Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Комола

Описание реки от Вадима Липгарта

р. Комола (Калужская область)

Левый приток Оки на участке Калуга-Таруса.

Заброска
Со стороны Калуги или Тарусы, по дороге, соединяющей эти населенные пункты, до населенного пункта Ферзиково, далее - по дороге Ферзиково-Кольцово до моста у зверосовхоза (около 5 км от Ферзиково).
Оптимально сопровождающим автотранспортом (время в пути от Москвы около 3-х часов) или наемным автотранспортом от какого-либо из населенных пунктов: Калуга, Таруса, Серпухов непосредственно до точки начала сплава. Или на перекладных общественным авто (например, автобус Калуга-Таруса) или ж/д транспортом (в Ферзиково есть ж/д станция), далее – автобус Ферзиково-Кольцово???.

Выброска
От населенного пункта Бронцы, далее – до Ферзиково и т.д. Машину можно оставить в Бронцах около здания предположительно карьероуправления (2 этажа из белого кирпича) на высоком берегу Оки.

Описание сплавного участка
Река характеризуется достаточно большим для Подмосковья падением (ок. 8,6 м на километр, см. [1]). Сплавной участок составляет 8-10 километров (с учетом извилистости русла реки) Проходима только в паводок (оптимально на пике), желательно на судах с жестким, крепким корпусом, в низкую воду - шкуродер. Вероятно, пик поймать довольно сложно (по крайней мере, в выходные) вода может подниматься и спадать довольно быстро в течение нескольких дней. Сплавной участок - каменистые перекаты из обломков известняка, отягощенные завалами. Долина реки ущелье - лесистый овраг (дуб, осина, береза, ель), в пойме – кустарник. Падение, сложность и расход увеличиваются к середине сплавного участка, в районе впадения «левой составляющей».
Нижние несколько сот метров реки могут подтапливаться разливающейся Окой.
Начинать сплав можно по «правой составляющей» от моста около зверофермы (местное название «Зверики») около 5 км от Ферзиково по дороге Ферзиково-Кольцово.
Заканчивать – после выхода в Оку в ~1км ниже по течению. Подниматься наверх на высокий левый берег в обход террикона (от воды метров 300 в гору) по дороге хорошо наезженной тракторами.

Рекомендации
Представляет спортивный интерес на пике паводка. Хороша в связках с другими речками региона, в качестве основной программы, но не для раскатки Подходит и для катания (хорошие подъезды к началу или концу участка), если ее расчистить.
Трудоемка заброска общественным транспортом из Москвы. Очень бы не помешал зимний поход на речку с бензопилой, чтобы немножко окультурить трассу. Это способствовало бы повышению спортивности реки и сведению к минимуму «работы по дереву» во время сплава.

Прохождения
В 2003 г. на пике паводка прохождение совершили спортсмены из Алексина на катамаране-2.
Попытка прохождения на «ласточках» энтузиастами из Москвы окончилась неудачно по причине шкуродера.
Мы в воскресенье прошли речку в составе группы школы каякеров Агентства Венгрова (http://club.vengrov.ru/)

Ссылки
1. http://slazav.mccme.ru/ - Страница Владислава Завьялова. Подробная информация о сплавных возможностях региона. Отчеты о походах.

Впечатления
«Речка действительно хороша. Но на каркасниках и надувнухах лучше не лезть. Шкуродер приличный и это все на струе + на полиэтилене можно бревна с разгона перепрыгивать. Видели группу на ласточках, которая снималась с маршрута, прошли только полречки. Забрасывались на автобусе и машинах до Ферзиково (Недалеко от Алексина). Да еще от этого населенного пункта надо проехать 5 км до зверхоза. Выбрасывались уже с Оки, проплыли по Оке около 1 км и поднялись по косогору на дорогу. Там какой-то дом стоит (2 этажа из белого кирпича), дорога тупиковая, идет от Ферзиково. И еще, речка не для полных чайников, есть прижимы без отбоя, струя сильная, если засосет, мало не покажется.»
«Речка - поменьше Выпрейки от плотины в Ненашево, с бОльшим падением и меньшим количеством непроходимых завалов. Проходима только на пике паводка, желательно на п/э судах. Хорошая тренировка на точность маневра, отягощенная "работой по дереву". Русло по большей части каменистое - острые обломки известняка. Долина похожа на Крушму, но поуже. Выплываешь в Оку, слева - карьер с большим терриконом - разработка известняка. Нам потребовалось на прохождение около 3-х часов (группа из 14 человек на п/э каяках). Снега в лесу было уже очень мало и с водой уже было плоховато - разом сошла в середине недели. Забрасывались от Алексина на своем автотранспорте, дорога межобластная и оставляет желать много лучшего. Мы так поступили потому, что ночевали в Алексине у друзей после прохождения верхнего отрезка Вашаны.»

Это направление сплава можно называть «Русский крикинг», в своем крайнем проявлении – «карячинг» или «выпреинг».




Лирические впечатления от Ани Мараховской

Вашана-Комола, 27-28 марта 2004

Все начиналось как обычно с погрузки лодок на Сходне. Хмурое утро не предвещало особых радостей, но народ бодрился и старался улыбаться. Собрались быстро, и подхватив по дороге опаздывающего Макса выехали по направлению к Туле.
Без особых приключений доехали до моста через нашу Вашану на трассе Е95. Это точка финиша, вылезли смотреть речку и место где оставить автобус. Чуть ниже моста наблюдалась какая-то невнятная бурбуленция, вызвавшая у оголодавшего за зиму народа обильное слюновыделение и получившая гордое название Косой Вал :).
С трудом оторвавшись от радостного созерцания этого самого Вала отправились на старт в Ясногорск. Дорога так себе, но ехать можно. В Ясногорске выгрузились, переоделись и сели ждать, пока Сергуня с Коляном отгонят автобус на финиш и вернутся. Мимо все время ходит какая-то сердобольная старушка, рассматривает лодки, качает головой, жалеет ребят, вздыхает. Наконец замечает меня и хватается за голову: «Батюшки мои, и девка с ними!» Пытаюсь сделать серьезное лицо и объясняю, что без девки такой толпе мужиков никак нельзя – должен же кто-то приглядывать :) Бабушка понимающе качает головой и затем изрекает: «Ну ничего, ты, милая ежели чего поднимай ручки и кричи громко КАРАУЛ!» Все, я в ауте :))
Отплываем, через 20 метров первые участники развешиваются на деревьях, уплывает чье-то весло, впрочем тут же ловится.. началось :) Делимся на 2 группы чтобы не создавать толкучку. Первая вскоре скрывается из виду, так что ничего не могу поведать об их приключениях, мы же неспешно двигаемся друг за другом держа дистанцию и глазея по сторонам. Судя по следам на берегу вода уже успела упасть на метр с лишним. Завалов практически нет, мы даже начинаем думать что бобры на этой речке не живут. Однако через какое-то время натыкаемся на основательно погрызенное дерево шириной в 2 обхвата. «Слабо, не догрызли» - радуется Сергуня, но через сотню метров встречаем такое же поваленное. Все-таки не слабо. Еще ниже иллюстрация на тему «не съем так понадкусываю» - целая аллея слегка погрызенных деревьев, почему-то потерявших привлекательность в глазах бобров..
Один действительно глухой завал все-таки встретился. Провалившийся и заваленный бревнами мостик через реку. Вылезли на мостик, перекусили, затем устроили прыжки в речку с этого самого моста (высота метра 2). Чьи-то заботливые руки помогают мне оттолкнуться, падаю в воду, поднимаю весло над головой и под дружный хохот ору «КАРАУЛ!» Однако больше всех порадовал Леха Чирков, прыгавший последним. Он умудрился воткнуться во что-то носом, перевернулся, сделал пару судорожных попыток встать винтом, после чего выбросил нафиг весло и встал руками. Супер :)
Короче говоря, вся речка оказалась просто отличной. Злобных бревен или кустов на сильной струе не было совсем, зато был 1 приятный порожек, пара катальных вальчиков и много несложного, но приятного слалома между деревьями.
Ночевали в Алексине у Семеныча. Куда делся ящик пива? Что вы будете пить, клюкву, перцовку или просто водочки? Ой, даже не знаю.. все такое вкусное! Кажется, пели песни или это мне уже снилось? Утром все болит.. Нет, не голова :) Болят ручки и ребрышки, все-таки 25 км накануне с непривычки сказываются :)
Наутро выдвигаемся штурмовать Комолу. Река обещает вставить – уклон по карте 8.6 м/км, Семеныч уверяет, что в прошлом году эту реку прошли на кате-2, при чем этот самый кат по рассказам регулярно ставило на свечку :) Сам же он зимой ходил смотреть и лично видел сливы каждые 70 метров :) На вопрос «а есть ли там завалы» он философски жмет плечами «а как же». Но сперва надо еще доехать до места. Сергуня долго совещается с местным таксистом, в результате чего рождается секретный чертеж предстоящего пути. Лично мне идея ехать на Комолу не очень нравится, но поглядывая на схему я прикидываю, что шансов доехать у нас немного и поэтому молчу. Однако схема на удивление совпадает с действительностью. Правда через некоторое время выезжаем в поля, где уже невозможно определить главную дорогу, опираемся на интуицию :) Разок свернули не туда, доехали до таблички «взрывные работы. Проезд с 12-14». Теперь понятно, почему нет отчетов по Комоле :) Наконец выезжаем на трассу Калуга-Таруса. Тут уже практически нормальный асфальт, но наших водителей похоже заело на 2 передаче :) В Ферзиково спрашиваем местного представителя правоохранительных органов как лучше проехать к реке, он нам подробно объясняет и вот мы уже на месте. Эх, воды вполне достаточно, придется плыть. Сергуня предупреждает, что тепло одеваться не надо – скорее всего большую часть пути придется нестись так что не замерзнешь. Традиционный расслабон пока водители перегоняют автобус на финиш, и вот мы выдвигаемся. Сперва речка напоминает мутную извилистую канавку, обносов не очень много, но скрестись приходится основательно. Настроение участников отлично иллюстрирует следующий диалог:
- А представьте, снять это для русского экстрима!
- Да нет, не пойдет..
- Да почему не пойдет? Тебе что, экстрима мало? (протискиваясь под бревном)
- Да нет, эстрима хватает.. Но нужна идея. К примеру, мы ищем сокровища инков или везем лекарства больным детям.
- А, ну тогда мы спасаем животных. От паводка. О! Точно! Мы Мазаи! (упираясь в очередной завал)
- Хм.. садо-мазаи.

(с) Дима Стронгин


Затем воды становится побольше и сама река разливается. Появляются перекаты и даже крупные камни в русле. Падение действительно становится заметным на глаз и «злых бревен» прибавляется. Но у нас на удивление «неспортивный» состав – все держат дистанцию, вовремя чалятся и совершенно никто не стремится зажечь :( Кое-где река раздваивается, тут важно не ошибиться в выборе протоки. Попадаются очень неприятные прижимы под нависающий берег, но кажется проблем никому не доставляют. Где-то в середине пути встречаем группу на ласточках. Среди них наш прошлогодний знакомый. Они снимаются с реки – ласточкам тут явно делать нечего. Предупреждают нас, что чуть ниже «сложный порог на грани прохождения». Порогом оказывается s-образный поворот с быстринкой и завалами с противоположных концов.. Дальше подобных препятствий хоть отбавляй, но опять же ничего особенного. Конечно, без килей тоже не обходится. Некоторые товарищи делают это от собственной крутости, пытаясь пролезть под совсем неподходящими бревнами или лихо проскочить в каком-нибудь нестандартном месте. Некоторые (типа меня) слишком расслабляются и тупо застревают на бревне при попытке перепрыгнуть оное. Но все это мелочи, которые даже не тормозят общий темп.
Наконец, течение замедляется а затем и вовсе исчезает. Мы попадаем в настоящее озеро посреди леса, образовавшееся из-за подпора Оки. Какое-то время двигаемся в лабиринте среди деревьев и вливаемся в Оку. Ждем, пока соберется вся группа, проезжаем пару км вниз. Собственно все. Дальше очень спортивный занос лодок на косогор до автобуса, сборы, отъезд…
Все заканчивалось как обычно разгрузкой лодок на Сходне. Разом навалились усталость и тоска, ведь впереди целая неделя утомительной работы, в то время как совсем рядом расцветает мать-и-мачеха, набухает верба, выпускает сережки ольха, а в лучах уже по-настоящему теплого солнышка сверкает и переливается ВОДА! Целые реки :)

Все о бобрах