Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Португалия 2008

…За туманом и за запахом эвкалиптов…

      Португалия – страна тумана. Он укутывает ее, словно фата - лицо стеснительной невесты, прячущейся от постороннего взгляда. Португалия не спешит раскрываться перед чужаками, желающими мельком окинуть ее взглядом и понять самое сокровенное. Она будет долго кружить вам голову серпантинами, водить узкими переулками, растрясать мысли брусчаткой, пугать мрачными каменными плитами и остужать ледяной водой. Зимняя Португалия пахнет дымом. Сладковатый его запах, смешиваясь с дурманом эвкалиптов, терпкими нотками цитрусов и соленой влагой ближе к океану, впитывается в кожу и остается в сознании навсегда. Стоит только тихо сказать про себя «Португалия», и этот устойчивый аромат тут же возникает в воздухе на секунду-другую, чтобы снова бесследно исчезнуть, растворившись в офисной пыли…
Никакая елка не сравнится с праздничными, словно украшенными новогодними шарами, апельсиновыми деревьями. Здесь, плывя по реке, можно увидеть, как апельсины, упавшие в воду, медленно кружатся в уловах. Здесь почти в каждом дворе оголенные ветки хурмы гнутся под тяжестью перезрелых, темных плодов. Здесь под ногами лежат сладкие каштаны, которые жарят на огне в городах и продают на улицах. Здесь, сидя у камина, можно часами слушать, как потрескивают эвкалиптовые дрова, не замечая хода времени.

      Мы добирались непросто. Вечером 29 декабря, вылетев из Внуково, совершили посадку в Кельне, прошли положенные таможенные процедуры (не без труда, т.к. немецкие пограничники приняли наши португальские визы за польские) и разместились на ночлег в уютном уголке аэропорта. Рано утром, выпив кофе в местной забегаловке, отправились на электричке в центр города, чтобы посмотреть знаменитый собор.

       

           


      Кельн очень понравился. Уютные, чистенькие улочки, разноцветные, напоминающие Берген домики, цветочки. Собор превзошел все ожидания, особенно впечатлил подъем на колокольню по узкой винтовой лестнице, откуда можно было обозреть все  окрестности. Далее мы пустились в гастрономическое приключение, заказав в одном из кабаков традиционную немецкую рульку с квашеной капустой и кнедликами. Запивалось все это кельшем (первое и довольно приятное знакомство с которым произошло еще в самолете). Ну что сказать, рулька – блюдо для сильных духом. И желудком. Вкусно невообразимо, но вот есть нам в следующий раз захотелось не раньше, чем через сутки :)
Никаких проблем - ни с отправлением рейсов, ни с багажом не произошло, так что во второй половине для мы благополучно вылетели в Мадрид, в аэропорту которого нас ожидал заказанный заранее Опель Зафира (с 6 передачами, как мы любим, круиз-контролем и прочей фигней, положенной машине такого класса), на крыше которого Сергуня бодро соорудил сложный гамбургер из 6 лодок при помощи своего фирменного пенкового багажника и ремней. Распрощались с Алексом, которому предстояло лететь в Порту на самолете и… приключение началось!



Железная тетка.

      Железная тетка сидела в Ленином КПК и вещала оттуда сладким голосом: «Через 100 метров поверните направо и сразу же резко сверните направо» или «Через 800 метров возьмите налево» и так далее. Когда она сказала это первый раз, Сергуха резко свернул налево, только не через 800 метров, а сразу. И потом долго пытался выехать обратно. Короче, к тетке надо было привыкать. И пользоваться не только ее «железным мозгом», но и своим тоже. Точнее, Лениным :) Впрочем, приспособиться не составило труда, и к утру мы благополучно докатили до Гемороиша (Guimaraes), где получили еще одну машину - литровую Тайоту Ярис, при виде которой Алгол забрызгал от счастья слюной всю округу, ибо являлся страстным поклонником Тайоты :) Отправив его в аэропорт Порту, встречать Алекса (у Алгола тоже был «железный мозг», разговаривающий, однако, мужским голосом. Видимо потому, что Алгольчик сильно скучал без Бориса), мы покатили разыскивать наш домик, закупаться едой, портвейном и туалетной бумагой :)
      Едва мы въехали в маленький городок, в котором находился наш дом, Железная тетка охренела и начала выкидывать невиданные доселе фокусы. Вы представляете себе Португальскую деревушку? Нет? Ну я попробую описать… Маленькие двухэтажные домики из серого камня, ютящиеся вплотную друг у дружке, между ними узкие извилистые улочки, уходящие то вверх, то вниз под невообразимыми углами, вымощенные брусчаткой, разъезд на которых невозможен в принципе. Так вот, Железная тетка была фанаткой подобных улиц и прокладывала нам маршрут исключительно по ним. Это потом мы научились в ответ на призыв «резко свернуть направо» дружно и вслух посылать ее по известному адресу, заставляя раздраженно (по крайней мере, мне казалось, что эту фразу она произносила именно раздраженно) констатировать «изменение маршрута» и пересчитывать его заново. А в первый день Сергуня безо всякой задней мысли свернул в указанную подворотню, проехал под углом градусов 30 вниз и налево по брусчатке, снова выехал на асфальт (типа срезал :) и остановился, чтобы перевести дух и вытереть пот со лба. 100 метров мы срезАли минут 5, а у нашего драйвера явно появилась пара новых седых волос.

Термо-ректальный криптоанализатор и тест на превышение алкоголя в крови.

      Домик превзошел все ожидания. Это действительно была аутентичная португальская каза, выстроенная лет 200 назад и отлично приспособленная хозяевами под современные нужды. Просторная кухня-столовая с набором всех необходимых девайсов, включая посудомойку. Каминный зал, теплые спальни и жуткого вида подвал, в котором можно было сушить шмотки и играть в настольный теннис. Самым замечательным достоинством, на мой взгляд, являлось наличие газовой колонки, т.е. бесперебойной подачи горячей воды, так что наслаждаться душем можно было без боязни оставить товарищей лишенными этого удовольствия.

           


      На стенах висели фарфоровые тарелочки и картины, стояли вазочки и различные статуэтки, на полках можно было обнаружить старинные приемники, арифмометры, масляные лампы и кучу другого древнего барахла, при взгляде на которое тут же начинают чесаться руки и возникает желание все это потрогать. В подвале оказалась заготовлена внушительная поленица дров, по большей части эвкалиптовых. Для камина имелась куча всяких прикольных штук, от щипцов до специальной раздувалки с узким носиком, позволяющей подавать воздух непосредственно в нужное место :). Еще один забавный девайс, истинное назначение которого осталось до конца невыясненным, представлял собой железную палку, заостренную на конце и оснащенную чем-то вроде шпоры. Палка получила гордое название термо-ректального криптоанализатора, т.к. по всему было видно, что использовать ее для криптоанализа можно было ничуть не менее эффективно, чем раскаленный паяльник. Сидя у камина и поигрывая этой палкой, Леня неоднократно пытался выведать у Алекса, правда ли все пароли на его серверах «111», но Алекс так в этом до конца и не признался. Наверное, Леня все-таки не очень хороший криптоаналитик :)
      Еще одной особенностью дома были ворота. Точнее, ширина ворот. Чтобы загнать машину во двор, приходилось складывать боковые зеркала, иначе она просто не пролезала. Ворота стали естественным тестом на трезвость водителя, и первые 3 дня Алгол даже боялся его проходить, бросая Ярис на улице. Нет, не потому, что он был вечно пьян, а просто франшиза для его машины составляла аж 1000 евро (против 100 для Опеля) и Алгольчику требовалось некоторое время, чтобы с этим смириться :)

Тотемные звери Алгола и другие деликатесы

      Что хорошего было еще в этом доме? Конечно же, сад! В саду росли апельсиновые деревья, густо усыпанные плодами, которые хозяева нам любезно разрешили рвать в свое удовольствие. Сначала мы их просто ели. Потом «просто» надоело, и мы начали давить сок. Вскоре сок тоже надоел, апельсины уже не лезли, поэтому в ближайшем супермаркете Ленечка решил купить … мандаринов, ага :)
      Новый Год встретили как положено. Т.е. я плохо помню, как. Уже часам к 6 вечера у нас закончились все запасы портвейна, купленного на 3 дня, так что пришлось бежать в супермаркет. Ужас. Портвейн я после этого больше не пила.
      Еда экзотикой не блистала, за исключением разве что осьминогов, которых я навострилась неплохо готовить (подготовившись еще в Москве посредством Яндекса). Рецепт следующий:
      Нарезать полукольцами репчатый лук, обжарить в оливковом масле. Осьминогов вымыть, проследить, чтобы чернильный мешок был удален и хорошенько отбить. Отбивание – ключевой момент и пренебрегать им не стоит. Затем нарезать на кусочки, обжарить в том же оливковом масле, положить в кастрюльку вместе с луком, залить белым вином, добавив соль и специи по вкусу, и тушить около 20 минут. Замечу, что некрупные осьминоги показались мне гораздо вкуснее, чем большие и страшные монстры :).
      Когда первый раз Алгол сказал, что хочет отведать «тотемного зверя», добрый Ленечка отрезал ему кусок грудинки :) Алгол обиделся, но грудинку съел. Как, впрочем, и осьминога. Такой вот круговорот вещей: Алгол в Октопусе, Октопус в Алголе…

Rio Tua или shit happens

Длина участка - 20км.
Падение на участке - 110м.
Сложность (по книжке): 4(4+)

      Утром 1 января мы выдвинулись на Рио Туа. Решение было обусловлено длительным отсутствием дождей в регионе, а следовательно и воды. Выбранная же река являлась чуть ли не самой полноводной, и по нашем сведениям, пересохнуть никак не могла.
Действительно, пара-тройка кубов в ней осталась, так что переоделись, перегнали машины и благополучно отплыли. Ну что сказать про эту чудную речку? Жесть как она есть, или, как говорит Алгольчик, ацкий ад. 20 км совершенно нетекущего плеса, на котором можно встретить от силы 10 коротеньких порожков. Не думаю, что с подъемом воды река станет интересней. Однако, нам удалось получить на ней не просто хорошую порцию адреналина, а вообще все, что только может получить алчущий приключений каякер на реке. Дело в том, что мы не уложились в световой день. Ночной сплав оказался сомнительным удовольствием и закончился весьма печально. При попытке зачалиться и обнести непроходимое из-за уровня воды препятствие, я поскользнулась и упустила лодку в сифон. Немного попреключалась сама, после чего сплав пришлось прекратить. Вылезание в темноте под дождем из каньона по вертикальным стенкам также доставило массу эмоций, однако несмотря на все трудности, часам к 3 ночи нам удалось добраться до дома. Лодки остались ночевать в каньоне у воды.

Бедный Алекс

      Весь следующий день я умирала от скуки. Я переделала все возможные дела, наготовила кучу еды, пересмотрела все взятые с собой фильмы и все равно чуть не сошла сума, сидя одна в опустевшем доме.
      Тем временем ребята искали оставленные у реки лодки. Проблема заключалась в том, что ночью прошел сильный дождь, вода поднялась, и все они уплыли :) Больше остальных повезло Сергуне. Его лодка лежала на берегу вместе со вставленным внутрь веслом и брошенной юбкой. Т.е. самостоятельно проплыла порог, даже не перевернувшись! Ну вы, надеюсь, поняли теперь, почему Сергуня так хорошо сплавляется? Кстати, желающие могут купить этот самый Мистик, правда не уверена, что он будет так же преданно слушаться нового хозяина :)
      Алголовская (точнее Макушинская) Мамба лежала дальше всех, уже за финишным мостом. У бедняжки слегка замялся нос, но в последний день Алгольчик без проблем выправил его кипяточком. Лехина лодка не пострадала. Ленина на первый взгляд тоже, но ближе к концу поездки он обнаружил в ней 2 огромные дыры, которые вряд ли возникли без помощи того ночного заплыва. Мой Мутант так и не нашли, впрочем, я не особо на это надеялась, очень уж качественным был сифон, в который я его упустила. С этого дня можете называть меня Нюшка-Истребительница-Мутантов. Зато нашлось мое весло, чему я была несказанно рада.
      Но самая страшная утрата постигла Алекса, ибо его маленькая Мамба тоже так и не обнаружилась. Чтобы понять всю трагичность Алексовой потери, надо знать предысторию, которую я попытаюсь вкратце описать.
      Дело в том, что Алекс собирался в Португалию вместе с компанией Селиверстов-Головкин и Ко, вылетевших на 3 дня раньше нас. Приобретя довольно дорогие билеты авиакомпании КЛМ, вся тусовка, включая Алекса, была жестоко обломана в аэропорту, т.к. принять в багаж лодки у них отказались. Алекс, рассудив, что делать без лодки в Португалии ему нечего, остался в Москве, но не сдался. За некоторую сумму европейских денег ему удалось переоформить на себя билет Кости Винокурова, отказавшегося от поездки из-за проблем на работе. К сожалению, обратный билет не совсем подходил Алексу, т.к. виза у него кончалась немного раньше. Таким образом, ему пришлось докупить еще один билет обратно. Плюс билет из Мадрида в Порту, т.к. обе машины у нас уже были оплачены и в Мадридскую он не помещался :). Короче говоря, потратив какую-то неприличную кучу денег и имея на руках одних только обратных билетов аж 3 шуки, Алекс в первый же день тура остается без лодки! Определенно, это был злой рок...
      Забегая вперед, скажу, что Алексу так и не удалось толком поплавать. Обратно он улетел вместе с Селиверстовской компанией на 3 дня раньше. Единственное, что мы смогли для него сделать – это привозить домой достаточное количество портвейна, чтобы хоть как-то скрашивать одиночество и несправедливость окружающего мира.

Х#й, Головкин и компания.

      Вечером к нам приехали гости: Головкин, Серега Ананьев и Санек. Они были единственными обладателями лодок из параллельной тусовки, и хотели объединиться с нами для раскатки. Т.е. объединиться они хотели еще вчера, но не застали нас дома. Зато мы застали следы их появления – на стенках нашего замечательного домика углем были накарябаны слова из 3-х букв. Падонки, что с них взять :)
      Порадовав гостей рассказом о наших ночных приключениях и накормив, мы приступили к выработке дальнейшей совместной стратегии. Налицо было некоторое несовпадение интересов, но в конце концов удалось прийти к консенсусу, гости остались ночевать в одной из свободных комнат, а утром все кроме нас с Алексом (хнык хнык :(( выдвинулись на Louredo 2.

Rio Louredo 2

Длина участка - 9км.
Падение на участке - 150м.
Сложность (по книжке): 4+

      Эта река оказалась одной из самых интересных. Книжка вполне адекватно определяла ее сложность, так что несколько отжигов были исполнены практически всеми участниками. Участок начинается от плотинки, образующий пляжик в городке Cerva, через которую по описанию должна была "чуть переливаться вода". У нас шел дождь и она переливалась даже не чуть-чуть. Но река от этого только стала лучше. Сперва сплав заключался в прыжках с полуразрушенных плотинок. Одна из них была довольно высокая, метров 5, с порогом ниже. Там отстрелился Леха Чирков, но последствия этого отжига были быстро устранены. Потом река входит в длинный каньон, в начале которого есть одно препятствие, требующее обноса - косой слив, бочка от которого привозит в сифон, а прыгнуть его в другой край мешают камни внизу. Неоднократно кому - нибудь приходилось вылазить на берег для просмотра линии движения - уклон весьма значительный, но никаких "ужасов", требующих общего просмотра, больше не было. При этом препятствия, постепенно упрощаясь, следуют практически до устья, без утомительных плесов. После впадения Лоуредо в Тамегу остается еще трехкилометровый выкат до финишного моста по гладкой воде.



Португальские каякеры

      Тем временем мы с Алексом остались одни, разожгли камин, налили по бокальчику портвейна и приготовились к тяжелому дню :) Алгол оставил нам аж 3 диска «нашей раши», которые за неимением ничего лучшего нам предстояло посмотреть, а я принялась посредством Интернета выяснять, нельзя ли где-либо достать себе новую лодку.
      Первым местом, куда я смогла дозвониться, был магазин Pagayak. На очень-очень быстром португальском английском меня попросили перезвонить вечером, т.к. обладатель телефона сейчас собирался ехать на реку плавать. В принципе, это давало хоть какую-то надежду, так что я немного успокоилась и уже собиралась вернуться к портвейну, как вдруг пришла смска. Хозяин магазина (позднее выяснилось, что зовут его Джозеф) предлагал нам срочно приехать в Mondim de Basto, где у него есть для нас лодки!
      В панике я принялась вызванивать Сергуню. Бесполезно – они уже перегоняли машины. Расстроившись, я в третий раз было приступила к портвейну, но тут в дом начали стучать и ломиться. Оказалось, мой звонок инициализировал сложную цепочку событий, в конце которой возле нашего дома оказалась вся Селиверстовская компания со словами: «Мы слышали, ты знаешь где взять лодки».
      Не буду утомлять читателей подробностями сумбурного дня, скажу только, что окончательно договориться с португальцами у нас получилось только на вечер, а все предшествующее встрече время мы с Ксюхой, Кучем и их очаровательным сыном провели в Порту. Наконец, часам к 8 нам удалось встретиться с Джозефом в Мондиме. Первым делом он поволок нас в местный кабак, где от безысходности пришлось заказать еды. Затем ждать, пока все поедят. Затем ждать, пока придет какой-то человек, который «решит нашу проблему». Затем ждать, пока человек тоже поест. Попьет. Поговорит. И еще поговорит. Лично мне хотелось поубивать всех этих неспешных португальцев, останавливало только то, что они уверенно пообещали нам выдать лодок на каждого, при чем СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО! Что-то тут было не так…
      Когда в 12-м часу ночи мы наконец добрались до помещения их каяк-клуба и увидели вожделенные лодки, стало, наконец, понятно, что именно. В наличии имелись: флай, алиен, пара машин, прозона, кенда и какой-то жуткий персепшн, модель которого я не смогла идентифицировать, т.к. слишком молода :) В общем-то мне бы тоже было стыдно взять за аренду ЭТОГО деньги. Добавлю, что состояние лодок, разумеется, было соответствующим – заваренные, местами неудачно, без упоров, спинок, болтов… Это было крушение надежд.
      Видимо вся гамма чувств, которые я испытывала, так явственно отразилась на моем лице, что Пол (так звали второго португальца) предложил мне на завтра свою личную лодку (что бы вы думали это была за лодка? Мутант!) при условии что мы поедем с ними какую-то супер-пупер-бест речку, которой нет в книжке и которую португальцы недавно открыли. Т.е. нам предстояло второпрохождение :)
      Позвонив Сергуне и заручившись его одобрением, я довольная покатила домой. По крайней мере, один день сплава выторговать у судьбы мне удалось, а это в моем положении было уже немало :)

Ацкий драйвер Леня

      Утром следующего дня мы двумя машинами снова выдвинулись в Мондим. За рулем Алголовской помойки на этот раз был Леня, у которого разболелась спина, и он решил не плавать, а получить необходимую дозу адреналина посредством драйвинга. Еще одной причиной, по которой Леня был переквалифицирован в водители послужила некоторая осторожность, я бы даже сказала, рафинированность Алгола, который будучи человеком многоопытным, следовал поговорке «тише едешь – дальше будешь» и все время отставал. Возможно, это было бы не так страшно, если бы не блестящие топографические способности Алгола - он постоянно норовил потеряться, а учитывая, что местонахождения загадочной супер-пупер-бест реки мы не знали, это было недопустимо. Тут нужен был человек, безо всяких сомнений выжимающий газ, невзирая на серпантин :)
      Ярис под управлением Лени ревел как зверь, но исправно мчался в пределах видимости. Говорят, Алгольчик, сидящий рядом с Леней даже заставил себя не закрывать глаза :)
      Уже примирившись с тормознутостью португальцев, быстрых сборов я не ждала. К тому же португальцы были с клиентами-ирландцами, которые в свою очередь были еще тормознее. Но в какой-то момент нам все-таки удалось собраться и выехать по направлению к вожделенной реке. По словам гидов, сплав должен был занять от 2-х (по большой) до 4-х (по малой воде) часов . Однако когда мы приехали к точке финиша на мосту, мало кому удалось сдержать недоумение. Речка представляла собой тоненький ручеек расходом куба полтора. Т.е. плыть конечно можно, но…
      Ирландцы уехали на Louredo-1, мы же долго мариновались в ожидании Пола и в конце концов тоже решили проплыть что-нибудь другое. Поскольку время было уже часам к 3-м, ничего не оставалось, как переехать на Tamega 4 – самую близкую и короткую секцию из всего, что было доступно.

Rio Tamega 4

Длина участка - 7км.
Падение на участке - 30м.
Сложность (по книжке): 4(5)

      Ох и страшно же было мне туда ехать! Книжка обещала жуткую секцию класса 4-5, с огромным расходом и каким-то мега-опасным котлом через всю реку в конце каньона. Фактически без раскатки, на чужой лодке. Единственное, что придавало мне сил – мысль о том, что это, возможно, последний для меня шанс поплавать в этой поездке. Не говоря уже о последнем шансе посидеть в Мутанте :)
      Надо сказать, нервничала не я одна. Увидев реку на старте (а она там была широ-о-кая, расходом, наверное, кубов 30 или даже 35))) Леха Чирков и Алекс решили не плыть, очевидно, навоображав себе что-то вроде Амота. По крайней мере я ожидала впереди именно его и готовилась к жесткой борьбе за жизнь :)
Отплыли. Банка у Половского Мутанта была слишком сдвинута назад. Меня это напрягало. Я все время думала, как в страшном каньоне меня будет класть через корму, поэтому даже не стала кататься на первых вальчиках, которые попадались на пути, экономя силы.
      Мы плыли, плыли и плыли. А каньона все не было и не было. И порогов тоже. Через полчаса я не выдержала и тоже начала кататься в каждой плюхе. А еще минут через 15 мы вдруг увидели … Пола стоящего на камушке перед последним порогом! «Страшный котел через всю реку» оказался очень миленьким порожком, который мы все пропрыгали не замочив головы. А Алгол сделал это даже дважды, по разным линиям движения (спорцмэн, аднака – затащить второй раз лодку было нелегким делом). Короче говоря, я бы категорировала эту секцию как 2(3+), ну максимум 2(4).
      Пол, в общем-то, был согласен с нашими выводами и сообщил, что авторы книжки много курили, так что далеко не всем их оценкам можно доверять. Такие дела.

       


Супер-пупер-бест-ривер или по-простому Rio Caves

Длина участка - 7км.
Падение на участке - 180м.
Сложность : 4(5)

      Накануне я успела поговорить с Джозефом и выяснить, что купить в Португалии новую лодку вполне возможно. Правда в наличии был только большой Хабитат и Хефе. К сожалению, обе они мне было примерно как собаке пятая нога, однако Джозеф обнадежил меня, сказав, что кто-то из его знакомых вроде как продает бэушную маленькую Мамбу. Для меня это было идеальным выходом, и радостная, я весь вечер безуспешно прождала звонка.
      Народ, тем временем, изучал книжку и строил планы на следующий день. По словам Пола, наиболее перспективной в плане воды на завтра была Кавадо (культовая река, о которой я мечтала еще с прошлого года), но при условии, что ночью не будет дождя. На Каваду собирались все без исключения, и рассчитывать на лодку не было смысла. Так что пришлось договариваться с небесной канцелярией :). Там не подвели, и уже часов с 9 хлынул ливень, продолжавшийся всю ночь и заставивший отказаться от первоначальных намерений.
      Немного поразмыслив, Сергуня предложил фигануть вчерашний ручей, справедливо полагая, что за ночь в него долило достаточно воды, финиш мы знали - выход на левый берег перед непроходимой плотиной разрушенной мельницы, метров за 150 до моста дороги №206 (Ponte de Caves) через реку , а точку старта благоразумный Леня успел предварительно выведать у Пола. Еще одной хорошей для меня новостью было то, что Ленина спина продолжала его беспокоить, и он согласился дать мне свою Зулу, вновь занявшись ацким драйвингом, спортивным ориентированием и воспитанием Железной тетки, так и норовившей завести нас куда-то в гору.
      Попасть на старт оказалось не так просто, выбранная дорога вдоль левого берега реки на деле являлась безумной грунтовкой, проехать по которой не удалось. Пришлось рулить в объезд. Однако, несмотря на все трудности, очень скоро мы оказались у моста через реку в районе деревни Vilela, так что ничего не оставалось, как переодеться и сесть в лодку. Позже выяснилось, что гораздо проще добраться до старта по правому берегу реки, используя дорогу №519.
      Речка была резвенькая, падала непрерывно, воды действительно долило, и честно говоря, меня немного все это пугало. Особенно если вспомнить мое последнее и крайне неудачное знакомство с квадратной лодкой. Однако, прогрохотав по камням первого же порожка на старте, я пришла в восторг. Зула подо мной ехала как танк (крутилась, правда, примерно также, но поскольку в нашем ручье чаще всего была 1 единственно возможная линия движения, это нисколько не мешало :))
      Простившись с Леней и помахав на прощанье толпе местных жителей, которые откуда ни возьмись, под дождем, собрались на мосту (прям как в каком-нибудь Непале), мы устремились за горизонт.
      Честно скажу, не ожидала от этого ручейка такого Фана. Речка была просто супер! Особенно порадовал каньончик с небольшими водопадиками в первой половине участка, который мы просматривали, фотографировали и очень волновались за Леху Чиркова, умудрившегося дважды отжечь в одном из порожков. К сожалению, еще один интересный порог пришлось занести по правому берегу, т.к. он заканчивался очень неприятным водопадом, бьющим прямо в камни и стенку.
      Выкат оказался заметно проще, но все равно веселеньким, то и дело подкидывая плотинки разной высоты, преодоление которых не вылезая из лодки требовало то хорошего буфа, то смекалки :). Ни разу не кильнулся только Алгол, на втором месте была я с одним переворотом, чемпионом же как обычно стал Леха, с 4, а то и 5 отжигами :)
      Вечером я разослала смски Полу и Джозефу со словами благодарности, участок действительно понравился всем без исключения.

          

           

               


Rio Paiva 3, sex up или просто sex

Длина участка - 5км.
Падение на участке - 100м.
Сложность (по книжке): 4+

      Каждый вечер начинался для меня с мучений, уговоров и всяческих интриг, ставящих своей целью раздобыть себе на завтра лодку. Я то упрашивала, то угрожала подсыпать Лехе с Алголом специального порошка в еду, разлить возле туалета масло и тому подобные ужасы, но оба они держались стойко и непреклонно :). Португальские друзья тоже молчали, и я стала думать, что видимо совсем достала их своими СМС-ками, так что о маленькой Мамбе можно было забыть. В принципе я уже была готова купить Хефу, дать ее Алголу, а себе взять среднюю Мамбу, но Сергуня был категорически против такого варианта. Чтобы хоть как-то меня утешить, он согласился не плавать следующий день, отдав Алголу Мистик.
      Надо сказать, Алгол постоянно вел дебаты с Алексом на тему того, что плавать можно на любой лодке. Грех было не поймать его за язык, так что Алголу в доказательство своих слов пришлось демонстрировать свои способности на деле.
      Участок, который мы выбрали, категорировался книжкой как 4+ и назывался «Sex up». Поскольку обремененных глубокими знаниями английских идиом среди нас не было, мы простодушно решили, что это означает секс сверху, и только спустя неделю, увидев в Кельнском аэропорту плакат «Sex up your life» стали догадываться об истинном переводе :).
      Для меня это был первый в жизни раз (не считая сплава по Мсте от Большого порога до Лестницы лет 5 назад :)), когда я оказалась в лодке, и Сергуни не было рядом, так что я сразу почувствовала себя взрослой и самостоятельной девочкой… тьфу, каякером :)
      Отплытие ознаменовалось 40-минутной затупой, точнее временной потерей Алгола остальными участниками группы. Вы знаете, как тяжело потерять Алгола? Ага, практически невозможно. Но когда через полчаса ожидания он так и не появился в поле зрения, мы все-таки начали волноваться, вылезли из лодок и пошли его искать. Алгол словно сквозь землю провалился. По крайней мере, его хладное тельце не висело запутавшимся ни на одном из многочисленных кустов, не варилось ни в одной из бочек и не крутилось ни в одном из уловов. В конце концов, выяснилось, что от старта вниз вели 2 протоки, соединяющиеся далеко внизу, и Алгол конечно же уехал не по той :)
      Рассказывать про сам сплав особо нечего. Sex up было действительно подходящим названием, скорее даже просто sex, ибо затрахались мы там основательно. Несмотря на прошедшие дожди, вода была невероятно низкой, и чтобы протиснуться между камней приходилось постоянно совершать фрикционные движения :). Тем не менее, падение достаточно большое, и при нормальной воде, думаю, участок действительно будет интересным и даже зажигательным.
      Из порожков запомнилось всего одно место где-то на последнем километре, уже после того, как впал приток и часть воды вернулось электростанцией (соответственно, ее сильно прибавилось, так что сплав стал наконец похожим на сплав). В порожек мы заехали сходу, зачалившись перед каким-то жутким падением в уловке под правым берегом. Линии движения толком разглядеть не удалось. Смелый Леня не долго думая сделал жесткий траверс под другой берег и скрылся за перегибом слива. Прошло секунд 10..15..20, мы ждали, но Леня по-прежнему не появлялся внизу. Импульсивный Алгольчик вытаращил глаза, как он умеет, и начал кричать, что мы охренели, такие места надо смотреть, но тут я наконец углядела кончик Лениного весла и с облегчением оставила незадачливого оратора наедине с невозмутимым Чирковым :)

Леха Чирков решает проблему энергетического кризиса

      Вообще Леха был немногословен, спокоен, я бы даже сказала, флегматичен и воспринимал все выпавшие на его долю трудности, от лазания по колючкам до монологов Алгола, стоически-невозмутимо.
      Несмотря на то, что обещанные Сергуней в Москве 15 градусов тепла были, кажется, только 1 день, Леха неизменно ходил в шротах и шлепках на босу ногу. А фиг ли? Сказали – тепло, значит тепло.
      Всю свободное время Леха культурно просвещался, изучая взятые с собой путеводители. А к концу поездки изрядно поднаторел в иностранных языках, по крайней мере, вполне мог читать книжку по речкам на английском, а в супермаркете на чистейшем португальском лихо выговаривал «обригаду» :) И хотя в первые дни мы все еще пытались над ним подшучивать, переделывая бессмертное Кестовское творение на новый лад:

И тут приходит Чирков
У которого нет мозгов.
Он первый пойдет Кавадо,
Ума там совсем не надо.

      Очень скоро пришлось признать, что стих потерял всякую актуальность, т.к. Леха отрастил мозг, да еще какой! В один из дней он буквально сразил нас, выдвинув доселе невиданную концепцию альтернативного источника электроэнергии. Леха предложил использовать энергию брожения… э… жидкого адреналина и обещал разработать модель первой в мире говнобатарейки специально к будущему шведскому туру!

Rio Paiva 5

Длина участка - 7км.
Падение на участке - 80м.
Сложность (по книжке): 5(6)

      Очередной сплавной день снова решили посвятить Пайве, на этот раз нижней секции. Надо сказать, что этот участок в самый первый день проехали Санек-Олег-Ананьев, и он им страшно не понравился. Хотя, как оказалось в последствии, они просто не умели его готовить, в смысле воды им туда не налили. Нам повезло чуть больше, и на старте мы могли констатировать нормально-низкий уровень, достаточный для фанового сплава.
      Вообще удивительно, но именно южные реки (Paiva, Vouga, etc.) оказались очень слабочувствительны к дождю, и в то время, как в других регионах бушевал паводок, здесь оставался стабильный низкий уровень и совершенно прозрачная водичка.
      Участок категорировался книжкой как 5(6), но мы не забывали о вреде курения и слабо верили в реальность подобной сложности, поэтому настраивались на простой короткий сплав и даже решили проехать его в 2 приема, чтобы все, включая Алекса, могли помочить веселки.
      Понятное дело, что нам с Алексом предстояло плыть во вторую очередь, поэтому по дороге я нисколько не волновалась, да и вообще не особо верила в то, что очередь до нас дойдет. И, честное слово, я безо всякой задней мысли, в шутку предложила Алголу дать мне его лодочку в первый заход, чтобы он перегнал машину, пока мы плаваем, и не пришлось лишний раз ездить туда-сюда. И честное слово, я даже не сразу поверила, когда Алгол согласился! «Имей в виду, я делаю это не для тебя, а для ускорения процесса» - сурово сказал Алгол, но я все равно его расцеловала, потому что он настоящий душка :)
      Поскольку плавать я не очень-то готовилась и описание не читала, все происходящее на реке было для меня приятным сюрпризом. Например, целая серия офигенных порожков практически сразу после старта. Леха Чирков снова отжигал, но героически вставал. Леня тоже исполнил эффектный переворот через корму в одной из бочек, а я сама навернулась в последнем сливе перед плесом, перемудрив с кренами, о которых на моем пароходе по-хорошему следовало бы забыть вообще.
      Пороги кончились как раз в тот момент, когда я почувствовала, что начинаю слишком напрягаться и даже беспокоиться, хватит ли у меня сил на 9 километров такого сплава. В этот момент меня наконец просветили, что пройденный участок и есть пресловутая пятерка. Передохнув на плесе, мы подплыли к кульминационному препятствию маршрута – порогу «шестькысы», представляющему собой довольно высокий слив в скальных стенках. Потупив немного, и поглядев, как размазывает по скале перевернувшегося под сливом Сергуху, мы решили, что порог простой, но не фановый. Не айс, с чем дружно его и занесли :)
      Оставшиеся порожки были чуть проще, но все равно не разочаровали, даже скорее наоборот, так что на финиш вся наша компания приплыла необыкновенно довольная собой и проведенным временем. Быстренько отвезя Алгола на старт и понаблюдав за их с Алексом отплытием, мы с толком провели время, разведав спуск к реке в середине участка, закупив продуктов в небольшом деревенском супермаркете и просто насладившись неспешным бытом португальской глубинки.
      Кажется, время остановилось тут лет 100 назад, и не спешило ускоряться. Люди по-прежнему продолжают жить в каменных домах, сложенных их дедами, сажают капусту и ходят к ручью стирать белье в специальных каменных бассейнах. К слову сказать, такой бассейн был и в саду нашего дома. Даже со специальной каменной стиральной доской, однако мы не прониклись духом старины и малодушно использовали стиральную машину :)
      Алголу с Алексом река понравилась не меньше нашего. Используя наши подсказки, они проплыли даже быстрее, и хотя Алекс слегка приключился в верхнем каньоне, первый раз за последнюю неделю у него был довольный вид. Алгола и вовсе распирало от эмоций, ведь ему удалось прыгнуть «шестькысы» даже не замочив головы!

   

           


Честь и совесть

      Еще одним открытием, сделанным нами на Пайве, оказался коммерческий рафтинг! Да, представьте себе, он там есть! Алголу даже удалось наблюдать отплытие рафта из точки нашего финиша. Одна из рафтинговых баз располагалась как раз в точке старта. На первый взгляд она была пуста, но, подергав многочисленные двери, мы неожиданно наткнулись на одну незапертую комнату, в которой обнаружили … лодки! Да! Там лежала целая гора каяков, при чем вполне нормальных, там валялась куча всякого сплавного барахла, а в углу стояла связка весел, среди которых можно было выбрать Робсона или Вернера.
      Справиться с искушением было непросто. Воображение сразу нарисовало решение всех проблем, но подчинившись голосу совести, мы все-таки затворили волшебную дверцу и убрались восвояси. Вечером я долго пыталась найти контакты владельцев лодок в Интернете, но добилась лишь того, что у Сергухи на телефоне кончились деньги…
      Проезжая через уютные португальские деревушки, я каждый раз не переставала удивляться, почему в садах не убирают хурму. Практически в каждом дворе можно увидеть голое дерево, согнувшееся под тяжестью плодов. Мне жутко хотелось попробовать хурмы с ветки, и однажды, заметив подходящее дерево, наполовину свесившееся через забор, Сергуня остановил машину в надежде сорвать парочку фруктин, но тут же был остановлен совестливым Алголом, который чуть ли не грудью встал на защиту чужой собственности. Пришлось купить домашней хурмы у какой-то бабульки, торгующей возле дороги. При чем в отличии от Алгола, бабулька не страдала избытком совести, продавая урожай по 5 евро за килограмм (против 1 е/кг в супермаркете).

Rio Cavado. Второе пришествие.

Длина участка - 4км.
Падение на участке - 150м.
Сложность (по книжке): 5(6)

      Второй день не было дождя. Мы решили, что это хороший знак, и наконец засобирались на культовую Кавадо. Напомню, что в прошлом году посещение этой реки закончилось полным провалом, так что у нас (или у нее?) имелся должок, который необходимо было срочно вернуть.
      Полвечера я страдала, задаваясь вечным вопросом, где взять лодку, пока самый лучший в мире Алгольчик вдруг не решил все мои проблемы в одночасье. Проанализировав прошедшую неделю, он неожиданно пришел к выводу, что плохие и хорошие речки в этом туре у нас строго чередуются. И так как накануне была хорошая, следовательно, следующей полагается быть плохой. Кроме того, Алгол в принципе не любил мелких крутопадающих рек, так что согласился дать мне лодку, помочь нам с перегоном машины на финиш, а потом поехать погулять в Брагу.
      Утром я проснулась оттого, что меня тошнило.
«Не надо тебе на эту каваду», - ехидно сказал внутренний голос.
«Что значит не надо? Охренел?», - обиделась я.
Но все же подошла к Алгольчику и предложила ему взять сплавные вещи, на всякий случай, если мне вдруг не захочется плыть.
«Ну неееет», - погрозил мне пальцем Алгол, - «я уже настроился на отдых!»
«Ладно», - подумала я, - «Разберемся, может там и воды-то не будет»
«Ага, конечно», - снова съехидничал внутренний голос, и я поняла, что придется плыть.
      Воды действительно не было, но кого это могло остановить? Мы стояли на мосту и ждали окончания процесса перегонки машин. Под мостом просматривалось озерцо, в котором игрались здоровенные форелины. Ниже начинался сад камней, угадать в котором возможные проходы не представлялось возможным, и мне сразу вспомнился Алекс с его рассказами о том, что бывает с теми, кто пытается навязать свою линию движения каменной свалке :) Но когда мы, наконец, отчалили, выяснилось, что ничего особенного тут нет. Не далее, как позавчера у нас был абсолютно аналогичный сплав, т.е. начало Кавады очень сильно напоминало sex up.
      Я уже настолько привыкла к Алголовской средней Мамбе, что перестала замечать, какая она огромная. А уж для подобной реки это была просто идеальная лодка, т.к. подо мной у нее была совершенно ничтожная осадка, что позволяло мне с легкостью проскакивать там, где остальным приходилось скрестить, толкаться и пихаться.
      Постепенно русло стало сужаться, и река вошла в удивительный каньон. Скажу честно, никогда раньше я не видела ничего похожего. Казалось, вся вода течет в каменном желобе через единый гранитный монолит. Никогда до этого момента мне не приходилось ездить такого количества слайдингов, при чем падение местами было просто громадным! Несмотря на это и вопреки ожиданиям, смотрели мы немного, а катиться было практически совсем не страшно.
      Избежать обносов, к сожалению, не удалось. Оба они стандартные и очень легкие. 1 – слайдинг, заканчивающийся щелью с неприятным карманом. По большой воде можно прыгнуть слева по треку, у нас он был сухой. 2 – грандиозный водопад, падающий в узкую щель, по-моему, место крайне неприятное по любой воде.
      Не обошлось без легкого отжига у Лехи Чиркова, который сломал в одном из порогов весло. Это было единственно весло за всю поездку, честно утраченное во время сплава :). Оказавшись с двумя половинками в руках, Леха сосредоточенно на них уставился, видимо решая, что делать, и не придумал ничего лучше, как перевернуться и вылезти из лодки :)
      Самый главный, «десятиметровый» слайд оказался в самом конце интересного участка. Фактически, это было последнее препятствие каньона. На деле он оказался несколько ниже, но все равно вызвал море эмоций. Особенно если учесть, что смотрели мы его только со среза :)
      Последний километр реки был нам уже известен по прошлому году и представлял собой все тот же sex up, плавно переходящий в Выпрейку.
На финише все были довольны. Алгол, гуляющий по Браге, как оказалось, тоже. Поэтому вечером вся наша компания блаженно предавалась неге у камина, а я первый раз за всю поездку не дергалась по поводу завтрашнего дня, т.к. ощущала полное удовлетворение, справедливо полагая, что в этой поездке мне _уже_ удалось отлично поплавать.

           

   


На правах рекламы

      Поскольку сейчас модно писать отзывы о снаряжении по итогам выездом, чиркну тоже пару строк.
      Давно меня мучила проблема варежек/перчаток. Концепция «руки заживают бесплатно» мне представляется не совсем верной, т.к. солкасерил не так уж дешево стоит. Кроме того, расфигачивая костяшки в первый день, неизбежно испытываешь некоторый дискомфорт всю оставшуюся поездку. Не говоря уже о нашем любимом сплаве наперегонки со льдинами, да просто в ледяной воде или во время ветра. Короче, хотелось уже какой-то универсальной камне-хладо-ветро-защиты на руки.
      Все испробованные мною модели перчаток (тонкие с кожаными вставками, толстые с гнутыми пальцами и т.п.) не приносили удовлетворения. Грести в них было неудобно, весло проскальзывало, руки сильно уставали. В тонких – еще и мерзли. Толстые было тяжело надевать/снимать, а делать это приходилось часто.
      Альтернативой мне представлялись варежки, крепящиеся на шафт весла. По отзывам, вариант очень комфортный, за исключением одной детали – вынув руку посреди порога (а использовать руки, особенно при крикинге, приходится нередко), вставить ее обратно будет почти нереально. Это останавливало меня от покупки.
      И вот, наконец, я нашла универсальный вариант, который полностью оправдал себя в Португалии! Я говорю о варежках с открытой ладонью. Т.е. это обычная варежка, фиксирующаяся на запястье, у которой «дырка» приблизительно от подушечек пальцев до верхней границы основания большого пальца – открытая ладонь. Это позволяет отлично чувствовать весло, практически как если держать его голой рукой. Это позволяет полностью защитить руки как от холода и ветра, так и от осаднений костяшек. Плюс – такая модель в любой момент дает возможность освободить пальцы, дабы поковырять в носу/почесать за ухом/нажать кнопку фотоаппарата и т.п.
      Я купила варежки фирмы Palm в недешевом магазине в Порту. Стоили они 28 евро (такс фри можно было вернуть :)). В принципе, видела аналогичное изделие noname, думаю, оно стоит еще дешевле. Короче, рекомендую падлерам и дилерам присмотреться и привезти/попробовать.

Спорт и отдых или отдых как спорт

      Где-то вдали замаячил конец нашей поездки. Нам осталось 3 дня, из которых как минимум 1 мы собирались посвятить океану с культурной программой, а 2 других… Собственно, с этим и был вопрос. Кроме того, все немного устали, так что перед заключительной «закаткой» хотелось чего-нибудь расслабляющего. Именно из этих соображений и была выбрана Tamega 1, рекомендованная нам накануне Саньком как несложный, но интересный Карелия-стайл участок. По книжке, 3 порога значились, как 5, но мы уже догадывались, что имеется в виду :)
      Сперва хотели плыть в 2 приема, но потом благородный Сергуня согласился отказаться от сплава в мою пользу и перегнать машину.
Дорога на старт захватывала дух. Нет, это была обычная наша дорога, по которой мы ездили уже раз 10, просто в этот день первый раз за все время рассеялся туман, и выглянуло солнце! Какая же вокруг была красота! Единственное, что омрачало наше путешествие, был ужасный запах и сырость в районе пятой точки. Дело в том, что благодаря замечательному Сергуниному багажнику, а точнее, его конструкции, у нас в машине постоянно было очень мокро :). Багажник крепился ремнями, пропущенными под крышей. Из-за этого деформировался уплотнитель, и во время каждого дождя в салон с 4-х сторон начинала литься вода. Утром ее приходилось вычерпывать губкой, как из лодки. Ездили мы сидя на полиэтиленовых пакетах из супермаркета, а вонь стояла как от гермы с трехнедельным неопреном внутри :). Мы даже немного опасались, не будет ли у нас неприятностей во время сдачи машины :)





Rio Tamega 1
Длина участка - 9км.
Падение на участке - 50м.
Сложность (по книжке): 4(5)

      На старте у меня было стойкое ощущение, что я попала к себе на дачу в майские праздники. Светило солнышко, сквозь опавшую листву пробивалась молодая травка, воздух был наполнен такими родными звуками и ароматами – где-то что-то пилили, стучали молотком, но все это по-праздничному, без фанатизма, а в крайнем доме на полную катушку работал радиоприемник, выдавая в эфир какую-то зажигательную мелодию.
      Простившись с Сергуней, мы отплыли, и очень долго плыли по абсолютно гладкой реке! Она была как Ока, даже запах какой-то наш, знакомый, Тульский… Минут через 40 этой «какОки» у меня возникло желание застрелиться. Ну что поделать, не спортсменка я. Однако, наконец, впереди показался каньончик, так что, по крайней мере, можно было больше не грести. Первый порог ограничивался одним единственным чистым сливом, который мы хоть и посмотрели, но впечатлились не сильно. Зато второй мне показался действительно интересным – весьма протяженный участок с хорошим падением и слаломом между огромных камней. Впрочем, если просто ехать по струе, куда несет, ничего криминально не происходит :). Последний порог Леня прыгнул сходу, так что остальным ничего не оставалось, как проехать за ним, лишив себя удовольствия хоть немного побояться. Весь каньончик был не более полутора километров, и дальше нам вновь предстояла ацкая гребля, так что я уже приготовилась к испытаниям, как вдруг, за поворотом мы увидели Сергуню с машиной! Он снова всех спас, разведав спуск к реке сразу после окончания порогов!

       


      Домой мы приехали невероятно рано, можно сказать в обед. Поэтому я решила по-быстрому приготовить супчик, а потом заняться ужином. Но сожрав по 2 тарелки щей, народ настолько умаялся, что к 6 вечера все расползлись по кроватям и сладко уснули. Отдых – он такой, тяжелый :)

      Утром никто не хотел плавать, народ кричал «Даешь серфинг», так что после завтрака собрались и поехали на океан. Доехав до Порту, мы двинулись вдоль прибрежной полосы, пока не нашли более-менее подходящее место для катания. На мой вкус, оно было все же скорее менее подходящим, т.к. справа и слева просматривались неприятные скалы, торчащие из воды, волна рушилась слишком вертикально, а в паре километрах находился какой-то злобный целлюлозно-бумажный комбинат, вонища от которого периодически долетала до нас.
      Народ, однако, это не остановило, и все с энтузиазмом полезли в воду, отжигая на разные лады. Особенно жег Алгольчик, который регулярно отстреливался у самого берега. Но, справедливости ради, серфить у него получалось тоже лучше всех.

           

                 

      Накатавшись, мы решили разделиться. Алгол поехал осматривать Порту, а мы… У нас было еще одно дело, о котором мы не забывали, и которое обязательно нужно было сделать до конца поездки. Мы хотели еще раз съездить на Туа и поискать продолбанное снаряжение. Момент был подходящий, т.к. этой ночью не было дождя, и вода не должна была быть высокой.
      Пока мчались до места, окончательно созрел план действий. Мы с Сергуней еще раз осматриваем берега от точки, где были оставлены лодки, до финиша, а Леня с Лехой Чирковым плывут вниз 10 километров по водохранилищу до следующего моста, где мы их должны будем забрать.
      Я спустилась к воде и бросила в реку 10-тицентовую монетку. «Ну что, речка, верни нам что-нибудь, а?»
Леха с Леней отплыли вниз, Сергуха с лодкой прошел по одному берегу, я налегке – по другому. В районе памятного порога мы излазили все камни, но так ничего и не нашли. Пора было возвращаться и ехать за ребятами.
      Тем временем начало смеркаться. Сергуня заметно нервничал, боясь опоздать, и гнал машину по серпантину с чудовищной скоростью. Приехав к мосту в полной темноте мы, разумеется, никого не застали. Разумеется – потому, что поизучав карту, я пришла к выводу, что плыть Лене с Лехой нужно не 10 км, а значительно больше. 15 – как минимум. Загнав машину под мост, мы стали ждать. Температура опустилась градусов до 3, и поднялся жуткий ветер. Естественно, дул он в морду нашим пловцам :)
      Я разрывалась от очень противоречивых чувств. С одной стороны, мне было ужасно жалко ребят, которые, между прочим, искали мою лодку. С другой стороны, я не верила, что они что-либо найдут, зато прекрасно понимала, что задолбаются по полной, а это значит, кто-нибудь из них наверняка не захочет завтра плавать, и мои шансы в очередной раз получить лодку на сплав росли буквально с каждой минутой :) Вот такое оно, женское коварство :)
      Наконец в темноте раздались голоса. Конечно, никаких лодок ребята не нашли, но зато привезли целую кучу апельсинов и … Сергунину морковку! Морковка была единственной вещью, которую утратил Сергуня в тот памятный день, т.к. оставил ее не в своей, а в Алголовской лодке, и вот теперь она нашлась. Меня вдруг охватило раскаяние – надо было не жадничать, и бросить в речку вместо 10 центов хотя бы евро – авось, нашли бы что-нибудь посерьезнее :)
      Чтобы поощрить наших замерзших и уставших героев, Сергуня зарулил на обратном пути в кабак, где мы заказали очередную рульку :) Правда, немецкая рулька все же была покруче португальской :)

Закатка или Rio Vouga 2

Длина участка - 10,5км.
Падение на участке - 90м.
Сложность (по книжке): 4

      Мой прогноз полностью оправдался – еще вечером Леха Чирков объявил, что завтра останется дома, а значит мне снова выпадала возможность поплавать. Конечно, Лехин Кросс с «колесом от камаза» внутри (Леха возит в корме камеру от Газели в качестве емкости непотопляемости) оптимизма мне не внушал. Но вы же понимаете… «Алгольчик, ты же сам говорил, что можешь плавать на любой лодке?»… эх, хорошо быть единственной девушкой в группе :)
Ночью разыгралось настоящее ненастье – дождь барабанил с такой силой, что было слышно даже в комнатах, хотя обычно из-за толстых стен определить, какая на улице погода можно было только выйдя на улицу. В каминной трубе завывал ветер, пугая нас какими-то инфернальными звуками. На ночь Сергуня закрыл машину огромным куском полиэтилена, надеясь избежать потопа в салоне – бесполезно. Полиэтилен сдуло, и утром мы привычно вычерпывали образовавшееся внутри озеро.
      Выбранная река мне не нравилась. Во-первых, на ней была плотина, которую предстояло как-то непросто обносить. При чем, книжка предупреждала, что обнести ее по большой воде невозможно. Во-вторых, описания порогов были какие-то.. ну не знаю, не фановые, что ли :) Упоминались то котлы, то нависающие скалы… :)
      А ненастье и не думало кончаться. Дождь лил не переставая, ураганные порывы ветра чуть ли не сдували машину. Проезжая мимо одной из речек, я увидела настолько ужасную картину – просто жуткий порог на фоне разыгравшегося паводка – что весь мой завтрак подступил к горлу и начал проситься наружу, а, между прочим, река категорировалась книжкой как 4+! Когда мы заехали в гору, стало еще страшнее – мохнатые кусты колючек качались в разные стороны, то и дело попадались упавшие деревья… Я просто не могла представить, что сейчас нам придется плыть – мне из машины-то страшно было высунуться!
Но когда мы приехали к реке, как по волшебству стал стихать ветер, а сквозь рваные тучи даже начало периодически проглядывать солнышко! Еще больше нас удивил уровень воды в реке – судя по водомерной рейке, он был низким, а вода – абсолютно прозрачной! То ли дело в том, что река как-то хитро зарегулирована, то ли еще в чем-то, но факт оставался фактом – плыть было можно без проблем!
      Старт участка находился в аквапарке. Настоящем таком, по евро за вход, с кучей горок и аттракционов :) Мы, правда, решили не кататься, справедливо полагая, что впереди у нас будет куча подобного добра совершенно бесплатно.
      Скажу честно, река мне понравилась. Даже очень. Хотя ничего героически-сложного на ней не было и в помине. Практически все препятствия, включая самый сложный порог, мы ехали сходу, максимум – кто-то один привставал в лодке, разведывая проход. Но зато шли эти препятствия практически непрерывно и были очень и очень фановыми. Алгольчик, конечно, немного отжигал (не так-то просто ездить на лодке с колесом от камаза :) и даже перевернулся разок в улове на сбойке, но в целом все было очень ненапряжно и весело. Сергуня тоже порадовал публику, расклинившись в ужасной щели в одном из порогов, так что Алголу пришлось вылезти из лодки и прийти к нему на помощь, а у меня на лбу образовалась откуда-то загадочная шишка, происхождение которой я не могу объяснить, ибо не килялась и ничем вроде не ударялась :)
      Самые сильные же впечатления от участка оставила плотина. Была она высокой, метров 10, в скальных стенках, так что, подъехав к срезу, мы пришли в полное недоумение – никаких возможностей для обноса на первый взгляд видно не было. Но стоило привстать в лодке, как ситуация прояснилась. Ближе к правому берегу был сделан специальный канал для рыбы. Представлял собой он узкие, в полметра шириной, лоханки, ступеньками спускающиеся до самого низа. Вся эта конструкция была сделана на столбах, так что, проходя по ней, справа и слева можно было любоваться жуткой пропастью и от души представлять всякие страсти :). Честно говоря, я сперва сомневалась, что у меня получится спуститься самостоятельно, но в процессе оказалось, что это совсем не сложно :) Хотела бы я посмотреть на рыбу, которая скачет по этой лестнице! Сдается мне, что сооружение из разряда, что и знаменитый немецкий тоннель для лягушек, на строительство которого было потрачено 2 миллиона евро, и по которому за 3 года проскакала ровно 1 особь :)
      На финише все признали, что закатка прошла удачно. Отправив Алгольчика в Гемороиш, сдавать машину, мы неспешно собрались, привязали лодки и помчались туда же – забирать нашего, теперь безлошадного, друга. Впереди была долгая дорога домой…

Дары святого Гансало или зачем мужикам складные метры

      С утра мы наконец отправились осматривать местные достопримечательности. Первым по нашему плану был городок Амаранте. Алгол поизучал путеводитель и рассказал нам, что в городе процветает культ святого Гансало, покровителя детей и деторождения. В день рождения святого все жители городка пекут печенье в форме… фаллоса! К сожалению, последний ДР был в июне :)
      Побродив по центру городка и посетив собор, мы отправились гулять по улицам, и в первой же булочной я увидела на витрине ЭТО! То самое печенье, ага. Судя по его размерам, святой Гансало был знатным мужиком. По крайней мере, с таким э… достоинством не стыдно было бы и коню. Лихорадочно соображая, сколько этих штуковин мне понадобится (на сувениры:)), я остановилась на трех, и всю дорогу потом мучалась с ними, боясь сломать :)

           

      Гемороиш, номер 2 в нашем списке, оказался еще более интересным городком. Мы с удовольствием осмотрели старинную крепость, дворец герцога и просто погуляли по узеньким, старинным улочкам центрального района. На стене одной из церквей обнаружили фреску со знакомым лицом :)

        

         

      Вечером пересекли границу и оказались в Испании. Я ужасно радовалась, т.к. могла наконец говорить и даже понимала радио (что совершенно не помешало мне на следующий день случайно заказать в ресторане вместо свинины рыбу :). Покинули Галисию и оказались в Заморе. Вот уж действительно, говорящее название! В течение трех часов мы безуспешно пытались найти кабак, но все они были либо закрыты либо в них не было мест, так что мы чуть не поумирали с голоду :)
      Потом был холодный утренний Мадрид, аэропорт и уже знакомый Кельн. GermanWings по-прежнему радовал нас своим сервисом, не задерживая рейсы ни на минуту и очень аккуратно обращаясь с багажом.

        

      В Кельне, во время регистрации к нам подошла девушка и в рекламных целях выдала складные метры. Точнее, двухметры! При чем, выдала их только мальчикам! Не знаю, зачем, но мальчики тут же использовали их по назначению :). Результатов, к сожалению, не оглашали, но я почему-то думаю, что победил Святой Гансало :) Так вот весело и ненапряжно долетели до холодной и бесснежной Москвы.


      Зимняя Португалия пахнет дымом. А еще – эвкалиптами. У меня перед глазами стоит сотня картинок, словно стоп-кадры, выхваченные из самого сердца этой непростой страны. Но самая щемящая, самая острая, навсегда врезавшаяся в память – наш последний вечер. Ночная автострада, время от времени освещающаяся фарами встречных машин, где-то внизу, в долине, словно угольки костра, мерцает огнями маленький городок, а высоко в небе тонкий-тонкий серп растущего месяца острым рогом указывает нам путь. Московский месяц уже успел превратиться в луну, но глядя на него, я часто думаю, что мы обязательно вернемся в эту туманную страну апельсинов, эвкалиптов и удивительных, ни на что не похожих рек. Португалию…

      В заключении хочу поблагодарить всех, кто составил мне компанию в этой непростой поездке :)
Сергуню – за то что он есть,
Алекса – за то, что поддержал меня в трудную минуту,
Алгольчика – за Мамбу,
Ленечку – за Зулу и приятную компанию,
Леху – за Кросс, спокойствие и помощь в надевании юбки,
И главное – всех, за то, что они такие чудесные и замечательные люди!
Спасибо, ребята!

Ваша Аничка,
Москава, 24.01.2007
Авторы фотографий: Алексей Голых, Сергей Кардашин, Анна Мараховская

Литература и ссылки:

Книжка 1 PORTUGAL KAYAK
Книжка 2 LE PORTUGAL DE RUI CALADO
Книжка 3 KAYAK EN GALICIA
Очень подробные карты Португалии
Сайт, на котором мы резервировали наш домик.