Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Турция 2004

Турецкие каникулы или зимнее счастье каякера


Начало

Шасси мягко касаются посадочной полосы Антальи, аплодисменты и истерический голос девушки справа, кричащей в трубку: «Мама, это кошмар! Тут холод и дождь, куда я прилетела!» И хотя в отличие от этой девушки я отлично представляла, что должно ожидать нас в Турции, захотелось кричать то же самое – за стеклом иллюминатора виднелся кусочек серого питерского неба и стена дождя. «Температура в городе Анталья 12 градусов, спасибо что воспользовались услугами нашей компании…»

 

Подготовка

Идея поездки возникла как-то сама собой – на работе подарили неожиданные «каникулы» аж до 12 января и грех было их не использовать. Сперва мы рассматривали Бали, Доминикану, Марокко и т.д., но ехать туда на неделю было либо слишком дорого, либо слишком глупо. В конце концов, взглянув правде в глаза, я поняла, что есть только 2 варианта – отдых в Египте или… или выяснить, нельзя ли поплавать на южном побережье Турции. Через неделю изучения всех доступных ресурсов, переписки с рафтинговыми конторами и авторами редких отчетов по интересующим нас речкам картина начала вырисовываться. Спустя еще неделю мы купили билеты и начали активно искать попутчиков. Мы в красках описывали всем и каждому, какая предстоит замечательная поездка, чем дальше тем больше приукрашая достоинства речек, теплую погоду и местную экзотику, отлично зная, что на самом деле температура может быть не выше 3 градусов, дождь идти 10 дней подряд, а речки… о речках мы не знали вообще ничего кроме жалких циферок категорий, неизвестно кем оцененных. На всякий случай мы даже разузнали о турецких горнолыжных курортах, чтобы быть готовыми к провалу J Неудивительно, что большинство народа не клюнуло на наше сомнительное предприятие, отмазавшись кто отсутствием паспорта, кто неотложными делами, но все-таки еще троих ненормальных удалось убедить. Ими стали Саня Селиверстов, Маша Эрастова и Леня Иocилевич. Мы заказали через интернет 2 машины, и на этом подготовка закончилась. Впереди был Новый год и открытие сезона, если не водного, то, по крайней мере, сезона приключений.

 

Самый длинный день.

Лодки мы решили везти с собой, в случай проблем был запасной вариант оставить лодки провожающим, а в Турции взять на прокат. На удивление проблем не возникло. Регистрирующая багаж тетенька грустно посмотрела на кучу лодок и робко спросила: «Они ведь одинаковые все?» «Конечно, конечно!» - закричали мы и потащили взвешивать самую легкую лодку. Перевес обошелся в 700 руб. с человека.

Рейс задержали примерно на час, который мы провели в жуткой борьбе с голодом. Но наши победили – самолет наконец взлетел, и стюардессы разнесли ужин. Анталья встретила нас дождем. 20$ с носа и в паспортах наклеена заветная марочка, вот уже и багаж крутится на ленте транспортера и наши мокрые лодочки выносят хмурые турки – ничего не потерялось. Заминка возникла с прокатом машин. Мы заказывали 2 машины Fiat Palio Weekend – симпатичные универсальчики с рэйлингами на крыше, к которым планировалось привязать специально для этого взятые палки и получить таким образом багажник для лодок. Облом подкрался незаметно – на всех машинах рэйлинги оказались скручены. После пары часов препирательств турки всучили нам минибасик Hyundai с багажником вместо одного фиата (обошлось на 100 евро дороже).

В планах у нас была прогулка на пару дней по побережью от Антальи до Даламана, затем 2-3 дня  сплава по Даламану и дальше – по обстоятельствам. Но за неделю до нашего отъезда на побережье Антальи приключилось наводнение – выпала месячная норма осадков за 2 дня и, по словам местных жителей, дорогу вдоль моря размыло. Так что пришлось нам ехать в Даламан через горы. К моменту, когда мы наконец разобрались с машинами и привязали лодки, дождь кончился, воздух казался теплым и ласковым, в темноте виднелись силуэты разлапистых пальм и настроение у всех поднялось. Дорога потихоньку забиралась в горы и хотя в темноте почти ничего не было видно, ощущение, что мы попали в сказку, не пропадало. Сказка кончилась как-то резко и неожиданно, как только мы осознали, что вокруг лежит снег – наступил редкостный дубак, усиленный чувством голода. Ни отелей ни ресторанов вокруг не наблюдалось, только темнота, снег и горы. Наконец в поле зрения попала какая-то убогая придорожная едальня, где нам удалось перекусить. Меня потрясли 2 вещи – чай в рюмках и счет (порядка 40$ на пятерых – никак не ожидали такой дороговизны в глуши). Ободренные ужином мы смогли докатиться аж до Фетхие, где завалились спать в первом попавшемся отельчике (к слову, это было лучшее место за всю поездку по соотношению цена/качество – горячая вода, кондиционер и 60$ на всех)

 

Воскресенье

В 6 утра протяжно поет муэдзин. К 11 мы наконец собираемся и выезжаем из отеля. На улице идет дождь, то начиная барабанить со страшной силой, то почти стихая, но не прекращаясь ни на минуту. Завтрак (чай в рюмках удивления уже не вызывает) и мы отправляемся искать деревню Аккопрю на Даламане. По дороге наслаждаемся видом спелых апельсинов и лимонов, в избытке растущих повсюду. Наконец переезжаем нашу речку – Даламан огромным коричневым потоком несется навстречу морю, и у нас возникают первые сомнения по поводу того, что это речка «чуть менеше Мзымты», как охарактеризовал нам ее Калуга. Поворот на Беябаси, дальше карта отказывается совпадать с действительностью, и мы уходим в свободный поиск. Под проливным дождем мы исследуем одну за другой неведомо куда ведущие проселочные дороги, то забираясь на самый верх, так что закладывает уши, то снова спускаясь в долину. Часа через 3 плутания достаем компас и начинаем ездить по нему, но Аккопрю найти по-прежнему не можем. Часов в 5 вечера дождь заканчивается, темнеет… В Аккопрю мы каким-то чудом добираемся уже в темноте, съехав с огромной горы, под которой и стоит поселок. По дороге проезжали довольно много притоков, которые в условиях дождя стали сплавными, но на вид уж очень уборочными. Нравятся они только Селиверстову..

В Аккопрю нам неожиданно улыбается удача – мы сразу находим Али – одного из гидов Альтернатив-рафтинга, которого нам рекомендовал Калуга. Он кормит нас, селит в домике гидов на базе и обещает завтра отвезти на старт нижнего участка Даламана. На мосту через речку висит водомерная рейка. Вечером уровень воды 4.6 м. Али обещает что к утру вода упадет до 3 м – нормальный для сплава уровень. Мы принимаем на ночь по 20 капель купленного в Фетхие виски и засыпаем.

 

Понедельник, день тяжелый.

Даламан имеет 2 стандартных сплавных участка – Rafting section и Upper section, как называет их Али. Rafting section содержит около 20 порогов, один из которых, ‘Long Rapid’, довольно сложный. Участок начинается от моста в 12 км выше Аккопрю и заканчивается в деревне. Вот примерно все, что мы знали о нашей речке, теплым ранним  утром садясь в басик и отправляясь к точке старта. Вода в реке и правда упала, 3.10 м, но выглядела все равно устрашающе – мутный, цвета кофе с молоком поток, расходом в 4 Мзымты, прущий с бешеной скоростью, уловов мало… До стартового моста не доезжаем – один из ручьев, пересекающих дорогу, разлился слишком сильно, есть опасность засадить автобус. Одеваем сплавное, лодочки на плечо – и вперед. Плавный серпантин дороги не для нас – ломимся напрямик вниз. К речке выбираемся километра на 2 выше начала участка, садимся в лодочки и отчаливаем. Сперва все хорошо, никаких сложных препятствий нет, уловов мало, но они присутствуют и хотя после бассейна почти все чувствуют некоторую неуверенность, едем вперед бодро и без приключений. Речка сильно петляет, на каждом повороте прижим, стенки из мягкой, крошащейся породы и в них много карманов, так что лучше держаться подальше. Потихоньку расслабляемся и начинаем думать, что 20 порогов благополучно залило, оставив нам только большие валы. Неожиданно впереди появляется довольно мощный слив, в который мы дружно прыгаем. Я завариваюсь в бочке под сливом, мне на голову прилетает Машка, и мы начинаем вариться вместе. Остальные стоят чуть ниже в улове и заинтересованно наблюдают. Через какое-то время мне удается выйти, и я чалюсь к Сане Селиверстову в под правый берег ниже. Туда же заходит и Леня. Спустя пару минут мимо нас проплывает прощально покачивая надутой гермой Машкина полуутонувшая Зула (сама Машка, как потом выяснилось, была незамедлительно спасена Сергуней и доставлена на берег). Саня срывается ловить лодку и уходит в порог. Затем под другим берегом уносится вперед Сергуня, оставляя нас одних. Делать нечего, мы с Леней решаем кто пойдет первым (естественно он) и ныряем в здоровую бочку. Последнее что я вижу перед тем как навернуться самой – красное днище Лениной лодки. Дальше меня месит добрых 10 секунд, наконец я встаю и обнаруживаю себя на вершине неслабого вала. Вокруг нет абсолютно никого, да и все равно из-за валов мало что видно. Наконец валы потихоньку уменьшаются, и за поворотом я вижу Сергуню с Селиверстовым. Чалюсь к ним, дышу. Лени нет. Мы ждем минут 5, потом перечаливаемся на другой берег, где можно вылезти на скалы. Сергуня с Саней уползают искать Леню и Машкину лодку (в конце порога ее уже не видели), а я сижу на скале и подвожу итоги. Итак, минус лодка – раз. Как Машка будет выбираться из каньона с отвесными стенками и добираться до деревни без дороги – непонятно – это два. И наконец – что случилось с Леней? Перевозбужденное сознание рисует самые страшные картины, ситуация кажется мне очень драматической. Наконец Сергуня возвращается и сообщает, что с Леней все в порядке. Он застрял в камнях, но смог сам выбраться и отлить лодку. Через некоторое время мы собираемся вместе и отправляемся дальше. Ниже каких-либо стоящих внимания препятствий на этом участке не оказалось, валы, прижимы и легко объезжающиеся бочки. Но для первого дня нам и так хватило за глаза. Когда впереди показался старинный греческий мост, служащий ориентиром поселка, я готова была прыгать от радости. Дальнейшие события напоминали мексиканский телесериал: Селиверстов ушел в горы искать Машку, которая тем временем смогла добраться до деревни, поймав на дороге турка с мопедом (при этом ей пришлось пожертвовать спасенным из пучины Даламана веслом). Узнав, что Саня ее ищет в горах, Машка ушла искать Саню, и так они продолжали искать друг друга до темноты.

Пока продолжалась вся эта романтическая эпопея с поисками, мы втроем цинично поужинали у Али дома. Не могу удержаться от описания всех яств, которые нам довелось там попробовать. Стандартный набор включал в себя помидоры, домашний сыр, йогурт, оливки, мед, тосты и чай в неограниченном количестве. В качестве гарнира подавали рис с турецким горохом, жареную картошку, кус-кус и макароны с домашним сыром, салат из овощей, голубцы с рисом, тушеную фасоль. Из мясных блюд была курица, тушеная с картофелем и перцем, а также восхитительные котлетки с соусом из помидоров и горьким перцем. На сладкое – нежнейшая халва. Турки очень много едят белого хлеба. К нему подается блюдо с простоквашей (йогурт), в которое полагается обмакивать кусочек, прежде чем отправить в рот. Вместе с едой обязательно подается простая холодная вода, которой запивается пища. Конечно, еда у Али не шла ни в какое сравнение с тем, что можно попробовать в обычных турецких забегаловках, но даже там все было очень вкусно. С нежностью вспоминается мне шаурма, жареная на углях рыбка и кебаб…

 

Самый спортивный день.

Утром опять светило солнце. Вода упала до 2.90 м., а мы собирались на верхний участок Даламана.

Информация об этом участке была следующая: Upper section начинается в 8 км выше старта рафтингового участка и содержит 2 серьезных препятствия в середине (по словам Али – участок 3 км) – пороги ‘Stonehenge’ и ‘Gonad Falls’. Последний описывался как 2-х метровый слив в «largest stopper on the section». Сергуня  клятвенно заверил нас с Леней, что мы будем все смотреть и если что – обнесем. А Селиверстов – что постарается спасти наши тушки.

Начало опять было несложным, и мы проехали километра 3 сходу. Затем в русле появились огромные бульники, и начались препятствия посерьезней. Мы честно все посмотрели и аккуратно проехали, надеясь что это и был пресловутый Стоунхендж. Но не тут-то было. Стоунхендж был за поворотом. Описать это порог я пожалуй не смогу, скажу только, что название очень соответствует. Огромные каменные глыбы, здоровенные бочары, в конце 1,5-метровый слив с заварным котлом… Мы взяли лодочки на плечи и полезли по сыпухе обносить, а Саня благополучно проехал под левым берегом, перепрыгнув котел даже не моргнув глазом. Следующие 100 метров мы съехали слева по канализации, а Саня - по основному руслу, и выглядело это не менее жутко. Еще небольшой кусочек удалось отвоевать у речки чуть ниже, мы проехали его снова под левым берегом. Я старалась поменьше смотреть направо, где клокотали огромные бочары, но все равно было очень страшно… А потом к нам подошел возбужденный Саня и сказал, что дальше «водопад» и он нам рекомендует не глядя брать лодки и нести ниже. Как выяснилось, водопад он прыгнул не очень удачно и заварился в «lagerst stopper’е», однако все обошлось. Обнос отнял кучу сил, а когда мы оказались ниже водопада у меня окончательно опустились руки – дело в том, что дальше стенки каньона сужались и становились совсем отвесными. Больше обносить было нельзя, стало ясно, что придется плыть все по любому, а речка не собирается униматься. До конца по-настоящему сложного участка оставалось километра 1,5.  Для меня они стали сплошной борьбой за жизнь. Очень мощная вода не прощала даже тени неуверенности, чаще всего реализовать задуманную линию движения не получалось и спасал только винт J

Наконец показался выход из ущелья, бочки сменились огромными валами, которые потихоньку тоже сошли на нет, и мы оказались там, откуда стартовали вчера. Можно было расслабиться – до финиша оставалось 2 км почти гладкой (особенно после ущелья) воды. Не могу найти слов, чтобы описать радость, которая переполнила меня при виде нашего басика, стоящего у финишного моста. Али с Машей уже заметно нервничали, слишком долго нас не было (3,5 часа). Мы погрузились в автобус, а Саня поплыл вниз, надеясь отыскать Машкину лодку. Примерно через час у Али зазвонил телефон, поговорив, он обернулся к нам и со смехом перевел, что ему позвонили из деревни, куда уже успел доплыть Саня Селиверстов. Местные жители очень испугались, что он приплыл один, Саня жестами пытался объяснить, что мы едем с Али на автобусе, однако жесты были истолкованы как-то не так, в результате местные решили что «3 каякера ёк» J

После ужина, уже в темноте мы отправляемся обратно в Фетхие, в знакомый отельчик. Али говорит, что дождей не будет еще неделю, обещает поискать лодку когда вода совсем упадет и тепло прощается с нами.

 

Рождество.

Дальнейшие планы у нас весьма смутные. Сперва мы собирались проплыть небольшой участок на Эшене, но Али отговорил нас, сказав что речка эта «for family rafting» и не стоит внимания. По его словам, самой интересной рекой после Даламана является Алара, но мы сомневаемся, стоит ли туда соваться.. В любом случае, сегодня наш путь лежит в сторону Антальи.

На этот раз мы собираемся все-таки воспользоваться нижней дорогой, хотя она и длинее на 100 км. Долго забираемся в горы, поросшие пушистыми соснами и наконец внизу открывается море с островами. Перламутровая гладь воды, белый прибой, синее небо – сказочные виды с открыток. За спиной поднимаются снежные вершины гор и на их фоне – праздничные апельсиновые деревья, усыпанные плодами.  Когда дорога спускается почти к самому морю, останавливаемся и бежим трогать воду, она на удивление теплая, вполне можно купаться. Особое очарование придает отсутствие людей. Целый день мы едем вдоль побережья, кажется под конец глаза уже устают и отказываются воспринимать окружающую красоту.

Недалеко от Кемера нам попадается отличная крикинговая речка. Мы останавливаемся и долго ее исследуем, но в результате приходим к выводу, что серьезных препятствий нет, а участок слишком короткий. Вода в речке голубая, абсолютно прозрачная и так и манит, но мы едем дальше.

К вечеру планы проясняются, и мы собираемся на следующий день поехать разведывать Алару. Уже в темноте проезжаем Анталью, доезжаем до Манавгата и пытаемся найти ночлег. Неожиданно это становится очень сложной задачей – работают только крупные 5-звездочные отели, а маленьких скромных гостиниц не попадается. Купившись на очередной плакат с надписью «пансион» съезжаем с дороги и автобус благополучно застревает в здоровой луже. Похоже приехали. Эту ночь мы спим в палатке, Леня в машине, а Саня с Машкой после того как откопали автобус смогли достучаться до хозяев «пансиона» и устроиться с относительным комфортом.

 

Каякинг – это не только white water

Утром мы отправляемся смотреть Алару. По дороге проезжаем приятную маленькую речку Карги, вполне сплавную и очень заманчивую. На улице холодно, хотя солнце светит во всю. Стоит подняться чуть выше в горы – и на ручьях и лужах корочка льда. Карта опять врет, так что больше ориентируемся на указатели, которые тут, слава Богу, есть. После полудня наконец доезжаем до моста через Алару – это точка старта. Вдоль реки по левому берегу идет дорога, решаем проехать по ней на разведку.

Сама Алара оказывается небольшой речкой вроде Мзымты. Вода в ней чудесного зеленоватого цвета, но несмотря на это очевидно, что уровень намного выше нормального – местами речка течет по кустам и деревьям. Долина Алары пожалуй самая красивая из всех что мне довелось видеть. Почти везде река течет в скальных стенках высотой иногда чуть больше полутора и до нескольких десятков метров. Вокруг огромные скалистые горы, с которых обрушиваются вниз мощные водопады или небольшие ручейки, сам рисунок скал настолько причудлив, что невозможно отвести глаз. Проезжая по дороге вдоль реки мы заметили первое сложное препятствие (видимо порог «Тихий» по описанию В.Семушина) на 5 километре. С берега порог смотрелся довольно мощно. Затем только участки быстротока, небольшие прижимчики и плесы. Примерно на 15 км. дорога очень низко спускается к реке и видимо во время паводка ее заливает – все покрыто «гребенкой» камней, которые притащила вода. Проехать удалось, только пассажирам пришлось выйти из машины. За гребенкой начинается участок быстротока в гладких скальных стенках без единого улова, заканчивающийся мощным 2.5-метровым сливом с бочкой через всю речку – второе относительно серьезное препятствие, которое нам удалось увидеть.

На 23-м километре упираемся в огромный завал, дальше проехать нельзя. Назад возвращаться очень не хочется, так что решаем попробовать выехать по одному из боковых ответвлений дороги. Буквально через 200 метров упираемся в первое препятствие – на повороте дорогу размыло ручьем, оставив проход в 5 ступней, в провал смотреть страшно – отвесный обрыв метров 20. Сергуня с Саней долго вымеряют линию движения, мы стоим в сторонке и волнуемся. Наконец Сергуня решается и благополучно проезжает страшное место, за ним также успешно проводит басик Саня. Не успеваем проехать и 20 метров – снова остановка – надо убрать осыпавшиеся на дорогу камни. Еще через 50 метров – снова размыта дорога. Проехали. Опять обвал. Впятером раскидываем булыжники. Ручей, успешно форсировали. Дорога в горку, обвал, размыв, обвал, опять камни, и снова камни. Назад уже возвращаться страшно. Впереди непонятно что, дорога уходит все выше и выше. Проезжаем какой-то затерянный в горах хутор – сердце обрывается – неужели дорога вела к нему и теперь придется возвращаться? Нет, едем дальше. Ужасный подъем в горку, запах горелой резины – въехали. Мы стоим на перевале за 1000 м. и не можем поверить, что смогли добраться сюда. По ту сторону хмурый турецкий чабан перегоняет куда-то огромное стадо баранов. Наверное, мы показались ему настоящими инопланетянами, но виду он не подал, молча согнал стадо с дороги, давая нам проехать. После перевала настроение поднимается, кажется нам уже море по колено, Сергуня с Саней гонят машины дальше с молодецкой удалью. Наконец внизу показываются шпили минаретов, и мы спускаемся в крупный поселок, от которого есть нормальное шоссе. Выпрыгиваем из машин и чуть не обнимаемся – да уж, джиппинг получился на славу. Еще несколько минут и начинает темнеть – едва успели…

 

Предпоследний день

После завтрака Машка вспомнила, что забыла в гостинице куртку. Пока они с Саней ездили за ней, мы устроили небольшой «шоппинг» - накупили фруктов, сувениров и прочей ерунды. Настроение расслабленное и немножко грустное – завтра домой. На мост через Алару приезжаем к 12, выгружаем лодки. Мы с Леней остаемся на старте ждать и караулить вещи, а остальные уезжают отвозить автобус на финиш. Возвращаются они только через 2.5 часа, мы с Леней уже еле живые от холода. Оказалось, что Сергуня с Саней каким-то таинственным образом умудрились потерять друг друга и после этого целый час пытались встретиться. Ну, слава Богу, все нашлись, и у нас остается еще 2 часа светлого времени. Прыгаем в лодки и отчаливаем. Сперва речка бежит довольно резво, в русле много камушков, которые надо объезжать, небольшие порожки. Минут за 20 доплываем до «Тихого» порога, он оказывается простым, и мы проходим его сходу без просмотра. Дальше начинаются плесы, на которых приходится грести, препятствий нет никаких. Наконец еще один мощный по местным меркам порог и финиш. Участок 10-12 км мы проехали за 1 час 10 минут. Речка настолько простая, что даже обидно, но недостаток препятствий полностью искупает нереальная красота долины.

 

Конец

Утром мы едем смотреть Дюденский водопад, потом отправляемся в аэропорт, сдаем машины. На этот раз, за перевес с нас не берут никаких денег. И вот уже самолет отрывается от земли. Анталья провожает нас дождем, а Москва встречает снегом. До весны еще 2 месяца, но я уже точно знаю – будущий сезон не обманет ожиданий, ведь открытие удалось на славу!

 

 

 

Всякая полезная информация

  • Расходы

Авиабилет Москва-Анталья-Москва, Аэрофлот, регулярный рейс – 280$/чел

Перевес багажа (в Москве) – 700р/чел (5 лодок)

Виза – 20$/чел

Прокат транспорта на неделю (http://www.carhireturkey.net/)

машина – 230

автобус – 320

Еда. Дешевый вариант (суп или шаурма) – 1-2$/чел

Полноценная еда (мясное/рыбное блюдо, гарнир, салат, чай) – 4-7$/чел

Гостиница – 6-15$/чел

Бензин/дизель – 1$/л

Общая стоимость поездки обошлась 700$/чел

 

  • Погодные условия

http://nova-wings.ru/forecast/weather/657/

Обычно дождь идет 5-7 дней подряд, затем наступает такой же промежуток солнечных дней. Температура воздуха в дождливую погоду 12-17 градусов, в солнечную – 5-10. Ночью возможны заморозки. Почва в горах глинистая и каменистая, практически не впитывает влагу, поэтому уровень воды в реках поднимается моментально, как только начинается сильный дождь, но также быстро и падает.

 

  • Местное население

Очень доброжелательное. Приглашают попить чаю, угощают фруктами, всегда готовы помочь. Но расслабляться тоже не надо – стоило 1 раз не убрать сплавные шмотки на ночь и тут же пропал новенький хиковский спасик :( Полезно знать пару слов по-турецки (http://support.mdl.ru/Travel/Turkey/information/information.htm), в деревнях почти никто не знает иностранных языков вообще. На побережье в основном объясняются по-немецки.

 

  • Краткое описание верховий Даламана от Бориса Гусева

Вкратце о реке. Очень интересная. По словам местных гидов мы впервые прошли участок до Гранд каньона. Ущелье с каскадами порогов 4-5 к.с., заканчивается очень красивой щелью без препятствий внутри.

Гранд каньон говорят проходил только Prijon. Вызывает большое сомнение, т.к. либо надо быть без башки, либо организовывать серьезную экспедицию с альпинистами.
Сейчас сквозное прохождение его невозможно, т.к. есть несколько мест непроходимых ни какими судами. Безопасное прохождение кусками, и главное, полный осмотр его возможен только с альпинистской группой. Высота вертикальных стенок от 5-10м до 200-300м. На выходе абсолютная щель 500-1000м, прорезающая хребет, высотой 200-300м, изогнутая. Можно просмотреть только вход и выход. На выходе вертикальное бревно. Дороги и тропы очень высоко. Длина каньона около 4 км. В середине каньона есть деревня (турецкий тупик), от которой есть сносный подход к реке и участок порогов, которые возможно просмотреть и застраховать, далее они уходят в щель откуда выйти нельзя. Выше деревни в каньоне просматривались сифоны и завалы, которые, вероятно, можно обнести по камням. Гранд каньон обвезли из-за недостатка времени и альпинистcкого снаряжения.
        После каньона есть еще место с затычкой, но оно обносится. Есть несколько каньонов с невысокими стенками и без препятствий. Очень красиво! Много очень интересных длинных порогов. Практически все не ниже 5 к.с. Up-Up до Аккопрю просвистели за полдня. Ни в какое сравнение с верхом не идет. Суда - 2 кат-4, 1 кат-2. Воды вполне достаточно, чтобы идти на больших судах. Для каяков будет вполне весело.
        Летом воды будем меньше, многие проходы изменятся в сторону усложнения или вообще невозможности. Главная опасность - невозможность страховки, сложность осмотра и выхода из щелей. Английский практически никто не знает. Во многих деревнях русских, а тем более туристов видят в первый раз. Дороги очень высоко и часто в отвратном состоянии. Многие заброшены. Нужен полный привод с высокой посадкой. Объезд Гранд каньона возможен по серпантину только по левой стороне.
 

  • Материалы, использованные для подготовки к поездке

http://www.alternatifraft.com/tripeport.html

http://seoma.narod.ru/turkey.htm

http://turizm.lib.ru/t/turism/kayakant.shtml

http://lib.novgorod.net/TURIZM/antalia.txt

схема Даламана (авторство Бориса Гусева)