Агентство Венгрова

Главная  ::  Отчеты  ::  Полометь-Гремячая.

Впечатления начинающего каякера.

Река за поворотом изогнет тугую спину,
И наша лодка вздрогнет в ожидании беды,
И белый свет сойдется на лежачем камне клином,
И серый камень прошипит змеей из-под воды…
(Г.Л. Васильев, А.И. Иващенко)

Началось все еще в пятницу утром… Собрав рюкзак и положив в него не до конца просохший после тренировки в четверг неопрен, я вышел на улицу в ожидании и предвкушении чего-то нового, неизведанного, возможно даже чуда. Чуда не было. Был дождь. Причем он не просто был, а шел и шел достаточно споро. Рюкзак начал намокать вместе со мной. Начало было положено. К счастью и радости всех участников, к вечеру погодка наладилась, и даже временами выглядывало солнце. А когда сердобольный Макс дал мне банку с пивом… Я понял, что в этой жизни еще случаются чудеса.

Привязка лодок и вот наши железные кони направляют свои стопы… хотя стоп. Что это за шурупы в колесах? Долой!!! Замена колеса, отнимание у ни в чем не повинного Андрея запаски, и наконец-то мы в пути. Дорога тянулась серой лентой и казалось конца ей не будет. Народ сначала пил пиво, потом попробовал перейти на водку, но быстро сдался. Потому сидели и глазели в окна. Периодически припускал дождь, видимо соскучился по мне еще с утра. Народ пытался спать, но толком это ни у кого не получалось. Сергуня мужественно вел машину и через дождь и через жуткий туман, я такого давно не видел. Некоторое время ехали по габаритным огням идущей впереди фуры. Как ориентировалась она, хоть убейте, не знаю. Даже жуткие дороги на стыке тверской и новгородской областей не смущали нашего предводителя. Однако прошло время, и расстояние растаяло вслед за ним. И вот мы приехали на место. Но… Что это? Вместо дороги ведущей на знакомую поляну – моток колючей проволоки размером с небольшую легковушку, а за ним яма, в которую поместится упомянутая легковушка. Тащить все на руках не хотелось, и Сергуня нашел по карте другую дивную полянку, куда мы и переехали. И о чудо – проезд на полянку замечательный, а обе предполагаемые к покорению реки сливаются в нескольких десятках метров от нашей стоянки. Видимо – судьба. Однако на дворе ночь, а измученные дорогой люди очень хотят спать, поэтому будем считать этот день законченным. Быстро разобрали палатки, чуть перекусили и спать.
          Утро было ознаменовано веселым ревом бензопилы – шла заготовка дров.

Проснуться удалось на удивление легко, видимо очередное чудо. Завтрак, умывание и команда к загидриванию… И тут-то я и вспомнил про непросушенный неопрен… На улице противно, только кончился дождь и холодный ветер, а тут на себя любимого натягивать эту мокрятину… Эх. А что делать? Пришлось.
          И вот в районе 10 часов мы выезжаем в сторону начала нашего сплава. Сегодня у нас по плану Полометь. Или это мы у нее по плану? В общем, не важно. Важно, что рандеву должно состояться вот-вот. Я «немного» волнуюсь. Все-таки опыта с гулькин нос, а речка не из простых. И только мы приехали на мост, от которого должен начинаться наш маршрут, как нас начали пугать.

Оказывается, Полометь протекает по территории какой-то «супер-секретной» военной части и ейное начальство ведет оппозиционную борьбу с туристами. Так вот у моста нас встречают ребята и говорят, что военные начали зверствовать и, вроде как, на входе на их территорию нас будут ждать с пулеметами. Но мы не сдаемся, я уже чувствую запах воды, адреналин уже в крови, и чихать мне хотелось и на военных и на их угрозы.
          А народ тем временем развлекался покатушками на каяках со снежной горки. Весьма, кстати, увлекательное и веселящее душу занятие.

Но неприятности продолжались, только-только первые лодки встали на воду по реки поплыли огромные льдины. И стало ясно, что еще чуть-чуть и придется ждать пока закончится ледоход. Но мы не из пугливых, тем более с нами Сергуня. Все дружно прыгают в лодки, и началось великое бегство от льда...

Где-то через полкилометра мы таки оторвались от первых льдин и предались разврату на очень привлекательных шиверах и валах. Однако получить полное удовольствие от реки мешали постоянно замерзающие до бесчувственного состояния пальцы рук. Причем не помогали даже неопреновые перчатки.
         И вот с ужасом я вижу впереди мост, за которым начинается территория, на которой живут те, кто против нас. Однако Сергуня впереди энергично машет, чтобы мы не останавливались и гребли быстрее. Что ж, он большой, ему видней. Мы без приключений проплываем по территории воинской части. В скорости и речка успокаивается и постепенно превращается в обычную равнинную реку, только иногда попадаются камушки, за которыми так забавно постоять в улове.
         И вот мы уже у нашей стоянки. И приключения тоже уже тут. Оказывается, разговоры про военных не были просто слухами. И как только мы уехали сплавляться, набежали злые военные и давай всех с поляны выгонять. Правда выгнали они только наши многострадальные машины, людей все же побоялись сгонять с насиженных мест, они ведь и обидеться могут. Но злой контрразведчик сказал, грозя пальцем, чтобы никто ниже моста перед частью не плавал. А то он расстроится, а когда он расстроен, с ним лучше дело не иметь. В итоге кончилось тем, что машины поставили на асфальт, дорогу перекопали жутким зеленым экскаватором, но людей оставили в покое.

И мы пошли обедать. Почему-то на природе проблем с аппетитом ни у кого не возникло. А пиво исчезало, пожалуй, даже быстрее, чем мед у Винни-Пуха.

Отобедав и порелаксировав немного после этого, решили пойти посмотреть, а заодно может и почистить низовья Гремячей, посему взяли с собой бензопилу. Сергуня с бензопилой мне лично почему-то напоминал не туриста водника, а жуткого маньяка, или даже мужика из DOOMа.

И мы пошли бояться. Все-таки всем вместе бояться приятнее, чем по одному. И чем выше по реке мы поднимались, тем выше у меня подкатывался комок к горлу и тем ниже уползало мое сердце куда-то в район неопреновых тапочек.

Надо заметить, что выпив вечером после прогулки немного горячительных напитков возле теплого костра и хороших людей как-то стало совсем не так страшно и даже вот совсем ни капельки! А вечер был чудесный. Вкусная еда (на природе почему-то все вкусное, даже обыденный недоваренный рис), хорошая кампания, чудесные песни… Настроение было просто великолепным. Это было просто чудо (уже не помню какое по счету…).

Утром все встало на свои места. Вчерашнее ухарство куда-то испарилось, наверное его смыл прошедший ночью дождь, и стало опять страшновато. Но сказать вслух, да что там вслух, даже про себя – я не пойду – было просто невозможно. Тем более, что идти хотелось до чертиков, до тех же самых, до которых было страшно.
         Но за обычными процедурами завтрака и умывания точка старта, как-то незаметно подкралась и было уже поздно что-то менять в этой жизни. А Сергуня с видом доброго папочки (как будто мне было мало увиденного вчера) предложил еще и верхний участок пройти. Я подумал, что если там так же как внизу, то мне каюк. По счастью, верховья никакого интереса не представляли даже для меня, и мы всей кампанией вернулись на точку старта. Отвязали лодки, и понеслась…
         Казалось, что река играет с тобой в какую-то не совсем понятную игру. Сначала тебе кажется что это сложно, прилагаешь все усилия, потом понимаешь, что это только цветочки, а когда казалось бы уже все – предел, река делает следующий шаг и планка предела поднимается еще выше. И так шаг за шагом, пока ты не втянулся и не понял правила. Камни, камни, еще камни, снова камни, как неужели опять камни? Нет, тут еще и деревья, много деревьев, причем в самых неудобных местах и в самых неудобных позах. Как это я до сих пор плыву на ровном киле? Вчера с берега казалось, что хватит и 10 секунд, чтобы меня положило. То ли у страха глаза велики, толи Сергуня что-то все-таки вложил.
         Удивительно, как быстро пролетело время, нет это не время, это река летит с какой-то чумовой скоростью, прошло не более получаса, а мы уже дошли до плотины, до которой поднимались вчера по берегу. На удивление прыжок с плотину дался мне достаточно просто. Я думал будет хуже. Увлекательно наблюдать за плавающими внизу людьми. Над урезом воды видно только макушки касок и кажется, как будто кто-то набросал в реку разноцветных мячиков…
         И вот тут-то, видимо гордый собой за такое замечательное прохождение плотины я и прокололся. Внизу образовалось нечто, чего я не видел, но я видел Колю, который ставил руки крестом и строил жуткие рожи. Я понял, что надо чалиться. Это было не просто. Сначала я прижался к берегу, где мне показалась узенькая полоска противотока, но меня вымыло буквально за 5 секунд и потащило кормой вперед вдоль берега. Глаз на затылке у меня нет, поэтому я начал испытывать некий дискомфорт, но все-таки ухитрился увидеть дерево, удачно растущее в удобном месте, и схватился за него что есть сил. Обернуться назад не было сил, но на берегу были люди, и мне сказали, что это то самое бревно, которое мы вчера перепиливали. Я стою жду пока освободиться проход, как вижу что сверху идет еще каяк и я решил по джентельменски уступить ему место. Немного подавшись назад по струе, я начал заводить нос каяка с другой стороны дерева, ближе к берегу, чтобы можно было за дерево держаться вдвоем. Однако то ли лыжи не едут, то ли я… Короче сей маневр закончился весьма плачевно. Сначала прикусило корму и весь борт, потом при попытке выставить крен начало притапливать весь каяк, что называется в сборе, т.е. со мной. В итоге после пары минут мучений и полосканий в ледяной воде я начал одолевать и сумел провести каяк вдоль берега выше дерева и стал выводить его на струю. Вы никогда не попадали под каток? И не надо. Удовольствие ниже среднего. Когда струя стала бить в бок каяка, то меня так прижало к дереву, что не было даже возможности крикнуть «помогите-спасите». Ребра трещали, но все-таки мне хватило сил поставить каяк на струю. И вот держа в одной руке весло, в другой многострадальное дерево (хотя я, вроде как, многострадальней), я вижу, как меня приглашают пройти это самое дерево с «прорывом». Пока отпускаю дерево, пока беру весло в две руки, пока… Короче вижу, что в дыру я не попадаю ну просто никак. Тогда уже поняв чем все это закончится, я предпринимаю безумную попытку перепрыгнуть это гадское бревно. Но. Сами понимается, чуть бы разгон побольше, чуть бы бревно пониже, чуть бы… Сползаю я назад в объятья стихии и закушенная корма топит весь каяк и меня до кучи. Вешу, прижатый к бревну и думаю о вечном. Сделать своими силами ничего не получается. Каяк, как гвоздями прибили. Но слава богу, нас было много. Понабежали в разноцветных спасиках и давай меня спасать. Спасали, спасали, пока не спасли. Вытащили меня болезного в улов, кинули, весло в руки воткнули и сказали, что так и росло. И поплыл я дальше аки белый лебедь по Патриаршим прудам. И ведь доплыл!
         Были сборы не долги… Обед, сборка рюкзаков, привязывание лодок. И опять «радость» новгородских дорог. И лишь чудесным образом раскисшая обочина, с которой нас вытащила сердобольная газель, да милиционер, докопавшийся на въезде в Москву, скрасили обратный путь.

Разгрузка лодок и вот все кончилось…
Осталась гордость за себя, что все-таки я это сделал, а также ужасное недовольство самим же собой, что я еще так мало умею.
Но ничего! Я еще научусь!

Приложение:
Постановление администрации Валдайского р-на, на основании которого запрещен сплав по р. Полометь, стоянка на поляне в Варницах и тп.