Агентство Венгрова


Главная  ::  Отчеты  ::  Греция

текст и фото: Петр Воскобойников

    Вот и настал долгожданный апрель, пора перелётных птиц, и мы с Леной наконец-то едем в Грецию.
    Путь наш весьма непрост и закавырист, ибо лежит он через Ригу. Отсюда, вместе с Борей и Ритой, мы летим в Афины прямым рейсом весьма бюджетной Аир Балтик. Но сначала ночь на машине, по убитым российским и латвийским дорогам. На границе почти никого, но бдительные латыши мурыжат нас почти час: "Поднимитте капот, куда еддите? Что этто за лодка такая? Сколько у вас денег? Сколько у вас водки? ПОККАЖИТТЕ! Опустите капот, ждитте около машины." Правда, о "патологической жадности" речь вроде бы не идёт.
    И вот мы в солнечной, гостеприимной и тёплой Риге. Без проблем сдаём весь багаж и через четыре часа мы в холодных и пасмурных Афинах. Приключения начинаются с того, что мы не можем найти офис прокатной конторы. Борис звонит по телефону, оказывается, они находятся совсем в другом месте и за нами должны были прислать автобус, если бы Боря их предупредил, о том, что мы прилетаем на четыре часа раньше из-за переноса рейса. Конечно же, заказанного Форда Фокус с рейлингами нет. Берём КИА СИД - это единственная машина, на которую можно поставить наш багажник. И через два часа, наконец-то, выдвигаемся на север. Решили ехать через Пелопоннес, по автобанам, через новый мост около Патры, построенный к Олимпиаде 2004 года. Автобаны платные - каждые 50 км 2,8 евро, а за мост вообще 11,5. Около шедевра инженерной мысли длиной 5,5км нас накрыла гроза, так что фотосессия была скомкана.
В этой поездке я впервые пользовался специально приобретённым для этого навигатором. Весьма полезная вещица, заценил на все сто. Особенно ночью, в маленьких городках, в горах, где все надписи буквами из математики и не черта не понятно. В общем, к часу ночи добрались до точки базирования в городок Коница, апартаменты Артемис. По дороге решали по телефону вопрос о досрочном заселении с хозяином Ставросом. Здесь уже жила несколько дней дружественная компания во главе с Сергуней, которая уже вторую неделю кочевала по речкам северной Греции. С утра 26 апреля выяснилось, что они специально по случаю нашего приезда запланировали прохождение речки Викос, протекающей в одном из самых глубоких в Европе каньоне.

        

    На трёх машинах мы приехали в точку старта около древнего живописного моста. Отсутствие воды в русле почему-то никого не остановило, кроме Алекса. Час на перегонку машин и мы шкрябаемся вниз по камням. Где-то через полтора-два километра Сергуне приходит мысль просмотреть, что там дальше. Вердикт однозначный - идти так 17 км в поисках воды - нереально. Боря срочно звонит Рите и она возвращается. Пешка по хорошей тропе назад. Отвезли водителей на финиш за машинами. И в итоге провели оставшееся время с Борей и Ритой в ресторанчике на ключевом перекрёстке, позже к нам присоединилась Наталья. Она приехала на басике рафтовых гидов с точки нашего несостоявшегося финиша. Говорит, пришла, машин нет, все её бросили.
    А тем временем, оказывается, оставшиеся каякеры нашли спуск в нижнюю часть каньона и проехали его, нас не позвав. Такой вот получился первый день раскатки…
    На следующий день, 27 апреля, была выбрана верхняя часть великой реки Аоос, на которой, собственно, и стояла наша деревня. Забегая вперёд, скажу, что это получился самый сложный и самый протяжённый день в этой поездке. Надо отметить, что греки почему-то не пытаются строить дороги вдоль рек, а прокладывают какие-то жуткие серпантины по хребтам. Иногда длина перегона машин троекратно превышает длину самого сплавного участка. В общем, наездились мы по этим серпантинам, срезая углы, видимые на карте. Но времени, по-моему, это сильно не сэкономило.
    В этот день мы стартовали около 13.00. Нам предстояло пройти 27 км участок класс 4. Погода была переменная без дождя, живописные скалы, красота. И тут выясняется, что лодочка моя течёт, причём довольно сильно. Трещина около 5 см. на самом днище. Где я её просадил, я так и не понял. То ли вчера, то ли ещё когда-нибудь. Возвращаться ужасно не хотелось, пришлось ехать так, отливаясь каждые полчаса, иногда и чаще. В итоге, к началу первого каньона я уже чуть-чуть заколебался. Но сначала всех удивил Лёня. Он как-то нехорошо лёг на заходе в очередной порог и ушёл в ключевой слив головой вниз. Дальнейшее видел только Боря с камерой в руках. Всё закончилось хорошо, остались только разрушения на лице. Остальные проехали нормально. А вот я чего-то где-то продолбал и уехал в последний слив кормой. Тут же лёг и после недолгой борьбы отстрелился. Пришлось поплавать вместе с лодкой между вертикальными стенками. Благо, что Лёня с «морковкой» оказался рядом.

     

            

    Потом были длинные и изнуряющие прогоны и Сергуня, который вечно меня подгонял (мотал нервы). Лодка не текла только на гладкой воде, отливать её через колено уже не было сил. Я делал это всё реже и реже, просто плыл в полной лодке. Потом был какой-то порог, где я лёг и встал о Сергуню, прямо перед какой-то «задницей». А в конце был ещё какой-то порог, где я лёг и не встал, Сергуни рядом не было. Правда, был Боря, которому было явно не до меня. Ну, я как-то сам собрал своё барахло. И всё-таки, мы доплыли к ночи до заветного моста, где нас никто не ждал. Начало темнеть и холодать. И тогда появился костёр. Боря ходил наверх звонить Рите и устроил нам детскую разводку с какими-то проблемами у машины, и все повелись, а Боря очень радовался и всё это снимал на видео. И, наконец, Рита с Леной появились с сухими вещами. Но не для всех. Лёня таки оставил своё барахло на старте и на два часа продлил себе неопреновое удовольствие.
    Пока перегоняли машины, пошёл дождь и часть участников бомжевала под мостом. А Боря, Рита и Аня не поленились подняться несколько километров в кабачок в ближайшей деревушке. В итоге дома все собрались только к часу ночи.

          

    На следующий день, 28 апреля, Сергуня быстренько заварил мою лодку своим волшебным феном и мы поехали на простенькую речку Барбанико, рядом с домом. Правда, описания на неё не было, но на карте она была отмечена типа класс 3 (как мы потом поняли, отмечена была вовсе не она), опять же дорога вдоль реки. Алгол с нами не поехал, Лёня тоже был деморализован и согласился быть водителем. Поехали вшестером. Погода пасмурная, вода мутная, но вроде не высокая. В начале речка просто арык без уловов в широко разработанной долине с явными следами недавнего паводка. Скорость довольно высокая, ширина русла иногда около трёх метров, типа эскалатор. Всё тайное стало явным, когда мы вошли в каньон. Четыре куба воды летят с нарастающей скоростью между чемоданов. Алекс как-то сразу сказал, что уходит назад к машине. Мы пободались ещё метров пятьсот и оказались около пешеходного мостика. Дальнейшая разведка показала, что участок нам не по зубам. По тропинке вылезли на дорогу, все пошли смотреть что там внизу, а я налегке пошёл в верх, по дороге, за машиной. Каково было моё удивление, когда я обнаружил у машины Алекса с лодкой - этот монстр прошёл низом по сыпухам быстрее меня и даже умудрился поспать! Такая вот получилась речка без ужасов.

    

    29 апреля Лёня и Алекс решили не плавать. Поэтому на речку Милеапотамос поехали на двух машинах. Дорога шла через заснеженный перевал 1800 м. Рядом горнолыжный курорт, сезон едва закончен, подъёмники только начали разбирать на лето. Проехали без приключений, правда опять по грунтовкам с лужами и глиной. Речка запомнилась двумя не очень сложными порогами и выдающимся непроходимым каньоном в конце. «Мост» на финише оказался бродом, поэтому случилась некая хитрая логистика с машинами. Сергуня с Борей заменили Риту и Ленуу уехали за второй машиной. Правда первые перешли вброд, а тётенькам пришлось идти в обход через старинный пешеходный мост у начала каньона.

        

        

    Тем временем они поведали нам историю про знакомство с греком преклонных годов, который говорил по-русски. Дедушка прожил в Ташкенте 30 лет: с 1948 по 1978. Воевал за коммунистов, ещё пацаном и был вывезен в СССР, потом вернулся. Даже нашёл мать, правда отца не застал. Теперь с роднёй содержит харчевню, где с ним и познакомились. Такое вот наследие прошлого.
    На обратной дороге, на перевале случилось облако, пришлось красться в почти нулевой видимости, потом где-то в темноте Аничка увидела форелевое хозяйство, остановились прикупили живой рыбки. А ещё по дороге Сергуня пытался охотится на многочисленных зайцев и по-моему одного даже сбил. Я сзади явно видел в свете фар и притормозил, но тушку так и не нашёл, видно отлетела в пропасть. Ужинали только рыбой.
    30 апреля большинство товарищей решили устроить день отдыха и отправились в Метеоры. А мы с Борей и Алексом решили проехать нижний Викос, так чудесно обломанный в первый день. За полчаса по тропе спустились в каньон с чистой изумрудной водой. Несколько несложных порожков и два часа любования видами. Потом ездили в пещеру около Янины. Интересное место, вход находится между домами прямо на улице. Внутри всё кругом свисает и торчит, как будто прорвался цементопровод, и так на протяжении 1.5 км. Потом посетили крепость в старом городе, здесь находится единственная мечеть в Греции рядом с могилой Али-Паши. Остальные, в своё время, греки снесли вчистую. Вечером обменивались впечатлениями от увиденного.

        

            

    Первое мая отметили поездкой на речку Каларитикос. Но сначала была жуткая дорога с крутыми серпантинами и маленькими мостиками, таких, по общему мнению, мы ещё нигде не встречали. Апофеозом всему стал сель, сошедший на дорогу в двух километрах от точки старта. Ещё час нудного объезда и мы на речке «класс 3» в каньоне с вертикальными стенками до 300 м. Надо сказать, что все время пока мы здесь, идут дожди, временами ливни да и температура выше +15 не поднимается.
    В этой речке вода оказалась «цвета дерьма и текла по макушкам деревьев», так что автор этой фразы от сплава отказался. Зато Лёня восстановился и воспрял духом. Опять же, наличие коммерческого рафтинга вселяет уверенность.
    Вставлять начало сразу же, Биг Вольюм знаете ли. В первом же прижиме Лёху Чиркова зажевала здоровая поганка. Он несколько раз пытался встать, я был рядом и пытался ему помочь, но он меня не видел и вылез из лодки. На берег выбрался сам с лодкой. Через десять минут такого пёра собираемся в маленьком улове между вертикальными стенками, кто-то видел как Лёха опять вылез из лодки, идут минуты томительного ожидания. Лёхи и Алгола нет. Точка не возврата пройдена, мы им помочь уже не можем. Сергуня начинает обсуждать возможные сценарии наших действий. Над нами остатки подвесного моста, но туда по вертикали метров десять. Без шансов. И тут появляется рафт и гид на ходу успевает сказать, что Лёха на берегу и Алгол помогает ему сесть в лодку.
Ещё минут десять и мы снова все вместе. В стенках река немного успокаивается и начинается «живопись». Жаль, что не удалось поснимать всё это великолепие. Дальнейший сплав не вызывал такого напряга. Можно было любоваться высоченными заросшими скалами, водопадами падающими с неба, купаться в их струях и не думать об ужасах.

           

    Дорога домой оказалась гораздо короче, правда говорящая тётка опять завела нас в центр Янины, опять постояли в пробке возле крепости . Всё было такое почти родное. Второго мая выбрали речку Алиакмонас. На самом севере, возле Албанской границы. Это последний совместный катальный день, поэтому поехали все, включая Алекса. Правда, по дороге Алгол почему то соскочил, придумав какую-то неубедительную отмазку. В итоге он гулял в одиночестве где то вдоль Викоса, где и пролюбил свой замечательный фотик. А мы проехали коротенькую речку с двумя ничем не примечательными порогами в несколько техногенном ущелье. Зато на финише запомнилось большое количество машин и людей. Как сообщила разведчица Аничка, здесь торгуют грибами. Какими, мы не уточняли. На обратном пути, под уже традиционным дождем, заехали в какую-то маленькую деревушку, поесть. Ресторанчик открыли специально для нас в нарушение сиесты. Первый раз за неделю ели суп. Очень вкусный, по общему мнению разогретый холодец из требухи. Дёшево и сердито.

   

    Третьего мая день отъезда. Группа отъезжающих убыла в Салоники . Вечером у них самолет домой. А у нас ещё большая программа. С утра мы с Борей решили проехать самый нижний Аоос - от монастыря. Рита довезла нас до плотины, дальше пошли пешком. Разведка показала, что выше нам не по зубам. Начали у выхода из каньона. Быстренько проехали нижние пороги, чуть-чуть поснимали. Пообедали. И поехали в Метеоры.

         

    Приехали поздно и успели только в один монастырь, где нас традиционно накрыло вечерним ливнем. После дождя погуляли, поснимали, повпитывали. В общем, приобщились к наследию. Ночевать поехали к морю в г. Ламию . Кое-как нашли подходящий отель, мы с Леной ещё ночью побродили по городу. Как раз греки играли с ЦСКА, страсти кипели во всех ресторанчиках, казалось что греки выиграли. С утра посетили местную цитадель, и поехали «разграблять» Афины.

           

    Центр города потряс своей убогостью и загаженностью. На улицах полно черных. Все к тебе рвуться, кто окна помыть, кто дурь предлагает, кто часы, кто зонты. Азиатчина какая-то в хвалёном Евросоюзе. В этот день был какой-то праздник и вход в Акрополь был бесплатный. Обычно 12 евро. Пустячок, но приятно. Вся античность - сплошная стройплощадка. Парфенон весь в лесах. Заканчивать реконструкцию никто не торопится (начало в 1979). «А зачем, ведь денежки идут, и какие крупные деньжищи». Евросоюз платит. Но масштаб чувствуется… Обошли всё за пять часов. Ночевать решили подальше от этого вертепа.

           

       

    Поехали искать храм Посейдона на самом южном мысу материковой Греции. Нашли, переночевали. Я хотел купаться, зашёл по колено в море, купаться почему-то расхотелось. Такое хреновое лето. С утра пошли к храму. Он работает с 10 утра вход 4 евро. Поснимали бесплатно и уехали в Афины.
    Навязчивая идея посетить олимпийский слаломный канал упёрлась в забор стройплощадки. Правда, удалось пообщаться с директором, даже дал визитку. Говорит: некая фирма перестраивает его в аквапарк, и посмотреть низя - типа секрет. Поехали в аэропорт. Без приключений сдали машину и улетели в солнечную (до нашего приезда) Ригу.
    Здесь нас ждала на автостоянке наша машинка и началось Большое Восточно-Европейское путешествие. Но это уже совсем другая история.
    Большое спасибо всем участникам за теплую компанию, особенно Боре и Рите.