Перед вами
очередной уникальный дневник Коляна Крохина,
снова написанный им непосредственно на месте событий и представляющий
из себя в оригинале рукопись длиной 3
метра, переданную по факсу + порядка 5 СМС сообщений :)))!
Дневник немного отредактирован при набивании Сергуней, а также снабжен некоторыми комментариями
Ани Мараховской (выделены курсивом).
Отъезд.
В возможность поехать этой осенью на Кавказ я поверил только за день до отъезда. Изначально все складывалось не очень оптимистично – надо уже ехать, а на работе аврал… Но все получилось)))
До места добрались без особых приключений, если не считать небольшой поломки системы охлаждения. Но русская смекалка в лице Сергуни позволила нам продолжить путешествие.
Поискав немного в темноте нашу старую стоянку, решили встать на съезде с дороги в тупике. Асфальт, но зато сухо и ровно. Правда место активно посещается местными коровами, судя по … следам.
Стоянку, кстати, искали очень забавно. Выехав на одно из похожих ответвлений дороги, мы долго-долго рулили куда-то в темноте, пока не сообразили что катаемся по кругу. Местная «кольцевая» как выяснилось, была проложена вокруг Тырныаузской
свалки, так что пришлось спешно оттуда убираться :)
Первый
день.
Баксан, как много в этом звуке… Для раскатки берем простой участок с постепенно усложняющимися препятствиями. Это от моста выше поселка Былым и до моста выше с. Лашкута. Сначала идет разминочный участок, каньончик с несколькими локальными порожками, потом непродолжительный плес, в районе пос. Бедык, а затем на правом повороте начинается заходная шивера в порог Бедык-1. В пороге есть сифон, который в прошлом году пронырнул (около 10 м) Серега Якимычев.
Мда, а я чуть было не повторила это славный подвиг в этом, встав буквально на
последнем метре плеса перед порогом…
У нас воды в этот раз было больше, и вместо сифона был слив с очень неприятной бочкой-котлом. Хотя все это обходится справа. Порог лучше посмотреть. Недалеко от него находится порог Бедык-2. Впрочем, в нашу воду он стал намного проще. Хотя посмотреть стоит.
Хотя мы не смотрели :))
Оба порога образованы выносами правых притоков – Большого и Малого Бедыка.
Первый день прошел без потерь. Обедать ездили в Тырныауз. Кафе по ориентиру напротив ГАИшного «стакана» - поворот в сторону реки, далее 50 метров.
Засветло, легко нашли нашу старую стоянку и на ночь встали там. Хорошее
место: не видно с дороги, ровная поляна, есть родник. Ориентиры стоянки: Не
доезжая Тырныауза примерно 800 м. до стелы «Тырныауз», рядом с поворотом на
загадочный комбинат на противоположном берегу. Сразу за съездом канава и
бетонный столб.
Погода отличная, светит солнышко.
Второй
день.
Сегодня идем верхний участок. Начало от разбоев ниже пос. В. Баксан, окончание у моста выше Тырныауза. Первый каньончик на этом участке - игрушечный, после него небольшой плес, а потом основное препятствие – порог «Макс-2». Есть еще «1-й селевой», он ниже… (здесь и далее мы используем свои, исторически сложившиеся в клубе названия порогов Баксана, просьба не обижаться)
В нашу воду порог заметно усложнился, пожалуй на 4+. Представляет собой длинную горку (метров 600) с большими бульниками, и через все это месиво несет свои воды Баксан. Просмотр затруднен буйной растительностью по берегам – но вполне можно идти без просмотра. Сложность состоит в длине препятствия – практически до конца расслабиться нельзя – надо грести в полную силу, иначе где-нибудь «залипнешь».
Я пошел первым, поэтому мне никто не мешал, и я получил массу удовольствия от прохождения. Зачалился в улов ниже основного падения, где на быстротоке повысил свои навыки в спасении людей и снаряжения.
По итогам прохождения Макс-2: четыре заплыва, одно весло сломано и одно утоплено.
Комментировать не буду, т.к. воспоминания не из числа приятных :)
Собрав после порога все вместе (людей, лодки, весла), мы без особых приключений продолжили сплав.
Ориентиры порога Макс-2 с воды: резкий, s-образный поворот реки сначала налево, потом направо, дорога отходит от реки, в нижней части порога справа впадает ручей, красивые водопады которого видно с дороги. С берега: в конце порога на левом берегу на большом камне черная плита (2м х 1 м) с изображением джигита, еще рядом через реку идет труба газопровода.
Обед опять в Тырныаузе. Ночевка на старом месте.
Вспомнилось вино Черный Будун, и как пили за весла не чокаясь :)
Третий
день.
Переезд на Чегем.
Ночью пошел дождик, который продолжался и утром. Поэтому когда я проснулся, вылезать из палатки не хотелось. Но благо мы с Лехой поставили палатку выходом под тент. Это обстоятельство облегчило встречу с суровой реальностью мокрого утра.
После завтрака решили ехать наверх, выше Нейтрино и плавать там.
На посту ГАИ в Тырныаузе за проезд взяли 50 руб.
Остановились посмотреть Нейтрино. Порог впечатляет своим великолепием. По нашей воде – где-то приблизительно средний уровень – он смотрелся более угрожающе, чем весной, за 1,5 года до этого.
Начало – красивая каменистая горка, далее сужение несколько следующих один за другим прорывчиков, каждый из которых в отдельности идти можно, но все вместе подряд – это слишком. В результате бурного обсуждения Серега Иванов сказал, что идти его можно, но нужно раскататься. Возможно, в этом есть смысл, но если ты совершишь ошибку, она может закончиться фатально. Страховать можно только в конце всего порога (протяженность примерно 400 м).
Да, точно. Для страховки рекомендую взять сачок и стоять с ним внизу, вылавливая приехавшие сверху ушки. Больше вряд ли что доедет.
Далее поехали выше. Участок хорошо видно с дороги, особой технической сложности он не представляет (примерно 2 к.с.). Заехали выше пос. Эльбрус до предполагаемого места старта, и тут выяснилось, что кроме меня, Сергея Рагимова и Сереги Иванова плавать никто не хочет.
Ну да, просто Колян забыл упомянуть, что лил жуткий дождь, было холодно, а
без того печальная картина дополнялась гадким непроходимым завалом метрах в 100
ниже «предполагаемого старта». Все это могло воодушевить только очень сильных
духом людей :)
После небольшой дискуссии решили ехать на Чегем.
По дороге заехали в г. Баксан пообедать и закупить продуктов. Злые гаишники взяли еще 100 руб. за проезд поста.
До поселка Хуштосырт дорога хорошая, асфальт, дальше грунтовка, но тоже в хорошем состоянии. После выезда из поселка скальные стенки сужаются и попадаешь в реальное ущелье. Очень красиво: скалы нависают над дорогой, ручьи низвергаются водопадами и река несется бурным потоком, зажатая между отвесных стенок.
По дороге встретили бас Дена Костюченко, ребята были здесь уже 2 дня и сегодня сваливали на Мзымту. Решили ехать в заповедник на самый верх и там искать стоянку. Вообще на Чегеме не так уж много мест, где можно встать. В основном все стоянки находятся в верховьях.
Доехали до заповедника и встали на покосном лугу. Температура воздуха +3, воды - +4,5. Идет мелкий дождь, вечером частично переходящий в мелкий снег. Спас положение костер и некоторое количество горячительных напитков. Дров и грибов в местных лесах навалом.
Четвертый
день.
Холод собачий. Идет снежок мелкими хлопьями. Вылезать из палатки и теплого спальника не хочется. Но надо. Небо затянуто облаками. На вчерашних углях разожгли костер. Без костра просто трындец. Аня слепила из снега белого каякера, очень стимулирует к сплаву. Вообще сама мысль кажется абсурдной. Как говорится, едете сплавляться на Кавказ – берите лыжи. Сегодня решили разведать правый исток Чегема, где по слухам есть каньон с водопадами. Водопады нашли, очень красиво. Вода падает сквозь камни ступенями по 2 – 4 метра, в узком каньоне с отвесными стенками. Частично можно пройти по нашей воде, но желания гидриться ради одного прыжка, почему то, не возникает (t° воздуха +2,5°С, воды +4°С, идет мелкий снег).
Повтыкав на водопады, едем к первому мосту на Чегеме (начало сплава)
(Нумерация мостов по известной
лоции Чегема от Алекса )
Под мостом небольшой косой сливчик, чуть более метра.. С него и начали.
Далее идет постепенно усложняющийся участок, представляющий собой быстро текущую воду между здоровых бульников. Очень динамично, но линию движения, в основном, видно с воды. Хотя иногда приходится, в буквальном смысле, просачиваться вместе с водой между камней (в двух – трех местах).
Закончили сплав у третьего моста., так как очень холодно. Леха Чирков, после второго моста, сказал, что теперь знает, почему мифического каякера называют синим. Фраза вызвала у народа приступ судорожного смеха. Идет мелкий, противный дождик, температура воздуха 2,2°С
На стоянку поехали опять вверх, на старое место. Белый каякер был на месте и даже не сильно подтаял…
Пятый день.
Встал в 7 утра, очень холодно, тент замерз, но красота вокруг необыкновенная. Ясное небо, снежные горы вокруг, которые до этого были закрыты облаками и о их наличии мы даже не подозревали.
Постепенно солнышко дошло и до нашей поляны. Замерзшие останки Белого каякера дотаяли под тентом. С солнцем жизнь наладилась. Сегодня идем от Второго моста до Четвертого. Вода +4 °С
От Третьего моста вначале идет участок с хорошим падением, немного сложнее, чем участок между Вторым и Третьим мостом. Потом идет Первый каньон: гладкая вода, но очень красиво – высокие стенки, уходящие с отрицательным углом вверх. Миша, правда, пытался там расклиниться, но быстро проскочил дальше. Между Первым и Вторым каньонами несложный участок. В конце Второго каньона два выраженных слива с небольшим интервалом (каждый чуть больше метра). Первый в виде каменной горки, второй вертикальный. Шли слева. После Второго каньона порог с заметным перепадом, но можно идти сходу. В Третьем каньоне 2 сложных порога (первый – с сифоном). Лучше посмотреть, поэтому описывать не буду.
После Третьего каньона идет простой участок. Закончили сплав у Четвертого моста. Сегодня решили встать на стоянку на полке над Пятым каньоном. Стоянка хорошая, только ветреная. И за дровами далеко ходить, как, впрочем, и за водой. Днем светило солнышко, поэтому ящик пива (о котором до этого не возникало даже мысли) ушел со свистом.
Была у нас такая дежурная шутка в течение всего похода. Типа «Не желаете ли пивка холодненького? Воон в том белом холодильнике!»
Вечером опять зарядил мелкий дождик.
Шестой
день.
Нас утро встречает прохладой. И мелким дождиком. Выше по горе, где-то на 500 м лежит свежевыпавший снег. Дрова все сожгли вчера, костра нет, поэтому какие-либо действия с утра даются с трудом. Сегодня идем от Четвертого моста до конца порога «6 кысы». Переодевание в мокрый, холодные неопрен доставляет массу новых ощущений, т.к. по ущелью дует легкий, прохладный ветерок (t° воздуха +3 °С, моросит мелкий дождик)
От моста до Четвертого каньона ничего нет. Зато в каньоне слив с двумя сифонами высотой около 2 м. Без киля прошел только Миша. Меня кинуло под скалу вправо, и чтобы не удариться пришлось лечь от скалы и потом, когда промыло, встать. В Пятом каньоне ничего нет, кроме красивого водопада слева. В Шестом каньоне ничего нет. Далее прогонный участок. После автомобиля «Волга» в ста метрах начинается порог «6 кысы». Очень динамичный и продолжительный порог.
Леха вначале заплыл, но удачно отстрелился в улове, поэтому не пришлось ничего вылавливать, как говорится, спасся сам. Ближе к концу, в узком сливе поперек неглубоко лежало бревно, через которое Рагимов сделал красивый кик-флип. Остальные перепрыгнули без эксцессов. Конец сплава напротив поляны на левом берегу, после бочечки через всю реку.
Сегодня едем обедать в кафешку на Водопады. «Хычыны» и шашлык, вино и коньяк очень кстати. Народ закупается местными сувенирами в виде свитеров, носков, шалей и т.д.
Вечером сварили глинтвейн из местного вина, сушеных яблок, лимона, шиповника и облепихи, а также водки :) Пришелся всем по вкусу.
Седьмой
день.
Отъезд. Утренний снегопад становится привычным явлением природы. Сбивая снег с тентов палаток, собираем лагерь. Спускаемся под звуки Баха.
(Была такая кассета в нашей фонотеке) Всегда становится грустно, когда путешествие заканчивается и надо возвращаться.
Решили ехать не по трассе, а через г. Баксан. Хотели объехать пост ГАИ, а заодно выбросить мусор. Это было ошибкой. Первый раз тормознули на 100 руб. за транзитный проезд, второй – тут же через 50 м. за неподчинение сотруднику ГИБДД на 200 руб.
(Это у них такая новая фича – махать палочкой, чтобы никто не видел, а потом догонять и возмущаться) Третий раз на выезде тоже хотели денег, но наши рассказы об их коллегах, встреченных за последние полчаса пробудили остатки совести.
Обедали, как обычно, в нашем шалмане не доезжая 100 км. до Ростова. Ночью, когда оставалось примерно 800 км. до Москвы, полетел генератор. Но у нас же дизель и ему электричество не нужно. Всю ночь ехали на аккумуляторе, включив только габариты. Пристраиваешься в хвост фуре или автобусу и в свете его задних фонарей едешь. Очень экстремально, т.к. тот, за кем пристраиваешься поначалу пугается, начинает нервничать и пытается оторваться. Но потом как правило успокаивается. Так и доехали до Москвы. Аккумулятор в ноль, стопори и поворотники уже не работают. Великая вещь дизель!
В Москве нас ждала теплая и солнечная погода (t° воздуха +18 °С). А через 3 дня в Нальчике начались боевые действия…
|