен расход в соответствии с уровнем воды, а так же максимальные уровни, допустимые для сплава на различных участках. Более того, как оказалось, сами участки, точки старта и финиша, непроходы, рекомендуемые обносы и тп. на реке помечены специальными табличками. От такого сервиса мы просто оторопели. Потом внимательно изучили всю информацию и пришли к выводу что вода у нас в 2 раза выше средней, и верхние участки при таком расходе плавать категорически не рекомендуют. Что касается нижнего участка – вода как раз на пределе.
        Ориентируясь на уже упомянутые таблички, мы легко нашли точку старта. Удобная парковка, бесплатные туалеты – да, на этой реке действительно все серьезно :) Вода выглядит тоже по-взрослому – мутный, вспененный поток, впереди, насколько хватает взгляда, ни одного улова. Мне становится жутко – все это попахивает предстоящей борьбой за жизнь, на которую я совершенно не настроена.
        Однако Сергуня меня успокаивает и обещает, что если что, мы всегда вылезем на дорогу и вернемся. Садимся в лодочки, и с воды действительно все становится менее страшно. Бочки легко объезжаются, валов я уже давно не пугаюсь, хотя они тут еще больше чем в Инне. За 600 м. до плотины на мосту висит табличка «скоро кердык», непосредственно перед самой плотиной еще одна табличка «кердык здесь» - невозможно не заметить. Обносим плотину и теперь я боюсь только последнего порога – “Oetz Cataract” – 4+, а в большую воду аж все 5. Так что пока мы не доехали до очередного моста, мысль «ну где же эта катаракта» никак не давала мне покоя. За мостом стало понятно, что катаракту мы уже проехали, просто не заметили :)
        Еще совсем немного – и все, можно опустить весло и с наслаждением качаться на пологих валах спокойного и дружелюбного Инна.
        Решив прислушаться к советам книжки и стенда, на верхний Oetz мы так и не поехали. Вместо этого во вторник утром отправились смотреть рекомендованный Димой Кувалиным Melach. Нашли довольно быстро и старт и финиш, убедились, что уровень воды подходящий, но тут… В общем, можно привести сколько угодно оправданий, начиная с того, что жалко весло и заканчивая тем, что жалко голову, но на самом деле я просто увидела этот эскалатор и твердо сказала «нет». И Сергуня уговаривать не стал. Так что поехали дальше, в сторону Kitzbuehel’я. «Будем плавать троечный Бранденбергер» сказал он. Что ж, мне действительно стыдно :))

        Lower Brandenberger. До речки доехали быстро, оставили на финише велосипед и поехали наверх. Наверху пока искали старт встретили итальянского каякера с девушкой. Он тоже собирался сплавиться по нижнему Бранденбергеру, поэтому мы объединились. Итальянец с опаской смотрит на меня и спрашивает, какой у меня уровень, наверное хочет спасать :)
        Участок начинается в 6 км. выше городка Kramsach, там где дорога забирается резко вверх. Закончить можно у любого моста в Крамсахе или сплыть прямо в Инн. Это самый популярный отрезок, он содержит всего 1 интересный порог – Saugraben, все остальное не выше 3.
        Помимо всего прочего, вода у нас очень низкая. На финише итальянец восхищенно восклицает: «Short and beautiful!». «But nothing interesting» - выражаю я нашу общую мысль. Итальянец зовет нас пить пиво, но мы не пьем пиво в час дня, так что прощаемся с ним и едем наверх смотреть верхний Бранденбергер.
        Скоро становится ясно, что воды наверху не просто мало – ее там вообще нет. Тогда Сергуня предлагает разведать знаменитый Tiefenbach Gorge – легендарную среднюю секцию Бранденбергера. Это учаток для настоящих экспертов, сложностью 5-6, находящийся в глубоком узком ущелье. Но мы надеемся, что сейчас мало воды, и каньон проходим. Длинна всего участка 5 км. Вдоль ущелья на высоте 5-10 м идет тропа для туристов. Обалденно красивая, с периллами и мостиками, с которой видно все пороги. Используя эту тропу и специально забитые в скальные стенки скобы можно кое-что обнести или вообще выбраться из каньона. На парковке у начала тропы висит стенд с информацией, на нем довольно много фотографий. В нашей книжке тоже есть фотографии. Дойдя до первого серьезного препятствия, мы сразу поняли, что вода у нас для этого участка совсем не маленькая, а наоборот примерно на метр выше. Чем дальше мы шли, тем яснее становилось, что речка «не для беременных». Уже после просмотра пары порогов надежда проехать каньон растаяла.
        Описывать красоты каньона просто бесполезно – это надо видеть. Наверное, проехать этот участок ни с чем не сравнимое приключение, но даже просто пройдя вдоль берега мы получили громадное удовольствие и ни сколько не пожалели потраченного времени.

        Конечно, было обидно уезжать отсюда ни с чем, особенно Сергуне, но что поделаешь…
        Заночевали мы в кемпинге Horbrunn на реке Kelchsauer. Книжка рекомендовала этот кемпинг как самый дешевый и дружелюбный. Сильно дешевым назвать его конечно нельзя, скорее стандартный, а вот с дружелюбием и правда было все в порядке. Когда утром я в 21-й раз услышала в свой адрес “Morning”, стало как-то не по себе :) Но самое сильное впечатление произвело на меня заведение под названием Kiosk. Зайдя в этот киоск, я буквально сползла по стенке – в ассортименте были представлены всего 2 наименования товаров: хлеб и самогон.
        Не смотря на все это, веселья мы не чувствуем. У нас остается еще целый день, а книжка ничего интересного предложить больше не может. И тут Сергуня выдает совершенно блестящую идею, а именно – поехать в Lofer. О реке Saalach мы читали самые восторженные отзывы в отчете прибалтийских коллег http://www.kayak.lv/show.php?ru+at2000rpt, но сами ехать туда не планировали, тем более что в нашей книжке об этой речке не было ни полслова. Однако, теперь это был единственный заманчивый вариант, да к тому же прямо по дороге.
        Saalach. К сожалению, из отчета было не совсем понятно, где именно находится каньон, так что сперва нам предстояло найти старт/финиш. Судя по карте, все самое интересное сосредоточено в Лофере, рядом с этим городком были обозначены приятные глазу циферки 4, 5 и даже одна шестерка :)
        По дороге Сергуня вспомнил, что в Лофере проводятся слаломные соревнования, и действительно первое, что мы увидели приехав в город – рекламу этапа кубка мира на перетяжке и слаломную трассу. Сперва доехали до плотины выше трассы. Там в сливе тоже был сделан проход для рафтов и это обнадеживало. Ниже плотины река была абсолютно гладкая, так что поехали обратно. По пути завернули в кемпинг, надеясь разузнать там что-нибудь. Действительно, обнаружился целый огромный каякерский лагерь чехов, шмотки, каски, лодки были разбросаны по всей поляне, однако хозяева отсутствовали. Покрутившись вокруг минут 10, ушли ни с чем. Проехали еще немного ниже, до следующего моста, и обнаружили рафтинговую базу. На базе тоже никого. Поглазев на фотографии, мы решили, что здесь видимо самое удобное место старта – примерно через километр начиналась трасса, был оборудован удобный спуск к воде, и имелась бесплатная парковка.
        Далее переехали к трассе. Ворота, к сожалению, не висели, только перетяжки, но можно было представить, как тут интересно. Порожек, на котором висела трасса, был совсем несложным, но очень нам понравился. Ниже порожка начиналась тропинка вдоль воды как на Бранденбергере, а речка явно уходила в каньон. Ура, вот оно! Пошли по тропинке на разведку. Сперва ничего экстремально сложного не заметили, просто интересная вода, требующая хороших маневров, но все идется сходу. Сергуня предложил вернуться и сразу плыть, но я уговорила его пройти чуть дальше, тем более что нам все равно надо было найти точку финиша. И тут началось… В реке появились огромные глыбы величиной с гараж, между ними река срывалась с высоченных сливов, закручивалась в страшных бочка и неслась дальше, разбрызгивая пену. Посмотрев пару порогов, Сергуня спросил: «Ну что, сегодня мы тоже не плаваем?», а у меня сжалось сердце. Отказываться было обидно до слез, но как ЭТО ехать я решительно не представляла. «Да на самом деле не сложнее Лабы» - сказал Сергуня. Может быть, только «Прощай родины» тут были понатыканы одна на другой…
        Справедливости ради, надо сказать что и уловов было просто бессчетное количество, а также тропа шла вдоль реки невысоко, давая возможность выбраться в любой момент. В общем, оценив реку с позиции «самого худшего» я подумала, что если уж где и убираться – то только тут, ибо место просто идеальное :)
        Финиш обнаружился километра через 3, сразу на выходе из каньона. Удобная парковка, туалеты и прочие, ставшие уже привычными, прелести. Вернулись обратно, отвезли велосипед и поплыли.
        Начало, включая слаломную трассу, мы пролетели так быстро, что я не успела моргнуть глазом. А дальше пошел каньон. Сергуня привставал в лодке или даже вылезал и смотрел, а потом мы аккуратно ехали от улова к улову. Все шло великолепно, если не считать того, что в одном месте я слегка ошиблась и зацепила краешек небольшой, как мне показалось, бочки. Бочка меня тут же свезла в центр, где выяснилось, что никакая она не маленькая, а очень даже :) Постояв в ней, пока не кончились силы, я все-таки была вынуждена прибегнуть к старому доброму способу – кильнуться и промыться. Способ опять не подвел, а Сергуня сочувственно порекомендовал мне впредь не тратить столько сил на бесполезную борьбу и переворачиваться сразу :)
        Так вот, спокойно и без особых приключений мы подобрались к первому страшному порогу. По нашей воде (а вода у нас, как потом выяснилось, была очень большая) он был самым серьезным, и после внимательного просмотра мы обнесли метров 100. Представляли они из себя 3 последовательных слива, первые 2 ехались без особых проблем, но третий – вертикальная ступенька через всю реку, наподобие плотины, образовывал ужасную заварную бочару, после которой еще и стоял огромный гриб. Теоретически, под правым берегом был проходик, но после второго слива успеть туда было совершенно не реально, по крайней мере мне.
        Обнесли лодочки под бочку. Следующий кусок – надо объехать огромный камень и 2 большие бочки по s-образной траектории. После размышлений «успею/не успею» Сергуня предлагает мне посредине зайти в улов, и оттуда сделать траверс, чтобы успеть наверняка. Я смотрю с берега, как это делает он. Вроде просто. Сажусь в лодку, спрыгиваю с высокого камня в бурлящую воду. Жутко страшно, но все получается. Следующий порог – череда высоких сливов. После первого надо уйти под берег, оттуда прыгнуть жуткий кривой 2-ой слив и зачалиться. Если не успеваешь – дальше все под левым берегом. Смотрю на Сергуню – все чисто и легко. Теперь мой выход :)
        Итак, что такое тур без достойной уборки? Это как десерт, где сверху забыли положить маленькую вишенку – вроде все вкусно, но чего-то не хватает :) В первом же сливе я эффектно ложусь через корму. Т.е. думаю, что это выглядело эффектно, на самом же деле зрители, увы, отсутствовали. Встала я мгновенно и уйти под берег успела, но душевное равновесие было нарушено :) В следующем сливе я наезжаю на камень и опять переворачиваюсь. Дальше… ну не то, чтобы я ничего не помнила, помню, очень хотелось дышать. Помню, как вставала после слива, судорожно хватала ртом воздух и падала в следующий, не знаю, который по счету :)) Помню, как периодически замечала, что Сергуня где-то рядом, и от этого еще больше хотелось вылезти из лодочки, а вставать было все труднее и труднее, при чем я искренне недоумевала, почему. Повторив все это в очередной раз, я поняла, что есть предел человеческим возможностям и больше мой организм не выдержит, но тут мозг зафиксировал справа улов, руки сами сделали необходимые гребки, а зубы вцепились в берег. Сергуне пришлось буквально вытаскивать меня из лодки, т.к. самой у меня просто не осталось сил :)

        Следующие 50 метров я благоразумно обнесла. Это был классный порог, короткий, с интересной линией движения, но ошибка в нем грозила недетским родео, которое, судя по всему, могло продолжаться и без лодки. Сергуня все красиво объехал, а я, с восторгом посмотрев за ним с берега, окончательно отдышалась, так что можно было плыть дальше.
        На этом, собственно, самая сложная часть каньона закончилась. Мы по-прежнему ехали от улова к улову и вылезали постоянно смотреть, но ничего жуткого больше не наблюдалось. Пара сливов, несложные маневры. Последний порог Сергуня придумал очень хитро объехать по правому краю. В финале надо было прыгнуть сливчик в узкий проход между двумя высокими камнями. Видимо это был мой день, т.к. я опять умудрилась зажечь. Разогнавшись перед сливом, я как-то не сообразила, что весло по ширине в проход никак не пройдет, в итоге его выбило. С выпученными от ужаса глазами я кое-как зачалилась руками и уцепилась за берег. Весло кануло в бочке под сливом и никаких признаков жизни не подавало. Сергуня, высказав все что он думает о моих умственных способностях, кряхтя полез мне на помощь (не знаю правда, что он собирался сделать, запасок у нас не было), но тут как по волшебству мой любимый робсон вынырнул из пучины и направился прямо ко мне в руки!
        Еще немного и каньон закончился. Преодолев практически гладкий финишный кусочек, мы вылезли к парковке и обнаружили там целую толпу чехов из кемпинга. Как выяснилось, за каньоном начинается самый популярный участок Саалаха, на который они и собрались. На нас смотрят, как будто мы приплыли с того света. Приятно :)
        Что ж – каньон на Саалахе стал действительно достойным завершением нашего тура, можно было со спокойной душой ехать домой. Утром оставалась последняя тренировка на канале, так что мы потихоньку двинулись в Германию. На ночь устроились в кемпинге немного не доезжая Аугсбурга. Жарили мясо и пили вино. Вечером в гости пришел 79-летний дедушка. Узнал, что мы русские и стал рассказывать, как в войну был под Киевом. Говорил наш «фашист» исключительно по-немецки, но используя набор всем понятных интернациональных слов и жестов, мы отлично могли с ним общаться. Выпив вина, дедулька посетовал, что воевать ему с русскими не понравилось, французы намного лучше :) Весь вечер он ходил к нам и вспоминал русские слова, которые успел выучить в молодости. «Хорошо». «Как дела». Уже ночью нас разбудил стук в окошко – дедуля пришел рассказать, что вспомнил еще одно слово – «#% твою мать» :))
        Утром мы приезжаем в Аугсбург и катаемся на канале, а затем отправляемся домой. Несемся по автобанам, к вечеру добираемся до Дрездена. Гуляем несколько часов по потрясающему ночному городу, едим в шикарном ресторане. А утром граница, Польша, снова поля, аисты и дорога, дорога. В Дамачево опять заставляют отвязывать лодки, спим где-то на трассе. И снова дорога…
        Я лежу на задней полке и слушаю, как шевелится мой малыш. То ли не доволен, что все закончилось, то ли радуется, что едем домой. Да я и сама не знаю, чего больше сейчас испытываю – восторга или грусти. Ясно одно: Европа – это потрясающее, совершенно сказочное место, и если вы еще там не были – поверьте, стоит попробовать. Даже если вы не беременны :)