|
|
Главная | :: | Отчеты | :: | Путешествие на Соловецкие острова. |
|
Анна Мараховская Нитка и схема маршрута: Рабочеостровск - о. Немецкий кузов - о. Соловецкий (Мыс Переговорный) - дневка (Кремль, трапезная, веломаршрут к Зелёному озеру) - мыс возле оз. Березовое - о. Анзерский (мыс Кеньга) - дневка (Свято-Троицкий, Голгофо-Распятский скиты, Кирилловская Тоня) - о. Соловецкий (губа Сосновая, волок в оз. Долгое) - Исакиевский скит, волок в озерно-канальную систему, оз. Плотичье - оз. Нижний Перт (волок), полудневка (Кремль, трапезная , велопрогулка к губе Долгая) - волок в море, мыс Белужий - о. Немецкий Кузов - Рабочеостровск
...Я была уверена, что это невозможно. Здоровенная палатка, 2 мешка еды по раскладке + мешок «общей» еды типа соусов, масла и специй, герма с
вещами, посуда, сковородка, спальник, коврик, 3 двухлитровых бутылки воды, умывалка, аптечка, кубики для эквилибра наконец... Все это представляло собой такую
неимоверную гору багажа, что представить, как она влезет в маленькую... ну не совсем маленькую, но все же одноместную полиэтиленовую лодочку не
хватало никакого воображения. Но я пожалуй начну по порядку. 2021 по-прежнему оказался годом, в котором планы на отпуск определяли не сколько мы, сколько коронавирус. Заграница оставалась недоступна, и весь график поездок предстояло спланировать под Россию. В общем, не помню, когда появилась эта идея, может быть когда мы пересеклись с Илюхой Клочковым на Кубани, и он целый вечер зажигательно рассказывал нам про морской каякинг, а может даже раньше, когда в прошлом году мы уезжали с Соловков, толком не успев ничего посмотреть, переполненные чувством неудовлетворенности и острого желания вернуться сюда еще раз «по-настоящему». Но к Новому году идея сформировалась и закрепилась окончательно. Итак, с 10 по 25 июля мы едем на Соловки, в морской поход.
Надо сказать, что никакого опыта морского каякинга у нас никогда не было. Как, впрочем, и соответствующих лодок. Но опыт дело наживное, а лодки мы
с Сергуней за зиму прикупили на авито. К весне окончательно определился список участников, и мы начли активно готовиться, прорабатывая маршрут.
Была составлена и закуплена раскладка, докуплено и найдено в закромах необходимое снаряжение. Раскопаны на пыльных полках старые палатки взамен
привычно вытеснивших их круглых декатлоновских самораскладушек, которые, увы, в лодку никак не лезли. Компания подобралась бодрая. Серега Иванов, Ленечка (кстати единственный из нас владелец соответствующей лодки не первый год и носитель некоторого опыта в области ее эксплуатации)), Серега Чамов и его друг Саша Удалых. За двух последних мы немного переживали, ибо Серега каноист и не вполне владеет греблей второй рукой, а друг его Саша вообще не вполне владеет какой-либо техникой гребли, т.к. ничем подобным всерьез не занимался. Но проведя контрольный выезд и катнув двадцатку вокруг Серебряного бора, мы успокоились. Серега справлялся, а Саша оказался невероятно талантливым учеником, очень быстро приспособившимся и начавшим грести не хуже нашего. Вообще этот выезд нас очень сильно обнадежил и вселил много, как впоследствии оказалось, ложных ожиданий. По Москва-реке пустые лодки спокойно ехали 8 км/ч, великолепно рулились, отлично серфили, легко вставали... В общем, предстоящее приключение начало представать в нашем воображении легкой рекреационной прогулкой. Наступил день отъезда. Собравшись на Сходне, с трудом загрузили непривычно длинные, громоздкие и отказывающиеся сходу собираться в нужный паззл лодки, мы благополучно стартовали. Дорога прошла без приключений. Переночевали в любимом месте на Кончозере (61.999084, 34.164727), где отлично отдохнули и накупались, благо погода стояла жаркая. Утром заехали в магазин в Янишполе (62.116562, 34.262417), закупились дешевой рыбой, съели ее в обед, остановившись на знакомой стоянке уже на берегу Кеми (64.913587, 34.271249). А к 4-м часам вечера (максимум прилива ожидался в 8) увлеченно решали квест с распихиванием багажа по лодкам в Рабочеостровске (64.990959, 34.789687), с которым благополучно справились за час к немалому удивлению всех участников.
А вот дальше...
Машину просто оставили на берегу, за стоянку не платили. Отплытие произошло в самом бодром расположении духа. Ну а что - солнце, жара, вода теплая, лодка едет,
прилив, как и планировалось, наступил... Но уже спустя часик гребли стали проявляться подвохи.
Утро встретило нас сыростью и туманом. По графику отплывать нужно было после обеда, но в окружающем нас молоке возможность выхода на воду вообще представлялась сомнительной. Неспешно позавтракали и отправились осматривать остров. У меня дико болело плечо после вчерашней схватки с ветром и волнами, так что я втайне надеялась, что туман не рассеется, и мы посидим тут сутки. Однако, надеждам сбыться не удалось. Очень скоро стали появляться проплешины чистого неба и взору открылись потрясающие виды, окружающие остров. Мы поднялись на ближайшую вершинку, понаблюдали за куропатками и объелись морошкой.
Незаметно наступило время обеда, а там и сборов.
Сегодня нам предстоял очень трудный день - почти 30 км с самым длинным переходом по открытому морю. Все это немного пугало.
Большой Топ (64.988562, 35.460029) - совсем маленький, голый островок, поросший мхом, морошкой и какими-то небольшими кустами. Конечно же, он, как и все местные островки, является
приютом для чаек самых разных мастей, ведущих себя довольно агрессивно по отношению к пришельцам. Маяк оказался закрыт, подняться на него не удалось.
Зато тут мы увидели настоящего здоровенного морского котика, который лениво нежился на берегу и даже не сразу ринулся в воду, дав себя пофотографировать.
Следующий день был запланирован под дневку. И потому утром мы проснулись, искупались, позавтракали, осмотрели тот самый Переговорный камень, рядом с которым располагалась наша стоянка, а затем выдвинулись к монастырю, попутно заходя во все встречные магазины и сувенирные лавки. Поскольку практически для всех нас эти было не первое посещение святыни, много времени мы не потратили, а очень скоро осели в трапезной, где не смогли себе отказать в монастырской выпечке, местной сметанке и салатиках.
Вопрос, что делать дальше, решился как-то сам собой. И снова наш выбор пал на велопрокат.
Надо сказать, что прошлогодний опыт катания на велосипеде по острову я вспоминала как страшный сон, с одной единственной мыслью - «never again». Не
знаю, как друзьям удалось уговорить меня снова ввязаться в эту авантюру, наверное, я поддалась на уговоры Сергуни, который пообещал на этот раз взять
самые дорогие и самые лучшие велики с нормальными амортизаторами. Ну и тетенька в самом прокате довершила начатое, предложив нам очень заманчивый маршрут к Зеленому
озеру и красочно расписав все его прелести. Туда мы должны были ехать по бывшей узкоколейке, а обратно - возвращаться вдоль моря с заездом в 2 точки, где
якобы живут морские звезды. Само озеро описывалось как уникальное, самое чистое и самое прозрачное на острове.
И снова пришло время садиться в лодки. Весь следующий день мы двигались вдоль берега, обходя остров против часовой стрелки. Сильный встречный ветер, к
которому мы уже начали привыкать (точнее, привыкать к тому, что он всегда встречный, куда бы мы ни плыли)) мешал, но близость суши и возможность в любой
момент причалить, отдохнуть и размять ноги сделали этот переход достаточно лайтовым.
На следующий день мы продолжили двигаться на север, проплыли в пролет
Муксалмовской дамбы, прошли проливы Железные ворота и, отдохнув на маленьком
попутном островке (65.067872, 35.878604), рванули на Анзер, ориентируясь на шпиль Голгофо-распятского
скита. Остров Анзерский встретил нас не слишком приветливо. Уставшие после длинного перехода, мы двигались на запад вдоль берега, пытаясь найти какое-то подходящее
место для стоянки, но повсюду была безрадостная картина. Высоки тростник, затем заболоченный дремучий лес. Пытались искать нанесенные на карту,
купленную в сувенирных лавках соловецкого монастыря, дороги
и просеки - с удивлением констатировали полное отсутствие таковых. Постфактум,
советуем смотреть яндекс карты - на них дорожная сеть на острове соответствует
действительности. Потихоньку добрались до мыса Кеньга, где обнаружили Поклонный крест на высоком берегу,
остатки старого причала и вытащенный на высокий берег пластиковый понтон. Сил искать что-то лучше уже не было, решили остановиться здесь (65.143460, 35.935225).
И как же мы были правы!
Так вот, рано утром мы проснулись от шума моторов и звука голосов. Оказалось, что мыс Кеньга - это точка старта паломнических туров, которые проводятся тут
ежедневно. Группы туристов в сопровождении священников высаживаются на берег (65.146017, 35.932777), их ведут по скитам, затем вновь сажают на катера
(65.136111, 36.074095) и отвозят обратно. Хорошо,
что остановились мы в стороне от действующей пристани. Кажется, никто так и не заметил нашего присутствия, однако дикое очарование этого места
было нарушено.
Утром следующего дня мы вновь вернулись к берегу Соловецкого острова, и продолжили движение вдоль него. Наш путь лежал в губу Сосновая, из которой мы намеревались попасть в озерно-канальную систему острова.
Когда-то этой системой был охвачен он весь. Озера соединялись искусственными протоками, оборудованными шлюзами и затворами. Сейчас, к огромному сожалению,
это удивительное инженерно-техническое сооружение практически утрачено. Функционирует примерно треть всех проток, никаких шлюзов и затворов не осталось, а
то, что имеется, благополучно догнивает.. Однако, на острове работает лодочная станция и частные перевозчики,
использующие электромоторы, существует пара маршрутов по системе озер, и у туристов они пользуются неизменной популярностью.
А вот дальше...
С трудом выбравшись на заиленный берег для разведки (65.122260, 35.605334)мы поняли, что тащить придется довольно далеко. Была частично заваленная деревьями тропа,
которая шла немного по кругу. У
Лени имелась тележка для перевозки лодки. И теоретически вполне можно было воспользоваться тележкой и тропой. Однако перевозить все 6 лодок по очереди
казалось слишком долгой затеей. И тут Сергуня обнаружил, что протока, ведущая из нашего
стартового озера в Долгое, в прошлом явно принадлежала той самой
озерно-канальной системе, только ныне заброшенная, заиленная и тоже заваленная
деревьями. Однако, после небольшого обноса устья, проводить по ней лодки вполне возможно. Чем мы и занялись.
Весьма потрепанные и грязные, мы выплыли прямо к Савватиевскому скиту (65.118133, 35.601367), явно шокировав местного батюшку. Однако, он виду не подал и вполне доброжелательно, спрятав от нас детей, наверное чтобы плохому не научили, посоветовал нам стоянку с причалом у подножья Секирки, куда мы и поплыли. Найдя стоянку (65.103390, 35.592089) и выбравшись на берег, мы рухнули без сил и долго отлеживались. Потом, правда, пришли в себя, как следует пожрали, искупались и еще сбегали на Секирку перед сном. С прошлого года смотровая площадка изрядно разрушилась, но вид по-прежнему завораживает. Да и атмосфера тут на этот раз показалась мне намного менее гнетущей.
На следующий день нам нужно было попасть в Большое Красное озеро и соответственно в классическую озерно-канальную систему. Доплыли до Исакиевского скита, оттуда
Леня перетащил свою лодку прямо до нужного причала (65.098782, 35.623375) используя тележку. На самом деле это не вполне законный вариант, дорога проходит по частной территории
Исакиевского скита, и официально проход по ней закрыт, о чем везде написано. На деле никаких заградительных сооружений не оказалось, и никого на своем пути Леня не встретил.
Мы же не стали нарушать, и сделали небольшой волок в смежное озеро(65.095312, 35.612531), переплыли его до точки (65.097565, 35.618236), затем разгрузили лодки и в несколько ходок
перетащили вещи к Красному озеру.
Озерно-канальная система меня изрядно впечатлила. Не представляю, как копали все эти каналы, и как же было круто, когда вся система полностью работала.
Но и сейчас есть, на что посмотреть.
Несмотря на то, что по километражу нам нужно было сделать свою обычную двадцатку, по озерам это в несколько раз легче, чем по морю, даже с ветром, который
по-прежнему стабильно дул в морду. Нет ни течения, ни волны, ни страха. Вода
теплая. Лодка управляется гребками даже без помощи руля. Маршрут хорошо промаркирован.
Последний день озерно-канальной системы был полудневкой. Мы довольно быстро доплыли до Среднего Перта (65.049208, 35.674952), оттуда сделали совсем небольшой волок в Нижний Перт, и там нашли просто великолепную стоянку (65.041793, 35.674658). Поставив лагерь, двинулись в поселок. По дороге снова взяли велосипеды в прокате, чтобы было легче передвигаться. Пообедали в трапезной, закупились свежим хлебом, сметаной и овощами в магазине. А затем съездили в Долгую губу за мидиями) К сожалению, за время нашего путешествия прилив сдвинулся так, что во второй половине дня был почти максимум. За мидиями пришлось нырять, но это нас не остановило. Набрали целый мешок и отлично провели вечер.
Но самым важным достижением была разведка кратчайшей тропы к морю, по которой нам предстояло совершить очередной капитальный волок. К счастью, такая тропа
была найдена, она отходит от дороги в точке (65.040474, 35.673499) и выходит к морю в точке (65.038991, 35.672780). Рано утром мы приступили к перетаскиванию лодок и
вещей в несколько ходок.
Мероприятие было спортивным, но мы не торопились, и в итоге справились без жертв))
Дождь шел не переставая, настроение падало. Но к вечеру распогодилось, ветер стих, и как только отлив достиг своего пика, мы увидели, как к острову Крачек (65.074416, 35.516868)
начали стягиваться люди. Одни шли пешком, другие подплывали на лодках.
Мы тоже решили пойти, и нисколько не пожалели. Миновав чаек и добравшись до оконечности острова к вышке, мы наконец были вознаграждены - из воды показались белые спины самок и серые - детенышей. Белухи резвились совсем близко, наблюдать их было одно удовольствие. Вдоволь настмотревшись, мы пустились в обратный путь, вдохновленные необычным зрелищем. Нам предстояла последняя ночь на Соловецком архипелаге...
Наутро мы расстались с Сашей Удалых - у него болела рука и он принял решение возвращаться в Рабочеостровск на катере. Его лодку согласились взять за цену еще одного
билета, так что проблем не возникло.
Мы уже знали, что от Топа течение будет не в нашу сторону. Леня долго искал оптимальное решение и убедил нас, что нужно немного подождать и стартовать
с Топа ближе к вечеру, тогда влияние течения будет минимальным. На деле это не сильно сработало. Переход все равно оказался тяжелым.
Скорость местами падала всего до нескольких километров в час, где-то в середине пути мы попали в сулой - совершенно чудовищное явление, когда острые,
хаотичные пирамидальные волны швыряют лодку, напоминает сильную сбойку, было откровенно страшно. К тому же в этот момент мы поняли, что потеряли Серегу
Иванова из вида (Серега вообще любил какие-то свои траектории, считая, что мы едем все время неправильно и не туда, поэтому постоянно от нас уезжал, но
обычно мы представляли, где он. На этот раз Серега исчез совсем, стоять и ждать его в такую волну было просто невозможно - страшно было просто
затормозить и оглядываться)) Единственное, что придавало сил - вид пусть далекого, но вполне реального и достижимого берега, который потихоньку
приближался. Лабиринты меня не сильно впечатлили, однако остров красивый, и с него открывается потрясающий вид на архипелаг. Погуляв и осмотрев все культовые сооружения, мы тоже помчались на уже знакомую стоянку на Немецком Кузове, где Леня с Серегой уже успели растянуть тент, а в рюмках ждал традиционный напиток, призванный скрасить тяготы ходового дня))) Последний переход до Рабочеостровска на этот раз показался совсем лайтовым. Даже несмотря на ветер, дождь и испортившуюся погоду. Почти весь он проходит в тени островов, без ужасов и напряга. Правда, небольшой обнос мы смогли устроить себе даже в море, запилившись в протоку между Северным и Южным Коловаром. Любовались красотами и мечтали о доме. Но вот показалась финишная губа, очертания деревянной церквушки и гостиничный комплекс, наш белый автобус, и Саша, довольный, чистый, отмытый в гостиничном душе и вкусивший местных ресторанных блюд)))
Нам до душа и домашней еды оставалось еще 2 ночи в дороге, но это мелочи.
Поход был закончен. Прекрасный, необычный, очень интересный, подаривший огромный опыт, незабываемые впечатления и очень много красоты.
Огромное спасибо всем участникам за компанию, терпение, помощь и поддержку!
Надеюсь, это был не последний раз, и впереди еще много приключений) Фото: Сергей Кардашин, Анна Мараховская, Александр Удалых |
||||||||||||||||||||||||||